Бытовая деталь в поэме «Мертвые души»
В системе уроков, связанных с изучением «Мертвых душ», постоянное внимание уделяется раскрытию своеобразия творческого метода Гоголя, художественных приемов, которые использует писатель как сатирик в изображении русской действительности, в обрисовке персонажей (гиперболизм, доведенный почти до гротеска, морально-психологический портрет, речевая характеристика, алогизм, двуплановость, т.е. сопоставление реального и мнимого, неожиданность положения, в котором оказывается герой и в котором вдруг ярко проявляются существенные свойства его натуры, подбор определенных языковых средств и др.).
Среди различных приемов художественной выразительности в поэме ведущая роль отводится бытовой детализации.
«Смысл и сила детали в том, — замечает Е. С. Добин, — что в бесконечно малое вмещено целое… Деталь и подробность обычно употребляются как синонимы… Однако налицо и различие, существенно важное для поэтики прозы… Подробность воздействует во множестве. Деталь тяготеет к единичности. Она заменяет ряд подробностей… Деталь — интенсивна. Подробности — экстенсивны. Разница между деталью и подробностями не абсолютна. Существуют переходные формы… Подробность впечатляет в ряду других. Деталь стремится быть выделенной на первый план. Остановить читателя, приковать на миг всецело его внимание» .
Это суждение можно дополнить высказыванием С. П. Антонова, который очередную беседу с молодыми писателями назвал «Деталь и подробность»: «Одна из особенностей детали и отличий ее от подробностей состоит в том, что она дает возможность охватить предмет сразу, быстро, как в действительности»3 .
Безусловно, учащиеся должны уметь отделять деталь от подробностей. Для этого им необходимо проявить способность самим заметить важную деталь и оценить ее значение. Как подчеркивает один из педагогов-новаторов, «опираясь на деталь, художник нередко выстраивает целое, раскрывает глубокую философскую идею».
Чтобы помочь школьникам увидеть деталь, учитель обращает их особое внимание на удивительную способность Гоголя — умение наблюдать. Достаточно обратиться к «Записным книжкам» писателя, чтобы понять, какой интерес проявлял он к человеческой психологии, к традициям и обычаям представителей тех или иных социальных слоев, к экономической, хозяйственной и общественной жизни страны, к быту русского народа и правящих кругов. Богатый материал дали художнику поездки по России, изучение многих сторон реальной действительности, наблюдения, встречи с людьми различных характеров и разного общественного положения.
В обращении к читателю в начале поэмы Гоголь признается: следует писать, «не пропуская ни людей с их нравами, склонностями и привычками, ни бездушных вещей, их окружающих, от одежд до мебелей и стен домов, в которых живут они… Я не могу выдать последних томов моего сочинения по тех пор, покуда сколько-нибудь не узнаю русскую жизнь со всех ее сторон...» .
Чтобы уметь видеть, не пропустить существенно важное для понимания художественного целого, надо быть не только наблюдательным, но и уметь читать.
енно важное для понимания художественного целого, надо быть не только наблюдательным, но и уметь читать. Поскольку автор «Мертвых душ», по его признанию, «любит чрезвычайно быть обстоятельным во всем» (21 — 22), то читатель его тоже не должен торопиться. Другими словами, поэму нужно читать медленно, внимательно, и задача учителя — направить, организовать, углубить восприятие текста. Он сам должен выразительно прочитать первую главу поэмы или хотя бы начало ее, интонационно подчеркивая наиболее значимые детали, после чего может давать учащимся самостоятельные задания.
Обнаруженные школьниками в ходе медленного, вдумчивого чтения детали должны дать импульс их творческому воображению, т.е. они рисуют себе определенного героя или какую-то картину, и яркие детали помогают им дорисовать весь облик героя, всю картину. Как утверждает психолог-методист, «активность воображения в использовании деталей текста для дорисовки образа — очень важное условие полноценного восприятия. Чем больше развита у читателя эта способность, тем большей „вещностью“, „материальностью“ обладают воссоздаваемые образы… При слабо развитом воображении такое впечатление не возникает, поэтому читатель воспринимает текст чисто информативно. Цвет, фактура вещей, все богатство и разнообразие свойств вещного мира, запечатленного в литературе, не вызывает у него эстетического любования...» .
