Русские сочинения
-
Гоголь Н.В.
-
Мертвые души
-
Чичиков в поэме как живой человек (его портрет и манеры)
Чичиков в поэме как живой человек (его портрет и манеры)
Произведение «Мертвые души», произвело на меня большое впечатление. В своем произведении автор использует сложную, многомерную композицию, которая перекликается с композиционной структурой «Божественной комедии» Данте. Одним из аспектов которого, являются композиционное построение.
Гоголь как бы показывает круги ада: первый круг помещики, второй чиновники, третий высшие чиновники.
Особой смысл заключен в названии поэмы. Мертвые души это не крестьяне, не мужики, это помещики. Причем каждый помещик в поэме является воплощением определенного людского порока.
Гоголь, как писатель-сатирик, озирает жизнь «сквозь видный миру смех и незримые неведомые ему слезы», это фраза ключ к понимаю творчества Гоголя.
В каждом слове писателя чувствуется одновременно и смех, и какая-то печаль. Гоголь видит все недостатки российской действительности, он их высмеивает, но это все его глубоко трогает и задевает, как человека, по-настоящему любящего Россию.
Счастлив тот писатель, «который проходит мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною свою действительностью». И горька и скучна дорога писателя, дерзнувшего выставить «свою страшную, потрясающую жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров». Гоголь пишет, что такой писатель никогда не познает славу, такому писателю никогда не избежать лицемерного суда, «который отведет ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющий человечество». В конце концов остается писатель-сатирик одиноким.
Эпизод, согласно определению Ожегова, 1. Случай происшествие. 2. Мелкий, незначительный случай. 3. Часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью. Так и эпизод «Мертвых душ» Чичиков у Коробочки, является лишь составной частью большого произведения. Но при всем при этом имеет сюжетную линию и завершенность. Одна только контрастность по сравнению с другими эпизодами позволяет на долго запомнить происходящие в нем действия и его героев.
Сюжет «Мертвых душ» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев: помещики, городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Каждое из этих звеньев помогает обстоятельнее и глубже раскрыть идейный и художественный замысел Гоголя.
Между автором и героями существует довольно четкое распределение ролей: автор думает, герои действуют. Но не смотря на прозу историка, который старается быть объективным и постоянно подчеркивает дистанцию между собой и героями, автор вовсе не равнодушен к происходящим событиям.
Почти все персонажа «Мертвых душ» воспринимаются мной как бы двойным зрением: во-первых, такими какими они кажутся самим себе, и, во-вторых, какими они являются на самом деле. Этот контраст между мнимой значительностью героя и его истинным ничтожеством источник глубокого комизма.
Знакомя нас с помещиками, автор использует, казалось бы, определенный порядок: описывает дом, интерьер, дает портрет хозяина, заводит разговор и мертвых душах, рассказывает о жизникрестьян.
крестьян. В каждом герое писатель находит яркое, индивидуальное и заостряет это.
Согласно сюжетной линии Чичиков после Манилова направился к Собакевичу. Но случилось так, что он попал к Коробочке. Это последовательность в развитии событий имела свою логику. Бездеятельный Манилов и неутомимо хлопотливая Коробочка в некотором роде совершенно противоположные люди. И потому один характер делает более четким другой. По своему умственному развития Коробочка стоит ниже всех остальных помещиков. Чичиков недаром называет ее «дубинноголовой» Коробочка вся погружена в мир хозяйственных интересов. Манилов «парит» над землей, а она поглощена прозой будничного земного существования. Манилов не знает хозяйства и совсем не может им заниматься. Коробочка же, напротив, вся ушла в своё скудоумное и мелочное хозяйствование.
