Русские сочинения
-
Гоголь Н.В.
-
Мертвые души
-
АВТОРСКИЕ ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ПОЭМЕ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”
АВТОРСКИЕ ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ПОЭМЕ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”
АВТОРСКИЕ ИДЕАЛЫ ИДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ПОЭМЕ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”
Гоголь задумывал “мертвые души” какпроизведение, обличающие социальные порокиобщества, поэтому он искал центральногосюжета не простой какой-нибудь жизненныйфакт, а такой, который бы дал возможностьобнаружить скрытные явлениядействительности. В этом смысле Гоголю какнельзя лучше подошел сюжет, предложенный А.С. Пушкиным.
Замысел “изъездить вмести с героем всюРусь” давал автору возможность показатьжизнь всей России. А поскольку Гогольописывал ее так, “чтобы вся мелочь, котораяускользает от глаз, мелькнула бы крупно вглаза всем”, в поэме встает вся картинарусской действительности со всеми ееэкономическими и социальными изъяснениями.Однако в “Мертвых душах” описывается нетолько страшная, жестокая реальность жизнистраны того времени. Ейпротивопоставленные светлые, чистые,гуманные идеалы автора, его представление отом, какой должна стать Россия, высказанныев лирических отступлениях и отдельныхзамечаниях, разбросанных по тексту.
Таким образом, картина жизни и бытагубернии, в которой, как и во всей стране,основой социального строя являетсяэксплуатация труда, разворачивается передчитателями по мере того, как Чичиковзнакомится с помещиками и чиновникамигорода НН. И поскольку Гоголь виделосновной источник бедствия России внесправедливых и бесчеловечныхобщественных отношениях, то внимание онуделил в первую очередь помещикам, главнымугнетателям крестьян.
Автор описывает имение помещиков, ихвремяпрепровождения, показывая таким образомкартину полного упадка крестьянскиххозяйств. Особенно это заметно в именияхМанилова, Ноздрева, Плюшкина. Но и кажущиесякрепким хозяйством Коробочки и Собакевичав действительности нежизнеспособны.
Гоголь подчеркивает не толькоэкономическое, но и моральное опустошенияпомещичьего класса. Углубляя темудуховного разложения дворянства, писательрасполагает главы с описанием помещиков вопределенном порядке. Он ведет читателя отпраздного мечтателя Манилова к “дубинноголовой”скопидомке Коробочке, отбесшабашного мота Ноздрева коскотинившемуся кулаку Собакевичу изавершает галерею образов помещиковПлюшкиных, “прорехой на человечестве”.
Наиболее полно характеризует помещиков ихотношение к предложению Чичикова о продажедуш, “в некотором роде окончивших своесуществование”. Каждый помещик по-своемуреагирует на эту просьбу. Манилов сосвойственной ему “широтой души” отдаетмертвые души даром. Коробочка, привыкшая ктому, что все можно продать и купить,заботится лишь о том, не прогадать, непродешевить. Собакевич в очередной разпроявляет качества “человека кулака”,заламывая цену “сто рублей за штуку”. Нокакими бы ни были оттенки реакции разныхпомещиков, все они приходят к одному: если “негоция”не принесет вреда государству и не будет вубыток, они согласны.
Рисуя широкую картину дворянской –помещичьей России, Гоголь неограничивается изображением поместныхдворян. На примере города Н.Н. он показываети мир чиновничества, в котором “плодилисьиз безделья” злоупотребление властью,интриги, сплетни.
Все чиновники города, начиная с губернатора,положительным единственным качествомкоторого являлось вышивание “разныхдомашних узоров”, и кончая самым мелкимчиновникам, берут взятки, грабят казну,ходят на балы и играют в карты. Такой образжизни становится нормой для них. Они даже неопасаются карты за свои грехи. Ведьустоявшийся “порядок” охраняетсяполицмейстером, главным взяточником иказнокрадом. Кроме того, все чиновникиповязаны круговой порукой. Каждый из них нечист на руку, и поэтому никому ни приходит вголову доносить на другого.
Итак, Гоголь показал, что жизнь городауправляют необразованные, пустые,бесчестные люди. Более того, введя в поэму окапитане Копейкине, автор подчеркнул, чтотакая картина характера не только для этойгубернии, но и для всейстраны, которой правили помещики ичиновники, в то время как простой народтерпел одни лишь лишения.
К миру “мертвых душ” в поэме, безусловно,относится и Чичиков. В его лице выразилисьуже не застойные явления русской жизни, апроцесс проникновения в нее новыхбуржуазных тенденций: духаприобретательства и аферы. Раскрывая своенамерение “припрячь” подлеца, Гогольдетально исследует истоки его личности.Находчивый и ловкий авантюрист, Чичиков — порождение окружающего мира с егокричащими противоречиями бедности ибогатства. Родившись в бедной семье,Чичиков не становится “маленькимчеловеком”. Чтобы подняться пообщественной лестнице, он воспитывает всебе приспособленчество и изворотливость.Гоголь тонко показывает, что бережливость,накопительство Чичикова, которыми онотличался с детства, имеют иную природу, чем,например, скупость Коробочки или Плюшкина.Жажда обогащение у Чичикова – черта новогобуржуазного общества, деньги для него –средство достижения карьеры, комфорта. Приэтом он прекрасно видит, каким путемсоздаются огромные состояние в окружающемего мире. Гоголь очень точно определил однуиз характерных черт поднимающейсябуржуазии — жизненную энергию,целеустремленность действий и в то же времяее определенную эгоистичность.
