Его я считаю мастером русского слова
Его я считаю мастером русского слова
… Россия может гордиться своими лирическими поэтами. Из ныне живущих первое место… принадлежит Фету…Владимир СоловьевАфанасий Фет… Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли, дает почувство-вать красоту и благозвучность русского слова.Когда я впервые прочитала его лирическую пьесу «Шепот, робкое дыханье...», то почувствовала какое-то особое настрое-ние, прилив жизненной силы.Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья…Именно это стихотворение стало «самым фетовским», свое-образным поэтическим «автопортретом». Ведь это просто чудо! Стихотворение построено на одних назывных предложениях, ни одного глагола. Только предметы и явления, которые следуют одно за другим.В то же время предметным и вещественным стихотворе-ние не назовешь. Это и есть, может быть, самое удивительное неожиданное. Предметы у Фета непредметны. Они суще-ствуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает у нас не конкретное представление о самой вещи, аассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны, главный смысл — между словами, за словами.Именно за словами развивается и основная тема стихот-зрения: чувство любви, чувство тончайшее, невыразимое:Ряд волшебных изменений Милого лица,В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..Так о любви до Фета еще никто не писал. Тема старая, более того — вечная. А от фетовских строк веет свежестью и новизною. Фет писал: «Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства».И вот читаем его стихотворение «Я пришел к тебе с приветом...»:Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся…Необычно уже само начало стихотворения, необычно по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии. Ведь начальная фраза фетовского стихотворения совсем неточная и даже не совсем правильная: «Я пришел к тебе с приветом, /Рассказать...». Позволил бы себе так сказать Пушкин? Но именно эта неточность создает не только неожиданные, но и яркие, волнующие образы. Создается впечатление, что поэт вроде бы специально и не задумывается над словами, а они сами к нему пришли. И это оказывает сильное художественное воздействие.А как прекрасен его пейзаж! Перед нами предстает русская весна:Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом.Мы чувствуем, как радуется приходу весны поэт, как волнуется и блаженствует его душа.Сколько голосов на лугу, в саду, в поле славят лето! Пение птиц, звон ручья, треск кузнечиков, жужжание пчел сливаются в радостную музыку. Строчки Фета вбирают ее в себя и тоже начинают звучать напевно, мелодично. Даже у ночной тишины есть своя музыка:Ночь нема, как дух бесплотный, Теплый воздух онемел…А вот картинка зимы в современной Фету деревне. Невольно обращаешь внимание, сколько подробностей деревенского быта любовно запечатлел Фет.Вот утро севера — сонливое, скупое — Лениво смотрится в окно — и серый дымковром Тихонько стелется над кровлею с коньком.Строчки у стихотворения длинные, неторопливые — ведь они изображают «сонливое» зимнее утро.У Фета нет деревьев, растений, птиц и насекомых вообще. Его флора и фауна всегда конкретны и определенны. В поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится:И слышу я, в изложине росистой Вполголоса скрипят коростели.Новизна изображения явлений природы у Фета связана с уклоном к импрессионизму, именно этот стиль давал возможность заострить и умножить изобразительную силу слова. Вот начало стихотворения:Над озером лебедь в тростник потянул, В воде опрокинулся лес, Зубцами вершин он в заре потонул, Меж двух изгибаясь небес.Лес описан таким, каким он представился взгляду поэта:лес и его отражение в воде даны как одно целое, как лес, изогнувшийся между двумя вершинами, потонувшими в заре двух небес.Поэт очень музыкален, его стих часто уже самим подбором звуков создает у нас то или иное настроение. «Что не выскажешь словами, звуком на душу навей», — писал Фет.Его поэзия завораживает нас своим звучанием. Она отражает живую жизнь, одновременно раскрывая внутренний мир человека, красоту русской природы, воспитывает любовь к русским просторам, выражает радость и светлую восторженность.Афанасий Фет вошел в историю русской поэзии как оригинальный поэт-лирик, мастер лирической миниатюры. Его стихи поражают яркостью и сочностью красок, большим эмоциональным накалом. И как не согласиться с высокой оценкой мастерства А. А. Фета, данной Н. Г. Чернышевским: «Кто не любит его, тот не имеет поэтического чувства».