Герб Коробочки комод, из чуть приоткрытых ящиков которого высовываются петух, свинья, индейка и «прочая живность». Второй ряд ящиков комода наполнен разным «хозяйственным овощем»: картофель, свекла и прочее для каждого свой ящик. Из нижних ящиков торчат мешочки, мешочки, мешочкиЕ
Бездушие коробочки проявляется в мелочном скопидомстве; единственное, что ее волнует, это цены на пеньку, на мед. Ее оторванность от людей, полное внутренне равнодушие и отупение проявляется в том, что она и о покойном муже вспоминает только, что он любил, чтоб девка ему на ноге пятки чесала.
Отсутствие духовной и душевной жизни у Коробочки компенсируется чревоугодием. У Коробочки на столе «гребки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешкиЕ»
Животно-растительное существование героев в позволяет автору сравнивать их с животными например, Собакевича с медведем средней величины. Интересно и то, что Коробочка является на фоне птиц на стенах висели картины с какими-то птицами, окно «глядело едва ли не в курятник», дворик перед окнами дома «весь был наполнен птицами индейкам и курам нет числа». Все упоминаемые птицы связаны в нашем сознании с обозначением глупости, безмозглости, бессмысленной хлопотливости как раз с теми чертами которые присущи Коробочке.
И крепостные слуги, находясь в подчинении у бесчеловечных хозяев, сами обесчеловечиваются, углупляются, обездушиваются: черноногая девка Коробочки читает, не вникая в смысл, а только радуется, что из букв получаются слова.
Она не отваживается уступить Чичикову свои мертвые души не только потому, что боится «прогадать» в цене с незнакомым ей товаром, но еще из опасения а вдруг они «в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». В таком неожиданном повороте мысли суть характера «крепколобой» старухи. Она ведет свое хозяйство глупо, жадно. Коробочка озабочена лишь одним копеечной выгодой. Да и с копейкой то она не умеет обращаться: деньги лежат мертвым грузом в ее пестрядевых мешочках. Узок и убог мир Коробочки. Торгуя мертвыми душами и хорошо зная цену на них Коробочка принимает мертвые души за какой-то еще не известный ей, но уже ходкий товар. Однако она проявляет нерешительность.
Коробочка привыкла жить по заведенному испокон веков порядку, и все необычное возбуждает в ней страх и недоверие.
ка привыкла жить по заведенному испокон веков порядку, и все необычное возбуждает в ней страх и недоверие. Коммерция Чичикова пугает ее; своими сомнениями и опасениями они едва не доводит его до исступления. «Послушайте, матушкаЕ Эх, какие вы! Что ж они могут стоить! Рассмотрите: ведь это прах. Понимаете ли? Это просто прах». Чичиков почти не владеет собой и костит «проклятую старуху».
Но здесь неожиданно вторгается голос автора: «Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка».
Выход в свет «Мертвых душ» стал крупнейшим событием в литературной и общественной жизни страны. Поэма Гоголя «потрясла всю Россию» вспоминал позднее Герцен. Книга Гоголя возбуждала негодование ко всему строю жизни и будила стремление к борьбе с ним. Вокруг «Мертвых душ» кипели ожесточенные споры.
Но сейчас поэма «Мертвые души» остается необычайно актуальной. Та же бюрократия, та же бесхозяйственность, не говоря уже о том, что в лицах и сегодняшних людей, замечаем тех же Манилова, Собакевича, Коробочку. Даже Гоголь в минуты уединенных бесед самим с собой призывал заглянуть внутрь собственной души и задать тяжелый вопрос: «А нет ли во мне какой-нибудь части Чичикова?»
Николай Васильевич Гоголь — мастер детали, в поэме «Мертвые души» он создает целую галерею образов помещиков, наделяя каждого индивидуальными чертами, присущими только ему. Произведение как бы собрано из отдельных ярких эпизодов, а все вместе они составляют прекрасное произведение, вошедшее в сокровищницу русской классики.
Важным в цепи эпизодов является приезд Павла Ивановича Чичикова к помещику Манилову, это самое начало его большой аферы. Гоголь показывает нерадивого хозяина поместья, занятого бессмысленными и бесплодными мечтаниями, не желающего и не умеющего обустроить свою жизнь. «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций… была видна беседка с плоским земным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления...»
