Флем Сноупс - характеристика литературного героя
ФЛЕМ СНОУПС (англ. Flem Snopes) — герой романной трилогии У.Фолкнера «Поселок» (др. перевод: «Деревушка»), «Город», «Особняк» (первонач. назв. трилогии — «Сно-упсы», а романов — «Крестьяне», «Rus in Urbe» и «Падение Илиона», 1940-1959). Один из самых нелюбимых героев Фолкнера, но в то же время один из наиболее колоритных и глубоко прописанных персонажей, впервые возникший в рукописном фрагменте «Отец Авраам» (1926), а затем на страницах его первого романа «Сарторис». Затем Ф.С. появился в ряде рассказов («Пестрые лошадки», «Медный кентавр» и др.), впоследствии вошедших в роман «Поселок». Ф.С. стал нарицательным персонажем, олицетворяющем слепую расчетливость, хладнокровную жестокость и бездушную алчность. Это представитель нового социального слоя на американском Юге — потомок нескольких поколений никудышных фермеров-арендаторов, по словам Фолкнера, «живущих на земле, как перекати-поле». В «Поселке» образ этого оборотистого предпринимателя носит едва ли не романтически-демонические черты. Во втором и третьем томе он приобретает более приземленный облик заурядного буржуа «новых времен», наделенного обычными человеческими пороками и лишенного каких-либо добродетелей. Путь Ф.С.— это упрямое восхождение по социальной лестнице к вершине преуспеяния. Обосновавшись в поселке Французова Балка, он «с дальним прицелом» берет в жены беременную дочь своего хозяина, увозит ее в Техас, откуда пригоняет табун лошадей на распродажу. Так он начинает собственное «дело». Вся жизнь Ф.С.— это серия тщательно просчитанных многоходовых операций. Как говорил о нем Фолкнер, для достижения своих целей он готов «спокойно и безжалостно» применить любые средства. «Нужна респектабельность — он станет респектабельным, нужна религиозность — станет религиозным, надо уничтожить собственную жену — уничтожит». Ф.С.— человек, сумевший приспособиться к «новым временам», к новому индустриальному веку, но «ему неведом тот рыцарский дух, который подразумевает веру в честь ради чести и в честность ради честности» (Фолкнер). В глазах писателя он — главный инициатор вырубки «вишневого сада» патриархального Юга, с его старым кодексом чести и благородства. Ф.С.— человек «ниоткуда», без роду без племени, пожираемый одной лишь пламенной страстью приобретательства. Путем хитрых сделок, шантажа и жульничества он постепенно скупает земли и дома в Джефферсоне, расставляя на «ключевые места» в городе презираемых им родственников. Так он становится родоначальником могущественного «паразитирующего клана». Особняк джефферсонского аристократа де Спейна, куда Ф.С. вселяется после изгнания опозоренного владельца,— зримое подтверждение жизненного триумфа новоиспеченного президента городского банка. Однако «дело» Сноупса обречено. Не случайно Фолкнер называет его импотенцией, дефектом, имеющим не столько медицинский, сколько символический смысл. Да и бесславный конец Ф.С.— его убивает племянник Минк, которого он некогда отправил за решетку,— прочитывается как знамение грядущего краха «паразитирующего клана».
. Парадоксальным образом тема Ф.С. в «саге» Фолкнера напоминает ставшие чрезвычайно популярными в 70-80-е годы романы о взлетах и падениях мафиозных кланов и их «крестных отцах». Ф.С.— очевидный прототип Дона Корлеоне. Образ Ф.С. был воссоздан Орсоном Уэллсом (фильм «Долгое жаркое лето», 1958). По роману «Поселок» были также поставлены два телесериала (1965 и 1985).
. Парадоксальным образом тема Ф.С. в «саге» Фолкнера напоминает ставшие чрезвычайно популярными в 70-80-е годы романы о взлетах и падениях мафиозных кланов и их «крестных отцах». Ф.С.— очевидный прототип Дона Корлеоне. Образ Ф.С. был воссоздан Орсоном Уэллсом (фильм «Долгое жаркое лето», 1958). По роману «Поселок» были также поставлены два телесериала (1965 и 1985).