Художественная деталь бывает портретная, психологическая, бытовая, словесная, пейзажная. Каждая из них несет определенную смысловую и эмоциональную нагрузку. Например, психологическая деталь — это черточка в характере, поведении, поступках героя, которая дорисовывает его облик.
Среди художественных деталей в поэме преобладает бытовая деталь. И это неслучайно. Героев Гоголя не оторвать от их быта, окружающих их вещей. Присмотримся к этому явлению поближе.
Исходя из толкования быта бытовая деталь указывает на обстановку, жилище, вещи, мебель, одежду, гастрономию, обычаи, привычки, вкусы, склонности действующего лица. Примечательно, что у Гоголя бытовая деталь никогда не выступает как самоцель, дана не как фон и не как украшение, а как неотъемлемая часть образа. И это понятно, ибо интересы героев писателя-сатирика не выходят за пределы пошлой материальности; духовный мир таких героев настолько беден, ничтожен, что вещь вполне может выразить их внутреннюю сущность; вещи как бы срастаются с их хозяевами. Эту особенность видения и изображения художником своих персонажей отмечает Л. М. Мышковская: «Если извлечь гоголевских героев из привычных условий их жизни, деталей обстановки, то они лишатся той атмосферы, которой дышат, той художественной опоры, которая составляет органическую часть самого их характера… В самом деле, возможно ли себе представить… Коробочку вне ее поместья со всеми типическими мелочами домашней обстановки?».
Итак, бытовая деталь выполняет прежде всего характерологическую функцию, т.е. позволяет составить представление о морально-психологических свойствах героев поэмы.
ставление о морально-психологических свойствах героев поэмы. Следует заметить, что в дальнейшей работе необходимо соотносить деталь с частями речи, с помощью которых она выражается, и с основным значением этих частей речи, в связи с чем выделяются «деталь-предмет» (существительное), «деталь-признак» (прилагательное) и «деталь-действие» (гагол).
Среди различных приемов художественной выразительности в поэме ведущая роль отводится бытовой детализации.
«Смысл и сила детали в том, — замечает Е. С. Добин, — что в бесконечно малое вмещено целое… Деталь и подробность обычно употребляются как синонимы… Однако налицо и различие, существенно важное для поэтики прозы… Подробность воздействует во множестве. Деталь тяготеет к единичности. Она заменяет ряд подробностей… Деталь — интенсивна. Подробности — экстенсивны. Разница между деталью и подробностями не абсолютна. Существуют переходные формы… Подробность впечатляет в ряду других. Деталь стремится быть выделенной на первый план. Остановить читателя, приковать на миг всецело его внимание» .
Это суждение можно дополнить высказыванием С. П. Антонова, который очередную беседу с молодыми писателями назвал «Деталь и подробность»: «Одна из особенностей детали и отличий ее от подробностей состоит в том, что она дает возможность охватить предмет сразу, быстро, как в действительности»3 .
Безусловно, учащиеся должны уметь отделять деталь от подробностей. Для этого им необходимо проявить способность самим заметить важную деталь и оценить ее значение. Как подчеркивает один из педагогов-новаторов, «опираясь на деталь, художник нередко выстраивает целое, раскрывает глубокую философскую идею».
Чтобы помочь школьникам увидеть деталь, учитель обращает их особое внимание на удивительную способность Гоголя — умение наблюдать. Достаточно обратиться к «Записным книжкам» писателя, чтобы понять, какой интерес проявлял он к человеческой психологии, к традициям и обычаям представителей тех или иных социальных слоев, к экономической, хозяйственной и общественной жизни страны, к быту русского народа и правящих кругов. Богатый материал дали художнику поездки по России, изучение многих сторон реальной действительности, наблюдения, встречи с людьми различных характеров и разного общественного положения.
