Русские сочинения
-
Фонвизин Д.И.
-
Недоросль
-
Классицизм в драматургии. Комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина
Классицизм в драматургии. Комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина
Классицизм в драматургии. Комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина
1. Конфликт комедии «Недоросль». 2. Традиции классицизма и новаторство Д. И. Фонвизина. 3. «Недоросль» — реалистическая комедия.
Литература XVIII века во время всеобщего национального подъема сформировала в обществе гражданское сознание. Классицисты пропагандировали идеи равенства людей, гуманизм, принцип общей пользы, ответственности властей перед народом. Они считали своим долгом принести пользу отечеству. Классицисты стремились к правдивому изображению жизни, говорили об актуальных проблемах общества, им присущи гражданский пафос, патриотизм. Но драматургия того времени обогащалась и произведениями, выходящими за рамки классицизма. Такова комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль». Комедия была завершена в 1781 году. Пафос ее определила политическая острота и приверженность Фонвизина идеалам свободы человека.
Главная тема комедии, ее конфликт обозначен автором уже в самом начале, это — произвол помещиков и бесправие крепостного. Борьба прогрессивного дворянства с крепостниками—драматический конфликт «Недоросля». На стороне передового дворянства выступают Правдин и Стародум, крепостники — Простаковы и Скотинины. Фонвизин убеждает нас, что крепостничество губительно, с ним надо бороться. Оно развращает самих крепостников, которые теряют свои человеческие качества в обращении с крепостными, чувствуют себя всесильными. Автор хотел показать в своем произведении поступки и мораль крепостников, порожденные крепостным правом. Именно крепостнический произвол, а не борьба за руку Софьи — главная тема «Недоросля». Изображение претендентов на ее руку — еще один случай внимательно рассмотреть представителей «благородного сословия», изображенных в комическом свете. Любовный сюжет, по мнению Фонвизина, не может быть осно — вой драматического произведения. Его основой стал конфликт эпохи.
Литературовед Г. П. Макогоненко считает, что «Недоросль» — политическая комедия, так как новаторские черты в ней определили именно политические убеждения автора. Здесь есть сюжет, передающий реальный исторический конфликт; положительные герои с чертами дворянских просветителей.
Пьеса продолжает традиции классицизма. По мнению Г. А. Гуковского, художественное мышление Фонвизина всегда «сохраняло явственный отпечаток этой школы». «Недоросль» — явление позднего русского классицизма, который испытал влияние просветительской идеологии. Это произведение сочетает в себе трогательное и комическое, разрушает привычные жанровые формы. Характеры героев сложны, противоречивы, отсутствует их деление только на положительных и отрицательных, как того требовали принципы классицизма. Но положительные герои, следуя канонам классицизма, в «Недоросле» имеют одну характерную черту. Власть традиций классицизма сохранилась в говорящих фамилиях героев, в сохранении симметрии в распределении отрицательных и положительных персонажей. Речь героев в пьесе передает характеры действующих лиц, но герой-резонер, в классицистических произведениях — носитель мнения автора, тоже присутствует, это благородный Стародум.
ицистических произведениях — носитель мнения автора, тоже присутствует, это благородный Стародум. Главная идея классицизма — идея просвещения. В «Недоросле» же она получает иную трактовку: просвещение важно, но добродетель важнее ума. Триединство времени, места и действия нарушено: вместо одной проблемы автор затрагивает целый ряд одинаково важных.
Фонвизинский реализм — правдивость, историческая конкретность образов, особенно ярко проявил себя в создании характеров Еремеевны и Простаковой, показав сложность их натуры. Образы Стародума и Правдина — тоже живые характеры, читатели даже «узнавали» их прототипов, дворянских просветителей. Реализм помог Фонвизину отойти от литературных штампов, автор первым сделал шаг к созданию героя-передового деятеля. Стародум, Правдин и Милон выписаны в общих чертах, без подробностей биографии, внутреннего мира. Но образ Стародума в этом плане более значителен.
Фонвизин создал новый тип реалистической комедии: положил не готовый сюжет в ее основу, а реальный исторический конфликт, который затрагивает всех героев. Конфликты в доме, по мысли автора, — это отражение конфликтов в стране. Поведение Простаковой, например, исходит из указа о вольности дворянской. Осуждение ее значит то, что в ее лице осуждается крепостничество. Но высокое содержание не означает для автора отказ от комического. Но это комедия обличительная, а порой и с горькой иронией. С «Недоросля» начинается русская общественная комедия. Фонвизин придал комедии социальную глубину и резкую сатирическую направленность. Автор обличает порок — крепостническую практику, дворянское «злонравие» и стремится показать его причины: неправильное воспитание, невежество людей.
По словам Г. А. Гуковского, «Недоросль» — «полукомедия, полудрама». Жанровое своеобразие произведения в том, что основа пьесы — классицистическая комедия, обновленная серьезными и трогательными сценами: беседой Правдина со Стародумом, разговорами Стародума с Софьей и Милоном. Финал сочетает морализаторство и трогательность. Простакову постигло наказание, но ее жалко.
Традиции Фонвизина продолжили его последователи — А. С. Грибоедов со своим «Горем от ума» и Н. В. Гоголь с «Ревизором». Гоголь называл комедии Фонвизина и Грибоедова самыми яркими произведениями: «В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества… Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая — от дурно понятого просвещения».
