Русские сочинения
-
Фонвизин Д.И.
-
Недоросль
-
Проблематика и герои комедии Д. Н. Фонвизина «Недоросль»
Проблематика и герои комедии Д. Н. Фонвизина «Недоросль»
Комедия Д. Н. Фонвизина «Недоросль» является вершиной русской
драматургии XVIII века. Произведение создано по строгим правилам
классицизма: соблюдается единство времени (сутки), места
(дом Простаковых) и действия (соперничество женихов Софьи); герои
делятся на положительных и отрицательных. Придерживаясь
рамок классицизма, Фонвизин создает сатирическую комедию,
в которой выводит узнаваемые современные типы и поднимает
злободневные социальные проблемы. Именно поэтому власти с большой
неохотой разрешали единичные постановки «Недоросля» Название
комедии несколько маскирует ее главный политический смысл. Можно
подумать, что пьеса посвящена, прежде всего, проблемам воспитания
молодежи. Действительно, о воспитании много говорится в комедии,
и имя ее героя, недоросля Митрофанушки, стало нарицательным
для обозначения молодого лентяя. Однако главным в пьесе
является обличение произвола помещиков — крепостников. Фонвизин,
прикрываясь темой воспитания, замахнулся на основы государственного
устройства. В уста Стародума автор вложил свои смелые
идеи о несправедливости существующего строя и необходимости
его изменения. Герои комедии сталкиваются прежде всего в идейном,
а не любовном конфликте. Интрига, связанная с борьбой за богатую
невесту, является второстепенной. Герои разделяются на два
лагеря по идейному принципу.
Простаковы и Скотинин — главные представители лагеря противников.
Простакова заправляет всем в доме и не представляет себе,
что власть ее над простыми людьми кто-то может ограничить. Никаких
моральных ограничений для Простаковой не существует. «Разве
я не властна и в своих людях?» — удивляется она, когда Правдин
запрещает без причины наказывать крепостных. Простакова постоянно
ругает верных слуг, грозит им наказанием, а порой, не выдержав,
сама набрасывается с кулаками. Ее любовь к сыну Митрофанушке
имеет другую крайность. Простакова не видит в своем ребенке многочисленных
недостатков, потакает ему во всем и готова пойти на
преступление ради Митрофанушки. Простаков только формально
считается хозяином в доме: всем заправляет его жена. Простаков
откровенно глуп и прямо заявляет супруге: «При твоих глазах мои
ничего не видят». Неудивительно, что их сын растет лентяем, обжорой,
трусом и грубияном. Он не уважает даже горячо любящую его
мать. « Не хочу учиться, а хочу жениться» — вот девиз Митрофана.
Вполне отвечает своей фамилии Скотинин. В его жизни есть только
один интерес — свиньи. Чтобы увеличить их поголовье, Скотинин
собирается жениться на Софье. Свиньи живут у Скотинина гораздо
лучше людей, а он хвастается своей способностью добывать средства:
«… всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян,
так и концы в воду».
Лагерь положительных героев возглавляют Стародум и Правдин.
Стародум выступает как рупор прогрессивных авторских идей,
а Правдин олицетворяет действующую справедливую власть. Стародум
проповедует истины эпохи Просвещения и старается следовать
им на практике.
ике. Он отказался служить при дворе, поскольку
там царит «себялюбие»: «Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся;
об одном настоящем часе суетятся». Когда Правдин заявляет,
что таких достойных людей, как Стародум, необходимо приглашать
ко двору, в ответ ему звучит крайне опасное высказывание: «Тщетно
звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам
заразится». Стародум честно заработал свой капитал в Сибири,
деньги не имеют над ним власти. Превыше всего Стародум ценит
честь, достоинство, благородство души: «Без нее просвещеннейшая
умница — жалкая тварь. Невежда без души — зверь». Последние его
слова как нельзя лучше характеризуют отрицательных героев комедии.
Правдин является представителем справедливой власти. В финале
пьесы он от имени правительства вершит суд: берет в опеку
имение Простаковых, делает предупреждение Скотину, отправляет
Митрофана на службу. Любовная интрига в пьесе условна и служит
для развития сюжета. Скотинин и Митрофан не могут считаться серьезными
соперниками достойного избранника Софьи — офицера
Милона. Преступная попытка Простаковой похитить Софью приводит
к развязке, в которой порок наказывается.
Нестареющим юмором пронизаны сцены обучения Митрофана.
Учителя подобрались под стать ему: семинарист Кутейкин, отставной
сержант Цыфиркин, немец Вральман, бывшей кучер Стародума.
Понятно, что при таких учителях и попустительстве матери Митрофан
может только насмешить своими знаниями: «Вон у чулана шеста
неделя дверь стоит, еще не навешена: так та покамест существи-
тельна». Историю он изучает, слушая истории скотницы Хавроньи,
о географии не имеет понятия, на что Простакова заявляет: «Да извозчики-
то на что же? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская».
Смелая сатира Фонвизина далеко опередила свое время. Лишь
через 80 лет после ее создания отменили крепостное право. Но и сейчас
комедия сохраняет свой общечеловеческий смысл. По-прежнему
остаются важными проблемы, связанные с воспитание и образованием
молодежи. Ушла в прошлое монархия, но никуда не исчезло
властолюбие, заставляющее людей жертвовать лучшими качествами
ради достижения цели. Комедия Фонвизина остается живым напоминанием
через века о вечных человеческих ценностях.
