Русские сочинения - Фонвизин Д.И. - Недоросль - Построение и художественный стиль комедии

Построение и художественный стиль комедии

Построение и художественный стиль комедии Фонфизина Недоросоль.

Построение и художественный стиль комедии.


Богатое идейно-тематическое содержание комедии «Недоросль» воплощено в мастерски разработанную художественную форму. Фонвизин сумел создать стройный план комедии, искусно переплетая картины бытовой жизни с раскрытием взглядов героев. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Построение и художественный стиль комедии Фонфизина Недоросоль… Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) С большой тщательностью н широтой описал Фонвизин не только главных действующих лиц, но и второстепенных, вроде Еремеевны, учителей и даже портного Тришки, раскрывая в каждом из них какую-то новую сторону действительности, нигде не повторяясь. Все герои его комедии нарисованы не равнодушным созерцателем жизни, а писателем-гражданином, который явно показывает своё отношение к изображаемым им людям. Одних он казнит гневным негодованием и язвительным, убивающим смехом, к другим относится с весёлой насмешливостью, третьих рисует с большой симпатией. Фонвизин показал себя глубоким знатоком человеческого сердца, характера человека. Он умело раскрывает душевную жизнь героев, их отношение к людям, их действия. Этой же цели служат в комедии и ремарки, т. е. авторские указания актерам. Например: «от робости запинаясь», «с досадой», «испугавшись, с злобою», «в восторге», «с нетерпением», «задрожав и грозя» и т. д. Такие ремарки были новости в русских драматических произведениях XVIII века.

В основу сюжета комедии Фонвизин положил борьбу за Софью трех искателей её руки — Скотинина Митрофанушки и Милона.

Начав комедию со сцены примерки кафтана, Фонвизин вводит нас в быт дворянской усадьбы, знакомит с основными действующими лицами — с семьёй Простаковых-Скотининых. Так даётся экспозиция пьесы, но она не затягивается. Уже в VI—VIII явлениях первого действия наступает завязка: полученное Софье письмо от Стародума меняет первоначальный замысел Простаковой выдать Софью замуж за Скотинина. Богатая невеста Софья, думает Простакова, была бы достойной женой Митрофанушки

Начинается борьба со Скотининым, Второе и третье действия — развитие событий, в которые вовлекаются уже все действующие лица. Момент наивысшего напряжения (кульминация) приходится на конец четвёртого действия, когда Простакова решает тайно похитить Софью и насильно обвенчать её с Митрофанушкой, В пятом действии даётся двойная развязка: в III явлении Софья становится невестой Милона, а в VI кладётся конец бесчеловечному обращению Простаковой с крепостными; её имение поступает в опеку. В последнем действии наносится самый тяжёлый удар Простаковой: сын, ради которого она обирала крестьян и боролась за Софью, отталкивает её. Заключающее пьесу восклицание Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!» — выражает основную идею комедии,

В художественном стиле комедии заметна борьба классицизма и реализма, т.

ии,

В художественном стиле комедии заметна борьба классицизма и реализма, т. е. стремление к возможно более правдивому изображению жизни. Перевес явно на стороне реализма.

Это проявляется главным образом в изображении действующих лиц, особенно отрицательных. Они — типичные представители своего класса, широко и разносторонне показанные. Это живые люди, а не олицетворение какого-либо одного качества, что было характерно для произведений классицизма. Даже положительные образы не лишены жизненности. А Простакова, Скотинин, особенно Митрофанушка настолько жизненны, типичны, что их имена превратились в нарицательные.

Правила классицизма нарушаются и в самом построении комедии. Эти правила запрещали смешение в пьесе комического и драматического, весёлого и печального. В комедии полагалось смехом исправлять нравы. В «Недоросле», кроме смешных (комических), есть и драматические сцены (драма Простаковой в конце произведения). Наряду с комическими картинами имеются сцены, раскрывающие тяжёлые стороны крепостнического быта. Кроме того, в комедию введены сцены, имеющие лишь косвенное отношение к основному действию (например, сцена с Тришкой и ряд других), но они понадобились автору для широкой и правдивой зарисовки картин быта.

Правдивость образов, а значит и комедии, ещё усиливается благодаря речевым характеристикам действующих лиц. Каждый герой (кроме положительных лиц, имеющих в общем одинаковую, книжную речь) говорит свойственным ему языком, притом живым, естественным, разговорным.

Язык комедии настолько ярок и меток, что некоторые выражения перешли из неё в жизнь на правах пословиц: «Не хочу учиться — хочу жениться»; «Глупому сыну не в помощь богатство»; «Вот злонравия достойные плоды» и другие.

Эта победа реализма на самом важном участке — в изображении человека — составляет ценнейшую сторону Фонвизина — художника слова. Правдивость в изображении жизни тесно связана с передовыми взглядами Фонвизина, с его борьбой против основных вод его времени, так ярко раскрытых им в комедии «Недоросль»

Классицизм же сказывается главным образом в построении комедии. Комедия состоит из пяти действий. Действие комедии развёртывается в одном месте — в имении Простаковой («единство места») в течение суток («единство времени»), объединено борьбой за Софью («единство действия»). Действующие лица основном делятся на «положительных» и «отрицательных» и наделены «говорящими» фамилиями и именами.