Итак, привыкшие жить легкой жизнью за счетчужого труда, помещики и чиновники – “мертвыедуши”, с одной стороны, и крестьяне, уделомкоторых являются нищета, голод, непосильныйтруд, болезни, с другой, — такой открываетсядействительность перед Гоголем. Но он нетеряет оптимистического настроя, верит в то,что помещики и чиновники изживут себя.Рядом с помещиками, “мертвыми душами”,встают светлые образы простых людей,которые являются для автора воплощениемидеалов духовности, мужества, свободолюбия.
В лирических отступлениях Гоголь создаетобраз истинно живой народной души. Авторвосторгается удалью, щедростью,талантливостью и умом русского народа.
Он восхищается бойким, ярким словом простыхлюдей. Гоголь с любовью говорит, что, “птица– тройка”, летящая понеобъятным просторам русской земли, “могла родиться только у бойкого народа”.Образ “русской тройки”, приобретающийсимволическое значение, неразрывно связану автора с образами “расторопногоярославского мужика”, одним топором идолотом смастерившего прочныйэкипаж, и ямщика, примостившегося “чертзнает на чем” и лихо управляющего тройкой.
Ведь только благодаря таким людям Русьнесется вперед, поражая созерцателя этогочуда.
Именно Россия, подобная “не обгоняемойтройке”, заставляющая “другие народы игосударства” давать ей дорогу, а не РоссияМаниловых, Собакевичей и Плюшкиныхявляется идеалом Гоголя.
Показывая на примере простых истинноценные качества души, Гоголь обращается кчитателям с призывом сохранять с юношескихлет “всечеловеческие движения”.
В лирических отступлениях Гогользатрагивает много тем. И в этихразмышлениях выражены идеалы автора. Так,говоря о двух типах писателей Гогольотмечает, что истинный писатель не тот,который “чудно польстил людям, скрывпечальное в жизни”, а тот, кто дерзнул “вызватьнаружу” всю страшную, потрясающую тинумелочей, окутавших нашу жизнь”.
Итак, в поэме “мертвые души”действительность и авторские идеалы.Гоголь без прикрас показывает жизньсовременной ему России и, вместе с тем, учитдоброте, честности,любви к народу и труду.
Культурный, любящий родину, думающийчеловек с живой душой – вот идеал Гоголя,который созвучен и нашему времени.
Гоголь задумывал “мертвые души” какпроизведение, обличающие социальные порокиобщества, поэтому он искал центральногосюжета не простой какой-нибудь жизненныйфакт, а такой, который бы дал возможностьобнаружить скрытные явлениядействительности. В этом смысле Гоголю какнельзя лучше подошел сюжет, предложенный А.С. Пушкиным.
Замысел “изъездить вмести с героем всюРусь” давал автору возможность показатьжизнь всей России. А поскольку Гогольописывал ее так, “чтобы вся мелочь, котораяускользает от глаз, мелькнула бы крупно вглаза всем”, в поэме встает вся картинарусской действительности со всеми ееэкономическими и социальными изъяснениями.Однако в “Мертвых душах” описывается нетолько страшная, жестокая реальность жизнистраны того времени. Ейпротивопоставленные светлые, чистые,гуманные идеалы автора, его представление отом, какой должна стать Россия, высказанныев лирических отступлениях и отдельныхзамечаниях, разбросанных по тексту.
Таким образом, картина жизни и бытагубернии, в которой, как и во всей стране,основой социального строя являетсяэксплуатация труда, разворачивается передчитателями по мере того, как Чичиковзнакомится с помещиками и чиновникамигорода НН. И поскольку Гоголь виделосновной источник бедствия России внесправедливых и бесчеловечныхобщественных отношениях, то внимание онуделил в первую очередь помещикам, главнымугнетателям крестьян.
Автор описывает имение помещиков, ихвремяпрепровождения, показывая таким образомкартину полного упадка крестьянскиххозяйств. Особенно это заметно в именияхМанилова, Ноздрева, Плюшкина. Но и кажущиесякрепким хозяйством Коробочки и Собакевичав действительности нежизнеспособны.
Гоголь подчеркивает не толькоэкономическое, но и моральное опустошенияпомещичьего класса. Углубляя темудуховного разложения дворянства, писательрасполагает главы с описанием помещиков вопределенном порядке. Он ведет читателя отпраздного мечтателя Манилова к “дубинноголовой”скопидомке Коробочке, отбесшабашного мота Ноздрева коскотинившемуся кулаку Собакевичу изавершает галерею образов помещиковПлюшкиных, “прорехой на человечестве”.