… Россия может гордиться своими лирическими поэтами. Из ныне живущих первое место… принадлежит Фету…Владимир СоловьевАфанасий Фет… Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли, дает почувство-вать красоту и благозвучность русского слова.Когда я впервые прочитала его лирическую пьесу «Шепот, робкое дыханье...», то почувствовала какое-то особое настрое-ние, прилив жизненной силы.Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья…Именно это стихотворение стало «самым фетовским», свое-образным поэтическим «автопортретом». Ведь это просто чудо! Стихотворение построено на одних назывных предложениях, ни одного глагола. Только предметы и явления, которые следуют одно за другим.В то же время предметным и вещественным стихотворе-ние не назовешь. Это и есть, может быть, самое удивительное неожиданное. Предметы у Фета непредметны. Они суще-ствуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает у нас не конкретное представление о самой вещи, аассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны, главный смысл — между словами, за словами.Именно за словами развивается и основная тема стихот-зрения: чувство любви, чувство тончайшее, невыразимое:Ряд волшебных изменений Милого лица,В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..Так о любви до Фета еще никто не писал. Тема старая, более того — вечная. А от фетовских строк веет свежестью и новизною. Фет писал: «Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства».И вот читаем его стихотворение «Я пришел к тебе с приветом...»:Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся…Необычно уже само начало стихотворения, необычно по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии. Ведь начальная фраза фетовского стихотворения совсем неточная и даже не совсем правильная: «Я пришел к тебе с приветом, /Рассказать...». Позволил бы себе так сказать Пушкин? Но именно эта неточность создает не только неожиданные, но и яркие, волнующие образы. Создается впечатление, что поэт вроде бы специально и не задумывается над словами, а они сами к нему пришли. И это оказывает сильное художественное воздействие.А как прекрасен его пейзаж! Перед нами предстает русская весна:Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом.Мы чувствуем, как радуется приходу весны поэт, как волнуется и блаженствует его душа.Сколько голосов на лугу, в саду, в поле славят лето! Пение птиц, звон ручья, треск кузнечиков, жужжание пчел сливаются в радостную музыку. Строчки Фета вбирают ее в себя и тоже начинают звучать напевно, мелодично. Даже у ночной тишины есть своя музыка:Ночь нема, как дух бесплотный, Теплый воздух онемел…А вот картинка зимы в современной Фету деревне. Невольно обращаешь внимание, сколько подробностей деревенского быта любовно запечатлел Фет.Вот утро севера — сонливое, скупое — Лениво смотрится в окно — и серый дымковром Тихонько стелется над кровлею с коньком.Строчки у стихотворения длинные, неторопливые — ведь они изображают «сонливое» зимнее утро.У Фета нет деревьев, растений, птиц и насекомых вообще. Его флора и фауна всегда конкретны и определенны. В поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится:И слышу я, в изложине росистой Вполголоса скрипят коростели.Новизна изображения явлений природы у Фета связана с уклоном к импрессионизму, именно этот стиль давал возможность заострить и умножить изобразительную силу слова. Вот начало стихотворения:Над озером лебедь в тростник потянул, В воде опрокинулся лес, Зубцами вершин он в заре потонул, Меж двух изгибаясь небес.Лес описан таким, каким он представился взгляду поэта:лес и его отражение в воде даны как одно целое, как лес, изогнувшийся между двумя вершинами, потонувшими в заре двух небес.Поэт очень музыкален, его стих часто уже самим подбором звуков создает у нас то или иное настроение. «Что не выскажешь словами, звуком на душу навей», — писал Фет.Его поэзия завораживает нас своим звучанием. Она отражает живую жизнь, одновременно раскрывая внутренний мир человека, красоту русской природы, воспитывает любовь к русским просторам, выражает радость и светлую восторженность.Афанасий Фет вошел в историю русской поэзии как оригинальный поэт-лирик, мастер лирической миниатюры. Его стихи поражают яркостью и сочностью красок, большим эмоциональным накалом. И как не согласиться с высокой оценкой мастерства А. А. Фета, данной Н. Г. Чернышевским: «Кто не любит его, тот не имеет поэтического чувства».