«НЕДОРОСЛЬ» и ПЁТР I
«Недоросль» Д.Фонвизина и реформы Петра I. Реальный исторический контекст слов Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться».
«Недоросль» — первая русская реалистическая комедия. До неё русские пьесы представляли собой переводы/переделки иностранных произведений или же вещи с очень абстрактными «безвоздушными» сюжетами в духе классицизма. А тут Д.Фонвизин написал пьесу на русской бытовой, «земной» основе, отражающая реалии, столь знакомые тогдашним зрителям (и столь непонятные нашим современникам).
Так, например, знаменитую фразу Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться» наш современник воспринимает исключительно как выражение личного отношения недоросля Митрофанушки к учению. Однако у этой фразы есть и другой, чисто исторический, контекст.
Дело в том, что реформы Петра I требовали множества грамотных людей, и потому в 1714 году велено было во всех губерниях учредить цифирные школы, послав туда учителей из математических школ; образование в этих школах делалось обязательным для всех «дворянских и приказнаго чина, Дьячих и подъяческих детей от 10 до 15 лет, опричь однодворцов».
При этом Пётр I прекрасно осознавал консерватизм тогдашних родителей, и чтобы принудить их отдавать своих детей в эти школы, предписал выдавать окончившим обучение специальные свидетельства (свидетельствованные письма), «а без таких свидетельствованных писем жениться им не допускать и венечных памятей не давать».
То есть право на создание семьи было увязано с получением образования, воспоминание о чём и получило своё отражение в «Недоросле» Д.Фонвизина.
Надо сказать, что за первые десять лет существования цифирных школ в них перебывало всего-то 1389 человек; из них прошло полный курс лишь 93 человека… Родители всеми правдами и неправдами «отмазывали» своих детей от обучения и обходили запрет на венчание необразованных.
«Недоросль» — первая русская реалистическая комедия. До неё русские пьесы представляли собой переводы/переделки иностранных произведений или же вещи с очень абстрактными «безвоздушными» сюжетами в духе классицизма. А тут Д.Фонвизин написал пьесу на русской бытовой, «земной» основе, отражающая реалии, столь знакомые тогдашним зрителям (и столь непонятные нашим современникам).
Так, например, знаменитую фразу Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться» наш современник воспринимает исключительно как выражение личного отношения недоросля Митрофанушки к учению. Однако у этой фразы есть и другой, чисто исторический, контекст.
Дело в том, что реформы Петра I требовали множества грамотных людей, и потому в 1714 году велено было во всех губерниях учредить цифирные школы, послав туда учителей из математических школ; образование в этих школах делалось обязательным для всех «дворянских и приказнаго чина, Дьячих и подъяческих детей от 10 до 15 лет, опричь однодворцов».
При этом Пётр I прекрасно осознавал консерватизм тогдашних родителей, и чтобы принудить их отдавать своих детей в эти школы, предписал выдавать окончившим обучение специальные свидетельства (свидетельствованные письма), «а без таких свидетельствованных писем жениться им не допускать и венечных памятей не давать».
То есть право на создание семьи было увязано с получением образования, воспоминание о чём и получило своё отражение в «Недоросле» Д.Фонвизина.
Надо сказать, что за первые десять лет существования цифирных школ в них перебывало всего-то 1389 человек; из них прошло полный курс лишь 93 человека… Родители всеми правдами и неправдами «отмазывали» своих детей от обучения и обходили запрет на венчание необразованных.