Наиболее полно характеризует помещиков ихотношение к предложению Чичикова о продажедуш, “в некотором роде окончивших своесуществование”. Каждый помещик по-своемуреагирует на эту просьбу. Манилов сосвойственной ему “широтой души” отдаетмертвые души даром. Коробочка, привыкшая ктому, что все можно продать и купить,заботится лишь о том, не прогадать, непродешевить. Собакевич в очередной разпроявляет качества “человека кулака”,заламывая цену “сто рублей за штуку”. Нокакими бы ни были оттенки реакции разныхпомещиков, все они приходят к одному: если “негоция”не принесет вреда государству и не будет вубыток, они согласны.
Рисуя широкую картину дворянской –помещичьей России, Гоголь неограничивается изображением поместныхдворян. На примере города Н.Н. он показываети мир чиновничества, в котором “плодилисьиз безделья” злоупотребление властью,интриги, сплетни.
Все чиновники города, начиная с губернатора,положительным единственным качествомкоторого являлось вышивание “разныхдомашних узоров”, и кончая самым мелкимчиновникам, берут взятки, грабят казну,ходят на балы и играют в карты. Такой образжизни становится нормой для них. Они даже неопасаются карты за свои грехи. Ведьустоявшийся “порядок” охраняетсяполицмейстером, главным взяточником иказнокрадом. Кроме того, все чиновникиповязаны круговой порукой. Каждый из них нечист на руку, и поэтому никому ни приходит вголову доносить на другого.
Итак, Гоголь показал, что жизнь городауправляют необразованные, пустые,бесчестные люди. Более того, введя в поэму окапитане Копейкине, автор подчеркнул, чтотакая картина характера не только для этойгубернии, но и для всейстраны, которой правили помещики ичиновники, в то время как простой народтерпел одни лишь лишения.
К миру “мертвых душ” в поэме, безусловно,относится и Чичиков. В его лице выразилисьуже не застойные явления русской жизни, апроцесс проникновения в нее новыхбуржуазных тенденций: духаприобретательства и аферы. Раскрывая своенамерение “припрячь” подлеца, Гогольдетально исследует истоки его личности.Находчивый и ловкий авантюрист, Чичиков — порождение окружающего мира с егокричащими противоречиями бедности ибогатства. Родившись в бедной семье,Чичиков не становится “маленькимчеловеком”. Чтобы подняться пообщественной лестнице, он воспитывает всебе приспособленчество и изворотливость.Гоголь тонко показывает, что бережливость,накопительство Чичикова, которыми онотличался с детства, имеют иную природу, чем,например, скупость Коробочки или Плюшкина.Жажда обогащение у Чичикова – черта новогобуржуазного общества, деньги для него –средство достижения карьеры, комфорта. Приэтом он прекрасно видит, каким путемсоздаются огромные состояние в окружающемего мире. Гоголь очень точно определил однуиз характерных черт поднимающейсябуржуазии — жизненную энергию,целеустремленность действий и в то же времяее определенную эгоистичность.
Итак, привыкшие жить легкой жизнью за счетчужого труда, помещики и чиновники – “мертвыедуши”, с одной стороны, и крестьяне, уделомкоторых являются нищета, голод, непосильныйтруд, болезни, с другой, — такой открываетсядействительность перед Гоголем. Но он нетеряет оптимистического настроя, верит в то,что помещики и чиновники изживут себя.Рядом с помещиками, “мертвыми душами”,встают светлые образы простых людей,которые являются для автора воплощениемидеалов духовности, мужества, свободолюбия.
В лирических отступлениях Гоголь создаетобраз истинно живой народной души. Авторвосторгается удалью, щедростью,талантливостью и умом русского народа.
Он восхищается бойким, ярким словом простыхлюдей. Гоголь с любовью говорит, что, “птица– тройка”, летящая понеобъятным просторам русской земли, “могла родиться только у бойкого народа”.Образ “русской тройки”, приобретающийсимволическое значение, неразрывно связану автора с образами “расторопногоярославского мужика”, одним топором идолотом смастерившего прочныйэкипаж, и ямщика, примостившегося “чертзнает на чем” и лихо управляющего тройкой.
Ведь только благодаря таким людям Русьнесется вперед, поражая созерцателя этогочуда.
Именно Россия, подобная “не обгоняемойтройке”, заставляющая “другие народы игосударства” давать ей дорогу, а не РоссияМаниловых, Собакевичей и Плюшкиныхявляется идеалом Гоголя.
Показывая на примере простых истинноценные качества души, Гоголь обращается кчитателям с призывом сохранять с юношескихлет “всечеловеческие движения”.
В лирических отступлениях Гогользатрагивает много тем. И в этихразмышлениях выражены идеалы автора. Так,говоря о двух типах писателей Гогольотмечает, что истинный писатель не тот,который “чудно польстил людям, скрывпечальное в жизни”, а тот, кто дерзнул “вызватьнаружу” всю страшную, потрясающую тинумелочей, окутавших нашу жизнь”.
Итак, в поэме “мертвые души”действительность и авторские идеалы.Гоголь без прикрас показывает жизньсовременной ему России и, вместе с тем, учитдоброте, честности,любви к народу и труду.
Культурный, любящий родину, думающийчеловек с живой душой – вот идеал Гоголя,который созвучен и нашему времени.