Всячески автор подчеркивает претензии Манилова на образованность и культуру, но это лишь внешние, наносные черты, убеждающие читателя в обратном. Сыновей Манилов назвал древнегреческими именами на римский манер: Феми стоклюс и Алкид, а между тем мало сказать, что помещик не образован. Гоголь дает важную деталь, которая заменяет многие страницы комментариев. «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года».
Манилов совершенно не занимается хозяйством — ему это не интересно. Он любит, потягивая трубочку, мечтать о постройке подземного хода или каменного моста через пруд. Бездельник и лентяй, Манилов ни во что не вникает, даже необычное предложение Чичикова о продаже мертвых душ лишь на мгновение озадачило его, но ту же помещик откинул все сомнения.
продаже мертвых душ лишь на мгновение озадачило его, но ту же помещик откинул все сомнения. Его «прекраснодушие» не позволяет усомниться в благородстве Павла Ивановича. Манилов не привык утруждать свою персону излишними заботами, он тут же их перекладывает на других.
В поэме «Мертвые души» Гоголь показывает пагубность крепостного права для России в целом. Он раскрывает эту проблему со всех сторон. Изображая Манилова внешне приятным и незлым человеком, Гоголь показал, что мягкосердечный бездельник ничуть не лучше злодея, так как перепоручает свое хозяйство и крестьян кому попало. Эта практика пагубна еще и потому, что развращает крестьян, приучая их к безделью; беря пример с помещика, его крепостные тоже не хотят ничего делать.Манилов отвратителен еще и тем, что вранье и низость Чичикова хочет облечь в красивую «упаковку», перевязывая шелковой ленточкой список мертвых душ, принадлежащих ему. От этого ложь не становится правдой. Не зря Гоголь говорит об этом персонаже, что он «ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Легкомысленный и бездушный, Манилов поощряет зло, творящееся вокруг, он не хочет видеть правду жизни.
На мой взгляд, это один из лучших художественных образов поэмы. Гоголю долго не удавалась эта глава. Действительно, трудно изобразить внешне приятного человека, чтобы он был настолько отталкивающим и неприятным при детальном рассмотрении. Великому Гоголю это удалось блестяще.
Гоголь как бы показывает круги ада: первый круг помещики, второй чиновники, третий высшие чиновники.
Особой смысл заключен в названии поэмы. Мертвые души это не крестьяне, не мужики, это помещики. Причем каждый помещик в поэме является воплощением определенного людского порока.
Гоголь, как писатель-сатирик, озирает жизнь «сквозь видный миру смех и незримые неведомые ему слезы», это фраза ключ к понимаю творчества Гоголя.
В каждом слове писателя чувствуется одновременно и смех, и какая-то печаль. Гоголь видит все недостатки российской действительности, он их высмеивает, но это все его глубоко трогает и задевает, как человека, по-настоящему любящего Россию.
Счастлив тот писатель, «который проходит мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною свою действительностью». И горька и скучна дорога писателя, дерзнувшего выставить «свою страшную, потрясающую жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров». Гоголь пишет, что такой писатель никогда не познает славу, такому писателю никогда не избежать лицемерного суда, «который отведет ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющий человечество». В конце концов остается писатель-сатирик одиноким.
Эпизод, согласно определению Ожегова, 1. Случай происшествие. 2. Мелкий, незначительный случай. 3. Часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью. Так и эпизод «Мертвых душ» Чичиков у Коробочки, является лишь составной частью большого произведения. Но при всем при этом имеет сюжетную линию и завершенность. Одна только контрастность по сравнению с другими эпизодами позволяет на долго запомнить происходящие в нем действия и его героев.
Сюжет «Мертвых душ» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев: помещики, городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Каждое из этих звеньев помогает обстоятельнее и глубже раскрыть идейный и художественный замысел Гоголя.
