Кот Мурр
КОТ МУРР (нем. Kater Мurr) — центральный персонаж романа Э.Т.А.Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра, с присовокуплением макулатурных листов из биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера» (1821). Образ ученого кота, способного понимать людской язык, характерен для творчества Гофмана. Писателю было свойственно придавать животным антропоморфные черты (например, говорящий пес Берганца). К.М. избежал благодаря органному мастеру Абрагаму участи своих утопленных за ненадобностью братьев и сестер. Едва прозрев, спасенный котенок обнаруживает удивительную одаренность и необычайные таланты: быстро обучается чтению и письму, знакомится с иностранными языками, добросовестно описывает события своей жизни, заводит «светские» знакомства в среде соседских кошек и собак. Капельмейстер Крейслер, очередной хозяин К.М., характеризует своего нового питомца как «чудо кошачьей красоты». Персонаж животного эпоса, традиционный для мировой литературной традиции, К.М. — своеобразная пародия на романтического «сына века». Он владеет нужной терминологией, в его пассажах встречаются типичные романтические клише: «Ах! Сладостное томление переполняет грудь мою! Тоска по отеческому чердаку, чувство неизъяснимо-почвенное мощно вздымается во мне!» Как и всякий романтический герой, К.М. считает себя истинным гением, созданием исключительным, отмеченным милостью богов, но ведет себя как филистер, трусливый и самовлюбленный, что проявляется во многих коллизиях романа: и в отношениях К.М. с изящной кошкой Мисмис, с котом Муцием и с пуделем Понто. Кот-романтик на самом деле стремится к сытой, спокойной, сонной жизни; любит вкусно поесть, в конфликтных ситуациях предпочитает ретироваться. К.М. не только сочинитель собственного жизнеописания, он автор печатного труда, вполне романтически аттестующий свои творческие достижения: «с трепетом в груди — передаю я свету кое-какие страницы моей жизни, моих страданий, моих упований». По свидетельству самого Гофмана, прообразом К.М. послужил его собственный кот, которого писатель ценил и считал «высокомудрым и глубокомысленным». Жизнь К.М. оказалась короткой: роман заканчивается пародийным некрологом издателя «Житейских воззрений». Образ К.М. — принципиален и важен для творчества Гофмана: это и травестия образа романтического гения, и способ оттенить любимого героя Иоганнеса Крейслера, истинного романтика и истинного избранника. Ведь ученый К.М. не погнушался использовать листки из дневника музыканта как промокательные. Лит.: Hans von Miiller. Das Kunstlerische Schaffen E.T.A.Hofimanns in umrissen angedeutet. Lpz., 1926.