Тема природы в лирике Есенина.
О, Родина! Как много чувств, эмоций, образов и воспоминаний связано у каждого из нас с этим коротким словом. Каждый человек вкладывает в слово «родина» что-то свое, а потому и многогранна, и неисчерпаема эта тема для поэта.
Родина, родной край, его природа — одна из главных тем в творчестве «последнего певца деревни» — Сергея Есенина. Именно его, как никого другого связывают, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым. Жил он потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, а в родную деревню приезжал время от времени как гость. Именно эта ранняя разлука с отчим домом, родной землей придала его стихам о Родине особый смысл.
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил о себе Сергей Есенин. И правда, перечитывая стихи поэта вновь и вновь, убеждаешься в полной мере в истинности его слов.
Для ранней поэзии автора характерна гармония, нет тех противоречий, которые появятся в его лирике с приходом новой, революционной власти. Яркие, светлые образы рисует перед нами Сергей Есенин, первые сердечные переживания, ощущение родного и близкого, что окружало молодого поэта — все это мы и находим в раннем творчестве. Он до боли любил все родное. Разве не видно это по его произведениям? В следующих строках звучит беспредельная привязанность к родной землей, нитью проходящая по всем его произведениям:
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.
Поэт воспевает всю неброскую красоту средней полосы России: просторы полей, гладь озер и рек, синь родного неба, «топи да болота», «плакучие ивы» — во всем этом, казалось бы, привычном великолепии, Есенин видел неповторимость родного края. В пейзажной лирике поэт использует множество изобразительно-выразительных средств: здесь и красочные эпитеты: «дьявольски красив», «серебрянное перо», «маковый цвет зари»; и олицетворения:
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Природа оживает: она дышит, смеется, говорит и плачет. Испльзуется также прием сравнения. К примеру, молодая березка, стройная и «кудрявая», ассоциирцется у Сергея Есенина с молодой девушкой:
Мне навстречу, как сережки,
Прзвенит девичий смех.
Или иное сравнение:
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
И все эти средства так мастерски используются поэтом, с той целью, чтобы передать всю красоту и великолепие родного края! Но при всей этой красоте природы поэт не уходит от действительности, не рисует «райской жизни». С точностью, словно сам живет в ветхой избе, он описывает крестьянскую Русь кануна Октябрьской революции. Тяжелая участь простого народа отразилась в следующих строках:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Щемящее чувство грусти, грусти по «малой» Родине, как сам называл ее Есенин…Да, она убогая, заброшенная, нищая. Но, ведь, не за то любят родной дом, землю, на которой вырос и по которой ходил. Поэт любит ее и такой, какая она есть — без прикрас. Любит и скорбит об отсталости, дикости, нищете, существующих на Руси.
Есенин очень умело сочетает цвет со звуком в одном образе, получая объемную картину:
… Звонкий мрамор белых лестниц...
… хвойной позолотой взвенивает лес...
И даже выражаясь немногословно, используя два — три слова в строке, Есенин все равно добивается выразительности в каждом слове:
По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Тянет от колес.
Всего лишь несколько слов, а как много всего запечатлено: и действие, и образ, и звук, и запах...
Сергей Есенин всегда искренне переживал за свою родину, желал ей процветания и благоденствия. О чем бы ни писал поэт, он, прежде всего, писал о России; все его личные чувства, радости и грусть, обозначали вместе это слово — Родина. Его стихи, по моему мнению, учат нас любить Россию, открывают нам ее простую, но в то же время многоликую красоту. Есенинская «русскость», близость к народу, земле еще в течение долгих лет будет заставлять нас возвращаться к творчеству этого поэта.
Родина, родной край, его природа — одна из главных тем в творчестве «последнего певца деревни» — Сергея Есенина. Именно его, как никого другого связывают, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым. Жил он потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, а в родную деревню приезжал время от времени как гость. Именно эта ранняя разлука с отчим домом, родной землей придала его стихам о Родине особый смысл.
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил о себе Сергей Есенин. И правда, перечитывая стихи поэта вновь и вновь, убеждаешься в полной мере в истинности его слов.
Для ранней поэзии автора характерна гармония, нет тех противоречий, которые появятся в его лирике с приходом новой, революционной власти. Яркие, светлые образы рисует перед нами Сергей Есенин, первые сердечные переживания, ощущение родного и близкого, что окружало молодого поэта — все это мы и находим в раннем творчестве. Он до боли любил все родное. Разве не видно это по его произведениям? В следующих строках звучит беспредельная привязанность к родной землей, нитью проходящая по всем его произведениям:
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.
Поэт воспевает всю неброскую красоту средней полосы России: просторы полей, гладь озер и рек, синь родного неба, «топи да болота», «плакучие ивы» — во всем этом, казалось бы, привычном великолепии, Есенин видел неповторимость родного края. В пейзажной лирике поэт использует множество изобразительно-выразительных средств: здесь и красочные эпитеты: «дьявольски красив», «серебрянное перо», «маковый цвет зари»; и олицетворения:
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Природа оживает: она дышит, смеется, говорит и плачет. Испльзуется также прием сравнения. К примеру, молодая березка, стройная и «кудрявая», ассоциирцется у Сергея Есенина с молодой девушкой:
Мне навстречу, как сережки,
Прзвенит девичий смех.
Или иное сравнение:
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
И все эти средства так мастерски используются поэтом, с той целью, чтобы передать всю красоту и великолепие родного края! Но при всей этой красоте природы поэт не уходит от действительности, не рисует «райской жизни». С точностью, словно сам живет в ветхой избе, он описывает крестьянскую Русь кануна Октябрьской революции. Тяжелая участь простого народа отразилась в следующих строках:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Щемящее чувство грусти, грусти по «малой» Родине, как сам называл ее Есенин…Да, она убогая, заброшенная, нищая. Но, ведь, не за то любят родной дом, землю, на которой вырос и по которой ходил. Поэт любит ее и такой, какая она есть — без прикрас. Любит и скорбит об отсталости, дикости, нищете, существующих на Руси.
Есенин очень умело сочетает цвет со звуком в одном образе, получая объемную картину:
… Звонкий мрамор белых лестниц...
… хвойной позолотой взвенивает лес...
И даже выражаясь немногословно, используя два — три слова в строке, Есенин все равно добивается выразительности в каждом слове:
По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Тянет от колес.
Всего лишь несколько слов, а как много всего запечатлено: и действие, и образ, и звук, и запах...
Сергей Есенин всегда искренне переживал за свою родину, желал ей процветания и благоденствия. О чем бы ни писал поэт, он, прежде всего, писал о России; все его личные чувства, радости и грусть, обозначали вместе это слово — Родина. Его стихи, по моему мнению, учат нас любить Россию, открывают нам ее простую, но в то же время многоликую красоту. Есенинская «русскость», близость к народу, земле еще в течение долгих лет будет заставлять нас возвращаться к творчеству этого поэта.