Русские сочинения
-
Фонвизин Д.И.
-
Недоросль
-
Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Страшна Фонвизина рука!
А. С. Пушкин
Д. И. Фонвизин работал над своей комедией около трех лет и сделал больше, чем от него ждали. Он сорвал «маски с ошалевших от безделья молодцов, с системы воспитания, общественных, семейных отношений». Завершенная в 1781 году знаменитая комедия «Недоросль» выражала оппозиционные настроения писателя.
Царский двор встретил пьесу враждебно. Только через год ее поставили на сцене.
Фонвизин считал, что успехом комедии он обязан образу Стародума, которого играл крупнейший русский актер Дмитриевский. Как писали газеты тех дней, по окончании спектакля кто-то из зрителей бросил актеру кошелек, набитый золотом и серебром.
По мнению писателя, само по себе образование не превращает ребенка в человека.
Борьбе за человека посвящен «Недоросль». Комедия вскрывает условия воспитания, которые с детства уродуют, убивают душу.
Вспомним сцену, когда объевшийся с вечера Митрофанушка «протосковал всю ночь». «Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил», — сочувственно докладывает Еремеевна.
Смешон Митрофан, которого, словно младенца, выхаживает «мамка», смешно его обжорство, но он не совсем глуп. Увидев, что мать озадачена характеристикой («дрянь»), он легко выпутывается, зная, на чьей стороне сила. Матушка довольна.
Писатель попытался показать, под влиянием каких обстоятельств формируется характер.
Сначала мы видим, как Митрофан бегает за отцом, меряя кафтан. Эта сцена вводит нас в обстановку крепостной усадьбы.
Благосостояние Простаковых создают своим трудом и «девка Палашка», которая, заболев, вызывает гнев барыни, и Еремеевна, получающая в этом доме «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день».
Отношение к крепостным превращает образ хозяйки из смешного в страшный.
Сцены обучения Митрофана комичны. Бравый солдат Цыфиркин и недоучившийся семинарист Кутейкин, учителя недоросля, невежественны и нелепы. Бывший кучер Вральман учит Митрофана, «как шить ф свете», да еще французскому языку.
Ответы в сцене экзамена сделали образ дворянского сына бессмертным («Дверь, котора дверь?»). Под историей Митрофан понимает те истории, которые рассказывает скотница Хавронья. С географией помогает разобраться Простакова, заявляя, что «еоргафия» наука не дворянская, извозчики довезут, куда скажешь.
Жалок и смешон господин Простаков, признающийся жене: «При твоих глазах мои ничего не видят».
По закону 1767 года крестьяне за жалобу на помещика ссылались на каторгу. Бесконтрольная власть помещиков стала основной причиной народных бедствий. Именно поэтому двойственное чувство вызывает признание Скотинина: «Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи не обижали, сколько убытку не делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян, так и концы в воду». Труслив, расчетлив дядя Митрофанушки. Судопроизводство же находится на таком уровне, что обберет и правого и виноватого.
Пьеса «Недоросль» построена так, что становится понятно: неограниченная власть над крестьянами явилась источником тунеядства, безобразного воспитания, уродующего личность.
ся понятно: неограниченная власть над крестьянами явилась источником тунеядства, безобразного воспитания, уродующего личность.
Вопроса об отмене крепостного права Фонвизин не ставит, а требует человеческого отношения к крепостным. «Угнетать рабством себе подобных беззаконно», — говорит Стародум.
В конце комедии Правдин берет имение Простаковой в опеку. Фонвизин подсказывает правительству выход: помещики, жестоко обращающиеся с крестьянами, должны быть лишены права владеть крепостными.
По мысли писателя, когда «деньги суть первое божество», помещики превращаются в рабов денег и становятся полновластными господами над крестьянами. Вспомним, как лебезит Простакова перед Стародумом, узнав о его десяти тысячах. Она с гордостью вспоминает отца, нажившего состояние взятками.
В пьесе «Недоросль» Фонвизин воспроизвел тип русского помещика, а затем дал понять, что семейные отношения господ обусловлены именно общественным напряжением.
Фонвизин не побоялся опалы. Он произнес суровый приговор екатерининской России. Писатель-революционер А. М. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» показал, что доброта отдельных помещиков не облегчает судьбы крестьян.
В конце 80-х годов Д. И. Фонвизин подготовил к печати журнал «Друг честных людей, или Стародум». Однако он был запрещен. Писателю дали понять, что места в литературе ему нет. В 1792 году сломленный этим ударом Фонвизин умер.