В обращении к читателю в начале поэмы Гоголь признается: следует писать, «не пропуская ни людей с их нравами, склонностями и привычками, ни бездушных вещей, их окружающих, от одежд до мебелей и стен домов, в которых живут они… Я не могу выдать последних томов моего сочинения по тех пор, покуда сколько-нибудь не узнаю русскую жизнь со всех ее сторон...» .
Чтобы уметь видеть, не пропустить существенно важное для понимания художественного целого, надо быть не только наблюдательным, но и уметь читать.
енно важное для понимания художественного целого, надо быть не только наблюдательным, но и уметь читать. Поскольку автор «Мертвых душ», по его признанию, «любит чрезвычайно быть обстоятельным во всем» (21 — 22), то читатель его тоже не должен торопиться. Другими словами, поэму нужно читать медленно, внимательно, и задача учителя — направить, организовать, углубить восприятие текста. Он сам должен выразительно прочитать первую главу поэмы или хотя бы начало ее, интонационно подчеркивая наиболее значимые детали, после чего может давать учащимся самостоятельные задания.
Обнаруженные школьниками в ходе медленного, вдумчивого чтения детали должны дать импульс их творческому воображению, т.е. они рисуют себе определенного героя или какую-то картину, и яркие детали помогают им дорисовать весь облик героя, всю картину. Как утверждает психолог-методист, «активность воображения в использовании деталей текста для дорисовки образа — очень важное условие полноценного восприятия. Чем больше развита у читателя эта способность, тем большей „вещностью“, „материальностью“ обладают воссоздаваемые образы… При слабо развитом воображении такое впечатление не возникает, поэтому читатель воспринимает текст чисто информативно. Цвет, фактура вещей, все богатство и разнообразие свойств вещного мира, запечатленного в литературе, не вызывает у него эстетического любования...» .
Художественная деталь бывает портретная, психологическая, бытовая, словесная, пейзажная. Каждая из них несет определенную смысловую и эмоциональную нагрузку. Например, психологическая деталь — это черточка в характере, поведении, поступках героя, которая дорисовывает его облик.
Среди художественных деталей в поэме преобладает бытовая деталь. И это неслучайно. Героев Гоголя не оторвать от их быта, окружающих их вещей. Присмотримся к этому явлению поближе.
Исходя из толкования быта бытовая деталь указывает на обстановку, жилище, вещи, мебель, одежду, гастрономию, обычаи, привычки, вкусы, склонности действующего лица. Примечательно, что у Гоголя бытовая деталь никогда не выступает как самоцель, дана не как фон и не как украшение, а как неотъемлемая часть образа. И это понятно, ибо интересы героев писателя-сатирика не выходят за пределы пошлой материальности; духовный мир таких героев настолько беден, ничтожен, что вещь вполне может выразить их внутреннюю сущность; вещи как бы срастаются с их хозяевами. Эту особенность видения и изображения художником своих персонажей отмечает Л. М. Мышковская: «Если извлечь гоголевских героев из привычных условий их жизни, деталей обстановки, то они лишатся той атмосферы, которой дышат, той художественной опоры, которая составляет органическую часть самого их характера… В самом деле, возможно ли себе представить… Коробочку вне ее поместья со всеми типическими мелочами домашней обстановки?».
Итак, бытовая деталь выполняет прежде всего характерологическую функцию, т.е. позволяет составить представление о морально-психологических свойствах героев поэмы.
ставление о морально-психологических свойствах героев поэмы. Следует заметить, что в дальнейшей работе необходимо соотносить деталь с частями речи, с помощью которых она выражается, и с основным значением этих частей речи, в связи с чем выделяются «деталь-предмет» (существительное), «деталь-признак» (прилагательное) и «деталь-действие» (гагол).