Между автором и героями существует довольно четкое распределение ролей: автор думает, герои действуют. Но не смотря на прозу историка, который старается быть объективным и постоянно подчеркивает дистанцию между собой и героями, автор вовсе не равнодушен к происходящим событиям.
Почти все персонажа «Мертвых душ» воспринимаются мной как бы двойным зрением: во-первых, такими какими они кажутся самим себе, и, во-вторых, какими они являются на самом деле. Этот контраст между мнимой значительностью героя и его истинным ничтожеством источник глубокого комизма.
Знакомя нас с помещиками, автор использует, казалось бы, определенный порядок: описывает дом, интерьер, дает портрет хозяина, заводит разговор и мертвых душах, рассказывает о жизникрестьян.
крестьян. В каждом герое писатель находит яркое, индивидуальное и заостряет это.
Согласно сюжетной линии Чичиков после Манилова направился к Собакевичу. Но случилось так, что он попал к Коробочке. Это последовательность в развитии событий имела свою логику. Бездеятельный Манилов и неутомимо хлопотливая Коробочка в некотором роде совершенно противоположные люди. И потому один характер делает более четким другой. По своему умственному развития Коробочка стоит ниже всех остальных помещиков. Чичиков недаром называет ее «дубинноголовой» Коробочка вся погружена в мир хозяйственных интересов. Манилов «парит» над землей, а она поглощена прозой будничного земного существования. Манилов не знает хозяйства и совсем не может им заниматься. Коробочка же, напротив, вся ушла в своё скудоумное и мелочное хозяйствование.
Герб Коробочки комод, из чуть приоткрытых ящиков которого высовываются петух, свинья, индейка и «прочая живность». Второй ряд ящиков комода наполнен разным «хозяйственным овощем»: картофель, свекла и прочее для каждого свой ящик. Из нижних ящиков торчат мешочки, мешочки, мешочкиЕ
Бездушие коробочки проявляется в мелочном скопидомстве; единственное, что ее волнует, это цены на пеньку, на мед. Ее оторванность от людей, полное внутренне равнодушие и отупение проявляется в том, что она и о покойном муже вспоминает только, что он любил, чтоб девка ему на ноге пятки чесала.
Отсутствие духовной и душевной жизни у Коробочки компенсируется чревоугодием. У Коробочки на столе «гребки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешкиЕ»
Животно-растительное существование героев в позволяет автору сравнивать их с животными например, Собакевича с медведем средней величины. Интересно и то, что Коробочка является на фоне птиц на стенах висели картины с какими-то птицами, окно «глядело едва ли не в курятник», дворик перед окнами дома «весь был наполнен птицами индейкам и курам нет числа». Все упоминаемые птицы связаны в нашем сознании с обозначением глупости, безмозглости, бессмысленной хлопотливости как раз с теми чертами которые присущи Коробочке.
И крепостные слуги, находясь в подчинении у бесчеловечных хозяев, сами обесчеловечиваются, углупляются, обездушиваются: черноногая девка Коробочки читает, не вникая в смысл, а только радуется, что из букв получаются слова.
Она не отваживается уступить Чичикову свои мертвые души не только потому, что боится «прогадать» в цене с незнакомым ей товаром, но еще из опасения а вдруг они «в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». В таком неожиданном повороте мысли суть характера «крепколобой» старухи. Она ведет свое хозяйство глупо, жадно. Коробочка озабочена лишь одним копеечной выгодой. Да и с копейкой то она не умеет обращаться: деньги лежат мертвым грузом в ее пестрядевых мешочках. Узок и убог мир Коробочки. Торгуя мертвыми душами и хорошо зная цену на них Коробочка принимает мертвые души за какой-то еще не известный ей, но уже ходкий товар. Однако она проявляет нерешительность.
Коробочка привыкла жить по заведенному испокон веков порядку, и все необычное возбуждает в ней страх и недоверие.