А. С. Пушкин
Д. И. Фонвизин работал над своей комедией около трех лет и сделал больше, чем от него ждали. Он сорвал «маски с ошалевших от безделья молодцов, с системы воспитания, общественных, семейных отношений». Завершенная в 1781 году знаменитая комедия «Недоросль» выражала оппозиционные настроения писателя.
Царский двор встретил пьесу враждебно. Только через год ее поставили на сцене.
Фонвизин считал, что успехом комедии он обязан образу Стародума, которого играл крупнейший русский актер Дмитриевский. Как писали газеты тех дней, по окончании спектакля кто-то из зрителей бросил актеру кошелек, набитый золотом и серебром.
По мнению писателя, само по себе образование не превращает ребенка в человека.
Борьбе за человека посвящен «Недоросль». Комедия вскрывает условия воспитания, которые с детства уродуют, убивают душу.
Вспомним сцену, когда объевшийся с вечера Митрофанушка «протосковал всю ночь». «Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил», — сочувственно докладывает Еремеевна.
Смешон Митрофан, которого, словно младенца, выхаживает «мамка», смешно его обжорство, но он не совсем глуп. Увидев, что мать озадачена характеристикой («дрянь»), он легко выпутывается, зная, на чьей стороне сила. Матушка довольна.
Писатель попытался показать, под влиянием каких обстоятельств формируется характер.
Сначала мы видим, как Митрофан бегает за отцом, меряя кафтан. Эта сцена вводит нас в обстановку крепостной усадьбы.
Благосостояние Простаковых создают своим трудом и «девка Палашка», которая, заболев, вызывает гнев барыни, и Еремеевна, получающая в этом доме «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день».
Отношение к крепостным превращает образ хозяйки из смешного в страшный.
Сцены обучения Митрофана комичны. Бравый солдат Цыфиркин и недоучившийся семинарист Кутейкин, учителя недоросля, невежественны и нелепы. Бывший кучер Вральман учит Митрофана, «как шить ф свете», да еще французскому языку.
Ответы в сцене экзамена сделали образ дворянского сына бессмертным («Дверь, котора дверь?»). Под историей Митрофан понимает те истории, которые рассказывает скотница Хавронья. С географией помогает разобраться Простакова, заявляя, что «еоргафия» наука не дворянская, извозчики довезут, куда скажешь.
Жалок и смешон господин Простаков, признающийся жене: «При твоих глазах мои ничего не видят».
По закону 1767 года крестьяне за жалобу на помещика ссылались на каторгу. Бесконтрольная власть помещиков стала основной причиной народных бедствий. Именно поэтому двойственное чувство вызывает признание Скотинина: «Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи не обижали, сколько убытку не делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян, так и концы в воду». Труслив, расчетлив дядя Митрофанушки. Судопроизводство же находится на таком уровне, что обберет и правого и виноватого.
Пьеса «Недоросль» построена так, что становится понятно: неограниченная власть над крестьянами явилась источником тунеядства, безобразного воспитания, уродующего личность.
ся понятно: неограниченная власть над крестьянами явилась источником тунеядства, безобразного воспитания, уродующего личность.
Вопроса об отмене крепостного права Фонвизин не ставит, а требует человеческого отношения к крепостным. «Угнетать рабством себе подобных беззаконно», — говорит Стародум.
В конце комедии Правдин берет имение Простаковой в опеку. Фонвизин подсказывает правительству выход: помещики, жестоко обращающиеся с крестьянами, должны быть лишены права владеть крепостными.
По мысли писателя, когда «деньги суть первое божество», помещики превращаются в рабов денег и становятся полновластными господами над крестьянами. Вспомним, как лебезит Простакова перед Стародумом, узнав о его десяти тысячах. Она с гордостью вспоминает отца, нажившего состояние взятками.
В пьесе «Недоросль» Фонвизин воспроизвел тип русского помещика, а затем дал понять, что семейные отношения господ обусловлены именно общественным напряжением.
Фонвизин не побоялся опалы. Он произнес суровый приговор екатерининской России. Писатель-революционер А. М. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» показал, что доброта отдельных помещиков не облегчает судьбы крестьян.
В конце 80-х годов Д. И. Фонвизин подготовил к печати журнал «Друг честных людей, или Стародум». Однако он был запрещен. Писателю дали понять, что места в литературе ему нет. В 1792 году сломленный этим ударом Фонвизин умер.