Русские сочинения - Фет А.А. - Разное - ПЕЙЗАЖ В ТВОРЧЕСТВЕ А. А. ФЕТА.

ПЕЙЗАЖ В ТВОРЧЕСТВЕ А. А. ФЕТА.

ПЕЙЗАЖ В ТВОРЧЕСТВЕ А. А. ФЕТА.

Движение реализма в русском искусстве XIX века было на­столько мощным, что все выдающиеся художники испытали на своем творчестве его влияние. В поэзии А. А. Фета это влияние реализма в особенности сказалось в стихах о природе.
Фет — один из замечательнейших русских поэтов-пейзажистов.
В его стихах во всей своей красоте предстает и русская весна — с цветущими деревьями, первыми цветами, с журавлями, кричащими в степи. Мне кажется, образ журавлей, так любимый многими русскими поэтами, впервые обозначил Фет.
В поэзии Фета природа изображена детально. В этом плане он новатор. До Фета в русской поэзии, обращенной к природе, царило обобщение. В стихах Фета мы встречаем не только традиционных птиц с привычным поэтическим ореолом — как соловей, лебедь, жаворонок, орел, но и таких как бы простых и непоэтичных, как сыч, лунь, чибис, стриж. Например:

И слышу я в изложине росистой
Вполголоса скрыпят коростели -

Знаменательно, что здесь мы имеем дело с автором, который по голосу различает птиц и более того — замечает, где эта птица нахо­дится. Это, конечно, не просто следствие хорошего знания приро­ды, а любовь к ней поэта, давняя и обстоятельная.

По-видимому, в работе над стихами о природе автор должен об­ладать незаурядным вкусом. Потому что в ином случае он тут же рискует впасть в подражание народной поэзии, которая изобилует такими вариантами.

Прав С. Я. Маршак в своем восхищении свежестью и непосред­ственностью фетовского восприятия природы: “Его стихи вошли в русскую природу, стали ее неотъемлемой частью, чудесными стро­ками о весеннем дожде, о полете бабочки, проникновенными пейза­жами”.

На мой взгляд, Маршак точно заметил и еще одну особенность поэзии Фета: “Природа у него — точно в первый день творения:

кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ… Если назойливая современность и вторгается иной раз в этот замкнутый мир, то она сразу же утрачивает свой практи­ческий смысл и приобретает характер декоративный”.

Как важную грань Фета-пейзажиста хочу отметить его импрес­сионизм. Импрессионист не чурается внешнего мира, он зорко вглядывается в него, изображая его таким, каким он представляет­ся его мгновенному взгляду. Импрессиониста интересует не пред­мет, а впечатление:

Лишь ты одна скользишь стезей лазурной;
Недвижно все окрест...
Да сыплет ночь своей бездонной урной
К нам мириады звезд.

Читателю ясно, что внешний мир изображается здесь в том виде, какой ему придало настроение поэта. При всей конкретности описания деталей природа все равно как бы растворяется у Фета в его лирическом чувстве.

Природа у поэта очеловечена, как ни у одного его предшествен­ника. Цветы у него улыбаются, звезды молятся, пруд грезит, березы ждут, ива “дружна с мучительными снами”. Интересен момент “отклика” природы на чувство поэта:

… в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Об этом двустишии Лев Толстой писал: “И откуда у этого добро­душного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?” Надо полагать, что Лев Нико­лаевич Толстой, одновременно “ворча”, признал в Фете великого поэта. Он не ошибся.
Фет крепок и в любовной лирике. Его пейзажный багаж приго­дился ему в его романтических стихотворениях о любви. Я бы ска­зал, что он всегда выбирал темой для своих стихов только красо­ту — в природе, в человеке. Сам поэт был уверен: “без чувства красоты жизнь сводится к кормлению гончих в душно-зловонной псарне”.
Красота его ритмов и пейзажей всегда будет украшать нашу жизнь.