Русские сочинения - Фадеев А.А. - Разгром - Становление нового человека в революции («Разгром»)

Становление нового человека в революции («Разгром»)

Над романом «Разгром» Фадеев работал в течение трех лет (с 1924 по 1927 год). В романе дана общая широкая картина великой переделки мира и человека после революции; это книга о «рождении человека», о формировании характера нового человека. «Первая и основная мысль романа, — писал Фадеев, — все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».
Становление героя в революции писатель прослеживает на примере центрального героя — Мо-розки.
В начале романа Морозка нарочито выделен: ординарец, а не член отряда. Морозка во многом воплощает стихийное начало партизанского отряда, и доказательство тому — кража дынь, событие, которое противоречит любой упорядоченности. Но постепенно Морозка приближается к отряду. И это не случайно заложено еще в начале романа. Предыстория Морозки очень похожа на предысторию Павла Власова — будущего героя-революционера. Да и в первой главе Морозка говорит важнейшие для автора слова: «Уйтить из отряда мне никак невозможно, а винтовку сдать — тем паче. Поэтому не из-за твоих расчудесных глаз, друже мои Левин-сон, кашицу мы заварили...» Что это означает? Это означает, что для Морозки существует главное — идея, вера в будущую победу. Поэтому и приход Морозки в отряд, и его гибель, и подвиг закономерны и оправданны. Морозка неизбежно должен был прийти к единству с людьми, к полному ощущению общего дела.
Противопоставлен Морозке герой, с которым Морозка встречается и расстается в экстремальных ситуациях, — Мечик. Мечик сразу противопоставлен всему отряду: интеллигент, окончил школу, в отряд получил направление от партии эсеров.
Реальность оказывается другой: сначала его принимают за эсеровского шпиона, потом вместо коня дают старую кобылу Зючиху. Мечик для Фадеева — «человек-имитация». В конце концов он признается сам себе, что больше всего на свете он любил все-таки самого себя.
Однако по образу Мечика нельзя судить об интеллигенции и революции вообще. Рядом показан врач Сташинский, для которого существует в первую очередь слово «надо», а уж потом — все остальное, и, конечно, командир отряда Левинсон.
Левинсон Фадеева сознательно ориентирован на толстовского Кутузова. Он обладает умением «распутывать факты», чувствовать настроения отряда, стремления и тонкости людей. Он не идеален, подвержен сомнениям, но именно он олицетворяет нравственную и интеллектуальную силу революции. Его организационная сила — сила моральная и в то же время — сила партийная, большевистская.
Как и во всей русской литературе, рядом с темой интеллигента встает и вопрос гуманизма. Имеет ли право Левинсон применять свою власть? Имеет ли он право посылать людей на смерть? И почти «достоевский» вопрос: имеют ли Левинсон и Сташинский право на смерть Фролова?
В сложных условиях партизанского отряда абстрактные гуманистические формулы не работают, тут уже не обойтись красивыми фразами.

манистические формулы не работают, тут уже не обойтись красивыми фразами. Полезно для революции, «на пользу советской власти» — вот критерий, которым Фадеев определяет «добро и зло». Гуманизм Левинсона — гуманизм социалистический, здесь общее дело, общая идея светлого будущего важнее каждой отдельной жизни. Гуманизм Левинсона, все его действия оправданы будущим.