1. Конфликт комедии «Недоросль». 2. Традиции классицизма и новаторство Д. И. Фонвизина. 3. «Недоросль» — реалистическая комедия.
Литература XVIII века во время всеобщего национального подъема сформировала в обществе гражданское сознание. Классицисты пропагандировали идеи равенства людей, гуманизм, принцип общей пользы, ответственности властей перед народом. Они считали своим долгом принести пользу отечеству. Классицисты стремились к правдивому изображению жизни, говорили об актуальных проблемах общества, им присущи гражданский пафос, патриотизм. Но драматургия того времени обогащалась и произведениями, выходящими за рамки классицизма. Такова комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль». Комедия была завершена в 1781 году. Пафос ее определила политическая острота и приверженность Фонвизина идеалам свободы человека.
Главная тема комедии, ее конфликт обозначен автором уже в самом начале, это — произвол помещиков и бесправие крепостного. Борьба прогрессивного дворянства с крепостниками—драматический конфликт «Недоросля». На стороне передового дворянства выступают Правдин и Стародум, крепостники — Простаковы и Скотинины. Фонвизин убеждает нас, что крепостничество губительно, с ним надо бороться. Оно развращает самих крепостников, которые теряют свои человеческие качества в обращении с крепостными, чувствуют себя всесильными. Автор хотел показать в своем произведении поступки и мораль крепостников, порожденные крепостным правом. Именно крепостнический произвол, а не борьба за руку Софьи — главная тема «Недоросля». Изображение претендентов на ее руку — еще один случай внимательно рассмотреть представителей «благородного сословия», изображенных в комическом свете. Любовный сюжет, по мнению Фонвизина, не может быть осно — вой драматического произведения. Его основой стал конфликт эпохи.
Литературовед Г. П. Макогоненко считает, что «Недоросль» — политическая комедия, так как новаторские черты в ней определили именно политические убеждения автора. Здесь есть сюжет, передающий реальный исторический конфликт; положительные герои с чертами дворянских просветителей.
Пьеса продолжает традиции классицизма. По мнению Г. А. Гуковского, художественное мышление Фонвизина всегда «сохраняло явственный отпечаток этой школы». «Недоросль» — явление позднего русского классицизма, который испытал влияние просветительской идеологии. Это произведение сочетает в себе трогательное и комическое, разрушает привычные жанровые формы. Характеры героев сложны, противоречивы, отсутствует их деление только на положительных и отрицательных, как того требовали принципы классицизма. Но положительные герои, следуя канонам классицизма, в «Недоросле» имеют одну характерную черту. Власть традиций классицизма сохранилась в говорящих фамилиях героев, в сохранении симметрии в распределении отрицательных и положительных персонажей. Речь героев в пьесе передает характеры действующих лиц, но герой-резонер, в классицистических произведениях — носитель мнения автора, тоже присутствует, это благородный Стародум.
ицистических произведениях — носитель мнения автора, тоже присутствует, это благородный Стародум. Главная идея классицизма — идея просвещения. В «Недоросле» же она получает иную трактовку: просвещение важно, но добродетель важнее ума. Триединство времени, места и действия нарушено: вместо одной проблемы автор затрагивает целый ряд одинаково важных.
Фонвизинский реализм — правдивость, историческая конкретность образов, особенно ярко проявил себя в создании характеров Еремеевны и Простаковой, показав сложность их натуры. Образы Стародума и Правдина — тоже живые характеры, читатели даже «узнавали» их прототипов, дворянских просветителей. Реализм помог Фонвизину отойти от литературных штампов, автор первым сделал шаг к созданию героя-передового деятеля. Стародум, Правдин и Милон выписаны в общих чертах, без подробностей биографии, внутреннего мира. Но образ Стародума в этом плане более значителен.
Фонвизин создал новый тип реалистической комедии: положил не готовый сюжет в ее основу, а реальный исторический конфликт, который затрагивает всех героев. Конфликты в доме, по мысли автора, — это отражение конфликтов в стране. Поведение Простаковой, например, исходит из указа о вольности дворянской. Осуждение ее значит то, что в ее лице осуждается крепостничество. Но высокое содержание не означает для автора отказ от комического. Но это комедия обличительная, а порой и с горькой иронией. С «Недоросля» начинается русская общественная комедия. Фонвизин придал комедии социальную глубину и резкую сатирическую направленность. Автор обличает порок — крепостническую практику, дворянское «злонравие» и стремится показать его причины: неправильное воспитание, невежество людей.
По словам Г. А. Гуковского, «Недоросль» — «полукомедия, полудрама». Жанровое своеобразие произведения в том, что основа пьесы — классицистическая комедия, обновленная серьезными и трогательными сценами: беседой Правдина со Стародумом, разговорами Стародума с Софьей и Милоном. Финал сочетает морализаторство и трогательность. Простакову постигло наказание, но ее жалко.
Традиции Фонвизина продолжили его последователи — А. С. Грибоедов со своим «Горем от ума» и Н. В. Гоголь с «Ревизором». Гоголь называл комедии Фонвизина и Грибоедова самыми яркими произведениями: «В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества… Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая — от дурно понятого просвещения».