Русские сочинения
-
Фонвизин Д.И.
-
Недоросль
-
Воспитание достойного гражданина по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Воспитание достойного гражданина по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Воспитание достойного гражданина по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
1. Проблема воспитания в комедии. 2. Достойный гражданин в «Недоросле».
Комедия «Недоросль» — одно из самых значительных произведений Д. И. Фонвизина. В этом произведении автор указывает на причину всех проблем России — крепостное право. Эта причина — лишь следствие отсутствия достойного воспитания людей. Автор осуждает общественные отношения, приводящие к низкому уровню гражданственности в нашей стране. В самом деле, насколько сможет стать гражданином Митрофанушка Простаков? Положительными героями в комедии являются просвещенные дворяне, и они осуждают крепостное право.
В лице семейства Простаковых представлен весь общественный строй современной Фонвизину России. Ярко прописана система отношений, основанных на крепостничестве. Среда крепостничества самим своим существованием оказывает влияние на личность, что и приводит к появлению мещан, далеких от просвещения.
Проблема воспитания, заложенная в основе комедии «Недоросль», была одной из центральных в XVIII веке. Именно проблема воспитания тревожила умы просветителей того времени.
Согласно указу Петра Великого все дворянские сынки (недоросли) должны были получить знания по закону Божию, арифметике и грамматике, без этого они не имели права занять какой-либо пост. Но традиционное воспитание вовсе не предполагало образования для дворян. Соответственно, нововведение Петра не вызвало особенного восторга в высшем обществе. Тем не менее та же Простакова вынуждена была нанять сыну, Митрофанушке, учителей. Но ничего полезного из этого не получилось: «через воспитание разумели они одно питание».
Нарисованная картина воспитания в комедии переходит в широкое изображение крепостнической системы в целом. Тем не менее в данной работе хотелось бы остановиться именно на центральной проблеме комедии — проблеме воспитания достойного гражданина.
С начала пьесы создается атмосфера дома Простаковых. Хозяйка постоянно бьет и оскорбляет слуг, добиваясь повиновения: «С утра до вечера, — жалуется Простакова, — как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь».
Митрофанушка, разумеется, достойным гражданином считаться не может. Об этом говорит и его способность к обучению, и желание учиться, и характер. Чего стоит только сцена, когда Простакова обращается к любимому сыну за помощью. Плоды полученного воспитания сказались в его презрительной фразе: «Да отвяжитесь, матушка, как навязалась...».
Неудивительно, что ответ Митрофанушки таков. Что он видел вокруг? Грубость и хамство. Простакова, которая преклоняется перед сильными и стремится унизить слабых… Оскорбления и пощечины… «Достойный» гражданин Митрофан после такого воспитания станет еще хуже, еще более жестоким, чем представители прежнего поколения. Если у Простаковой есть хоть привязанность к сыну, Скотинин любит своих хрюшек, то Митрофан лишен привязанностей. Моральных принципов ему не привили, какого-никакого образования не дали, зато приучили к агрессивному поведению.
чили к агрессивному поведению. И что же он сделает, увидев крушение всех надежд матери? Найдет себе более могущественного покровителя.
Митрофан — он полный невежда, не знает ни географии, ни арифметики, не может существительного от прилагательного отличить. Он не хочет учиться, постигать знания, уверен в том, что слуги сделают все необходимое за него. А если необходимо будет чего-либо добиться самому, Митрофан получит силой или преклонением перед сильными. О каких-либо обязанностях, включая долг перед отчизной, Митрофан даже не помышляет. Стародум так отзывается о нем: «Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..»
Пласт достойных людей в пьесе представлен по преимуществу троими персонажами: это Софья, Стародум, Правдин, Милон. Эти герои противопоставляются невежественным Простаковым и Скотининым. Фонвизин в таких характерах видит идеальных граждан своей страны.