драматургии XVIII века. Произведение создано по строгим правилам
классицизма: соблюдается единство времени (сутки), места
(дом Простаковых) и действия (соперничество женихов Софьи); герои
делятся на положительных и отрицательных. Придерживаясь
рамок классицизма, Фонвизин создает сатирическую комедию,
в которой выводит узнаваемые современные типы и поднимает
злободневные социальные проблемы. Именно поэтому власти с большой
неохотой разрешали единичные постановки «Недоросля» Название
комедии несколько маскирует ее главный политический смысл. Можно
подумать, что пьеса посвящена, прежде всего, проблемам воспитания
молодежи. Действительно, о воспитании много говорится в комедии,
и имя ее героя, недоросля Митрофанушки, стало нарицательным
для обозначения молодого лентяя. Однако главным в пьесе
является обличение произвола помещиков — крепостников. Фонвизин,
прикрываясь темой воспитания, замахнулся на основы государственного
устройства. В уста Стародума автор вложил свои смелые
идеи о несправедливости существующего строя и необходимости
его изменения. Герои комедии сталкиваются прежде всего в идейном,
а не любовном конфликте. Интрига, связанная с борьбой за богатую
невесту, является второстепенной. Герои разделяются на два
лагеря по идейному принципу.
Простаковы и Скотинин — главные представители лагеря противников.
Простакова заправляет всем в доме и не представляет себе,
что власть ее над простыми людьми кто-то может ограничить. Никаких
моральных ограничений для Простаковой не существует. «Разве
я не властна и в своих людях?» — удивляется она, когда Правдин
запрещает без причины наказывать крепостных. Простакова постоянно
ругает верных слуг, грозит им наказанием, а порой, не выдержав,
сама набрасывается с кулаками. Ее любовь к сыну Митрофанушке
имеет другую крайность. Простакова не видит в своем ребенке многочисленных
недостатков, потакает ему во всем и готова пойти на
преступление ради Митрофанушки. Простаков только формально
считается хозяином в доме: всем заправляет его жена. Простаков
откровенно глуп и прямо заявляет супруге: «При твоих глазах мои
ничего не видят». Неудивительно, что их сын растет лентяем, обжорой,
трусом и грубияном. Он не уважает даже горячо любящую его
мать. « Не хочу учиться, а хочу жениться» — вот девиз Митрофана.
Вполне отвечает своей фамилии Скотинин. В его жизни есть только
один интерес — свиньи. Чтобы увеличить их поголовье, Скотинин
собирается жениться на Софье. Свиньи живут у Скотинина гораздо
лучше людей, а он хвастается своей способностью добывать средства:
«… всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян,
так и концы в воду».
Лагерь положительных героев возглавляют Стародум и Правдин.
Стародум выступает как рупор прогрессивных авторских идей,
а Правдин олицетворяет действующую справедливую власть. Стародум
проповедует истины эпохи Просвещения и старается следовать
им на практике.
ике. Он отказался служить при дворе, поскольку
там царит «себялюбие»: «Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся;
об одном настоящем часе суетятся». Когда Правдин заявляет,
что таких достойных людей, как Стародум, необходимо приглашать
ко двору, в ответ ему звучит крайне опасное высказывание: «Тщетно
звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам
заразится». Стародум честно заработал свой капитал в Сибири,
деньги не имеют над ним власти. Превыше всего Стародум ценит
честь, достоинство, благородство души: «Без нее просвещеннейшая
умница — жалкая тварь. Невежда без души — зверь». Последние его
слова как нельзя лучше характеризуют отрицательных героев комедии.
Правдин является представителем справедливой власти. В финале
пьесы он от имени правительства вершит суд: берет в опеку
имение Простаковых, делает предупреждение Скотину, отправляет
Митрофана на службу. Любовная интрига в пьесе условна и служит
для развития сюжета. Скотинин и Митрофан не могут считаться серьезными
соперниками достойного избранника Софьи — офицера
Милона. Преступная попытка Простаковой похитить Софью приводит
к развязке, в которой порок наказывается.
Нестареющим юмором пронизаны сцены обучения Митрофана.
Учителя подобрались под стать ему: семинарист Кутейкин, отставной
сержант Цыфиркин, немец Вральман, бывшей кучер Стародума.
Понятно, что при таких учителях и попустительстве матери Митрофан
может только насмешить своими знаниями: «Вон у чулана шеста
неделя дверь стоит, еще не навешена: так та покамест существи-
тельна». Историю он изучает, слушая истории скотницы Хавроньи,
о географии не имеет понятия, на что Простакова заявляет: «Да извозчики-
то на что же? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская».
Смелая сатира Фонвизина далеко опередила свое время. Лишь
через 80 лет после ее создания отменили крепостное право. Но и сейчас
комедия сохраняет свой общечеловеческий смысл. По-прежнему
остаются важными проблемы, связанные с воспитание и образованием
молодежи. Ушла в прошлое монархия, но никуда не исчезло
властолюбие, заставляющее людей жертвовать лучшими качествами
ради достижения цели. Комедия Фонвизина остается живым напоминанием
через века о вечных человеческих ценностях.