ка привыкла жить по заведенному испокон веков порядку, и все необычное возбуждает в ней страх и недоверие. Коммерция Чичикова пугает ее; своими сомнениями и опасениями они едва не доводит его до исступления. «Послушайте, матушкаЕ Эх, какие вы! Что ж они могут стоить! Рассмотрите: ведь это прах. Понимаете ли? Это просто прах». Чичиков почти не владеет собой и костит «проклятую старуху».
Но здесь неожиданно вторгается голос автора: «Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка».
Выход в свет «Мертвых душ» стал крупнейшим событием в литературной и общественной жизни страны. Поэма Гоголя «потрясла всю Россию» вспоминал позднее Герцен. Книга Гоголя возбуждала негодование ко всему строю жизни и будила стремление к борьбе с ним. Вокруг «Мертвых душ» кипели ожесточенные споры.
Но сейчас поэма «Мертвые души» остается необычайно актуальной. Та же бюрократия, та же бесхозяйственность, не говоря уже о том, что в лицах и сегодняшних людей, замечаем тех же Манилова, Собакевича, Коробочку. Даже Гоголь в минуты уединенных бесед самим с собой призывал заглянуть внутрь собственной души и задать тяжелый вопрос: «А нет ли во мне какой-нибудь части Чичикова?»
Николай Васильевич Гоголь — мастер детали, в поэме «Мертвые души» он создает целую галерею образов помещиков, наделяя каждого индивидуальными чертами, присущими только ему. Произведение как бы собрано из отдельных ярких эпизодов, а все вместе они составляют прекрасное произведение, вошедшее в сокровищницу русской классики.
Важным в цепи эпизодов является приезд Павла Ивановича Чичикова к помещику Манилову, это самое начало его большой аферы. Гоголь показывает нерадивого хозяина поместья, занятого бессмысленными и бесплодными мечтаниями, не желающего и не умеющего обустроить свою жизнь. «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций… была видна беседка с плоским земным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления...»
Всячески автор подчеркивает претензии Манилова на образованность и культуру, но это лишь внешние, наносные черты, убеждающие читателя в обратном. Сыновей Манилов назвал древнегреческими именами на римский манер: Феми стоклюс и Алкид, а между тем мало сказать, что помещик не образован. Гоголь дает важную деталь, которая заменяет многие страницы комментариев. «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года».
Манилов совершенно не занимается хозяйством — ему это не интересно. Он любит, потягивая трубочку, мечтать о постройке подземного хода или каменного моста через пруд. Бездельник и лентяй, Манилов ни во что не вникает, даже необычное предложение Чичикова о продаже мертвых душ лишь на мгновение озадачило его, но ту же помещик откинул все сомнения.
продаже мертвых душ лишь на мгновение озадачило его, но ту же помещик откинул все сомнения. Его «прекраснодушие» не позволяет усомниться в благородстве Павла Ивановича. Манилов не привык утруждать свою персону излишними заботами, он тут же их перекладывает на других.
В поэме «Мертвые души» Гоголь показывает пагубность крепостного права для России в целом. Он раскрывает эту проблему со всех сторон. Изображая Манилова внешне приятным и незлым человеком, Гоголь показал, что мягкосердечный бездельник ничуть не лучше злодея, так как перепоручает свое хозяйство и крестьян кому попало. Эта практика пагубна еще и потому, что развращает крестьян, приучая их к безделью; беря пример с помещика, его крепостные тоже не хотят ничего делать.Манилов отвратителен еще и тем, что вранье и низость Чичикова хочет облечь в красивую «упаковку», перевязывая шелковой ленточкой список мертвых душ, принадлежащих ему. От этого ложь не становится правдой. Не зря Гоголь говорит об этом персонаже, что он «ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Легкомысленный и бездушный, Манилов поощряет зло, творящееся вокруг, он не хочет видеть правду жизни.
На мой взгляд, это один из лучших художественных образов поэмы. Гоголю долго не удавалась эта глава. Действительно, трудно изобразить внешне приятного человека, чтобы он был настолько отталкивающим и неприятным при детальном рассмотрении. Великому Гоголю это удалось блестяще.