Стародум говорит: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Впрочем, Фонвизин не пошел настолько далеко, чтобы опротестовать сам факт крепостничества, он всего лишь утверждает, что необходимо оставаться людьми даже по отношению к крепостным крестьянам.
Правдин отстаивает еще более решительную позицию по отношению к произволу дворян. Он чиновник в наместничестве, учреждении, созданном для наблюдения за выполнением правительственных указов. Своей основной задачей Правдин считает наблюдение над помещиками, которые, «имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Когда Правдин узнает о бесчинствах Простаковой, он от имени правительства берет ее имение под опеку, лишая Простакову прав распоряжаться крестьянами.
Милон, возлюбленный Софьи, — идеальный офицер. Этот образ противопоставлен лишенному гражданских чувств Митрофанушке. Митрофан к службе не стремится, и Простакова всецело его поддерживает в этом: «Пока Митрофанушка еще в недорослях, пора его и понежить, а там лет через десяток, как выйдет, избави боже, в службу, всего натерпится». Милон же, несмотря на молодость, участвовал в военных действиях, где обнаружил «неустрашимость».
Стародум высказывает точку зрения самого Фонвизина. Имя героя указывает на то, что идеалы его принадлежат Петровской эпохе, эпохе просвещения и гражданственности, когда дворянство было не данностью, а заслугой перед родной страной. О долге, или должности, как говорили тогда, дворян Стародум говорит с особым трепетом: «Долж
Ность!.. Как это слово у всех на языке, и как мало его понимают!.. Это тот священный обет, которым обязаны мы всем тем, с кем живем… Если б так должность исполняли, как об ней твердят… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить… Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю».
Итак, в комедии Фонвизина представлены основные особенности достойного гражданина современной ему эпохи. Это просвещенный человек, не проявляющий жестокости по отношению к крепостным, а значит, зависящим от него людям, получивший образование.
росвещенный человек, не проявляющий жестокости по отношению к крепостным, а значит, зависящим от него людям, получивший образование. Но самое главное — достойный гражданин знает о своем долге перед Отечеством и с радостью служит родной стране.
1. Проблема воспитания в комедии. 2. Достойный гражданин в «Недоросле».
Комедия «Недоросль» — одно из самых значительных произведений Д. И. Фонвизина. В этом произведении автор указывает на причину всех проблем России — крепостное право. Эта причина — лишь следствие отсутствия достойного воспитания людей. Автор осуждает общественные отношения, приводящие к низкому уровню гражданственности в нашей стране. В самом деле, насколько сможет стать гражданином Митрофанушка Простаков? Положительными героями в комедии являются просвещенные дворяне, и они осуждают крепостное право.
В лице семейства Простаковых представлен весь общественный строй современной Фонвизину России. Ярко прописана система отношений, основанных на крепостничестве. Среда крепостничества самим своим существованием оказывает влияние на личность, что и приводит к появлению мещан, далеких от просвещения.
Проблема воспитания, заложенная в основе комедии «Недоросль», была одной из центральных в XVIII веке. Именно проблема воспитания тревожила умы просветителей того времени.
Согласно указу Петра Великого все дворянские сынки (недоросли) должны были получить знания по закону Божию, арифметике и грамматике, без этого они не имели права занять какой-либо пост. Но традиционное воспитание вовсе не предполагало образования для дворян. Соответственно, нововведение Петра не вызвало особенного восторга в высшем обществе. Тем не менее та же Простакова вынуждена была нанять сыну, Митрофанушке, учителей. Но ничего полезного из этого не получилось: «через воспитание разумели они одно питание».
Нарисованная картина воспитания в комедии переходит в широкое изображение крепостнической системы в целом. Тем не менее в данной работе хотелось бы остановиться именно на центральной проблеме комедии — проблеме воспитания достойного гражданина.
С начала пьесы создается атмосфера дома Простаковых. Хозяйка постоянно бьет и оскорбляет слуг, добиваясь повиновения: «С утра до вечера, — жалуется Простакова, — как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь».
Митрофанушка, разумеется, достойным гражданином считаться не может. Об этом говорит и его способность к обучению, и желание учиться, и характер. Чего стоит только сцена, когда Простакова обращается к любимому сыну за помощью. Плоды полученного воспитания сказались в его презрительной фразе: «Да отвяжитесь, матушка, как навязалась...».
Неудивительно, что ответ Митрофанушки таков. Что он видел вокруг? Грубость и хамство. Простакова, которая преклоняется перед сильными и стремится унизить слабых… Оскорбления и пощечины… «Достойный» гражданин Митрофан после такого воспитания станет еще хуже, еще более жестоким, чем представители прежнего поколения. Если у Простаковой есть хоть привязанность к сыну, Скотинин любит своих хрюшек, то Митрофан лишен привязанностей. Моральных принципов ему не привили, какого-никакого образования не дали, зато приучили к агрессивному поведению.
чили к агрессивному поведению. И что же он сделает, увидев крушение всех надежд матери? Найдет себе более могущественного покровителя.
Митрофан — он полный невежда, не знает ни географии, ни арифметики, не может существительного от прилагательного отличить. Он не хочет учиться, постигать знания, уверен в том, что слуги сделают все необходимое за него. А если необходимо будет чего-либо добиться самому, Митрофан получит силой или преклонением перед сильными. О каких-либо обязанностях, включая долг перед отчизной, Митрофан даже не помышляет. Стародум так отзывается о нем: «Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..»
Пласт достойных людей в пьесе представлен по преимуществу троими персонажами: это Софья, Стародум, Правдин, Милон. Эти герои противопоставляются невежественным Простаковым и Скотининым. Фонвизин в таких характерах видит идеальных граждан своей страны.
Стародум говорит: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Впрочем, Фонвизин не пошел настолько далеко, чтобы опротестовать сам факт крепостничества, он всего лишь утверждает, что необходимо оставаться людьми даже по отношению к крепостным крестьянам.
Правдин отстаивает еще более решительную позицию по отношению к произволу дворян. Он чиновник в наместничестве, учреждении, созданном для наблюдения за выполнением правительственных указов. Своей основной задачей Правдин считает наблюдение над помещиками, которые, «имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Когда Правдин узнает о бесчинствах Простаковой, он от имени правительства берет ее имение под опеку, лишая Простакову прав распоряжаться крестьянами.
Милон, возлюбленный Софьи, — идеальный офицер. Этот образ противопоставлен лишенному гражданских чувств Митрофанушке. Митрофан к службе не стремится, и Простакова всецело его поддерживает в этом: «Пока Митрофанушка еще в недорослях, пора его и понежить, а там лет через десяток, как выйдет, избави боже, в службу, всего натерпится». Милон же, несмотря на молодость, участвовал в военных действиях, где обнаружил «неустрашимость».
Стародум высказывает точку зрения самого Фонвизина. Имя героя указывает на то, что идеалы его принадлежат Петровской эпохе, эпохе просвещения и гражданственности, когда дворянство было не данностью, а заслугой перед родной страной. О долге, или должности, как говорили тогда, дворян Стародум говорит с особым трепетом: «Долж
Ность!.. Как это слово у всех на языке, и как мало его понимают!.. Это тот священный обет, которым обязаны мы всем тем, с кем живем… Если б так должность исполняли, как об ней твердят… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить… Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю».
Итак, в комедии Фонвизина представлены основные особенности достойного гражданина современной ему эпохи. Это просвещенный человек, не проявляющий жестокости по отношению к крепостным, а значит, зависящим от него людям, получивший образование.
росвещенный человек, не проявляющий жестокости по отношению к крепостным, а значит, зависящим от него людям, получивший образование. Но самое главное — достойный гражданин знает о своем долге перед Отечеством и с радостью служит родной стране.