Две России в поэме Гоголя "Мертвые души"
Две России в поэме Гоголя «Мертвыедуши»
Две России в поэме Гоголя «Мертвые души».«Мертвые» и «живые» души в поэмеГоголя.
В начале работы над поэмой Н.В.Гоголь писалВ.А.Жуковскому: «Какой огромный, какойоригинальный сюжет! Какая разнообразнаякуча! Вся Русь явится в нем». Так самГоголь определил объем своего произведения- вся Русь. И писатель сумел показать во всемобъеме как отрицательные, так иположительные стороны жизни России тойэпохи. Замысел Гоголя был грандиозен:подобно Данте, изобразить путьЧичикова сначала в «аду»-I том «Мертвыхдуш», затем «в чистилище» -II том «Мертвыхдуш» и «в раю» — III том. Но этот замыселне был осуществлен до конца, до читателя вполном объеме дошел только I том, в которомГоголь показывает отрицательные сторонырусской жизни.
Наиболее широко на страницах поэмыпредставлены образы современных авторупомещиков. Это и есть «мертвые души»поэмы. Гоголь показывает их в порядкевозрастающей моральной деградации. Сначалаэто Манилов, обходительный, с приятнымичертами лица; мечтательный человек. Но этотолько на первый взгляд. Пообщавшись с нимнемного, вы воскликнете: «Черт знает, чтотакое!» Его мечтательность — этопраздность, паразитизм, безволие.
В Коробочке Гоголь представляет нам другойтип русского помещика. Хозяйственная,гостеприимная, хлебосольная, она вдругстановится «дубинноголовой» в сценепродажи мертвых душ, боясь продешевить. Этотип человека себе на уме.
В Ноздреве Гоголь показал иную формуразложения дворянства. Писатель показываетнам две сущности Ноздрева: сначала он — лицооткрытое, удалое, прямое. Но потомприходится убеждаться, что общительностьНоздрева — безразличное панибратство скаждый встречным и поперечным, его живость -этонеспособность сосредоточиться на каком-нибудьсерьезном предмете или деле, его энергия — пустая растрата сил в кутежах и дебошах.Главная его страстишка, по словам самогописателя,- «нагадить ближнему, иногдавовсе без всякой причины».
Собакевич сродни Коробочке. Он, как и она,накопитель. Только в отличие от Коробочкиэто умный и хитрый скопидом. Ему удаетсяобмануть самого Чичикова. Собакевич груб,циничен, неотесан; недаром он сравниваетсяс животным (медведем). Этим Гогольподчеркивает степень одичания человека,степень омертвения его души. Завершает этугалерею «мертвых душ» «прореха начеловечестве» Плюшкин. Это вечный вклассической литературе образ скупого.Плюшкин — крайняя степень экономического,социального и морального распадачеловеческой личности.
К галерее помещиков, которые являются посуществу «мертвыми душами», примыкаюти губернские чиновники.
Кого же мы можем назвать душами живыми впоэме, да и есть ли они? Я думаю, Гоголь несобирался противопоставлять удушливойатмосфере жизни чиновников и помещиковжизнь крестьянства. На страницах поэмыкрестьяне изображены далеко не в розовыхкрасках. Лакей Петрушка спит не раздеваясьи «носит всегда с собой какой-тоособенный запах». Кучер Селифан — не дураквыпить. Но именно для крестьян у Гоголянаходятся и добрые слова и теплая интонация,когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто,Иване Колесо,.Степане Пробке, оборотистоммужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, осудьбе которых автор задумался и задалсявопросом: «Что вы, сердечные мои,поделывали на веку своем? Как перебивались?»
Но есть на Руси хоть что-то светлое, неподдающееся коррозии ни при какихобстоятельствах, есть люди, составляющие«соль земли». Взялся же откуда-то самГоголь, этот гений сатиры и певец красотыРуси? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, ипоэтому в конце поэмы появляетсяхудожественный образ Руси-тройки,устремившейся в будущее, в котором не будетноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка.«Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Недает ответа».
Две России в поэме Гоголя «Мертвые души».«Мертвые» и «живые» души в поэмеГоголя.
В начале работы над поэмой Н.В.Гоголь писалВ.А.Жуковскому: «Какой огромный, какойоригинальный сюжет! Какая разнообразнаякуча! Вся Русь явится в нем». Так самГоголь определил объем своего произведения- вся Русь. И писатель сумел показать во всемобъеме как отрицательные, так иположительные стороны жизни России тойэпохи. Замысел Гоголя был грандиозен:подобно Данте, изобразить путьЧичикова сначала в «аду»-I том «Мертвыхдуш», затем «в чистилище» -II том «Мертвыхдуш» и «в раю» — III том. Но этот замыселне был осуществлен до конца, до читателя вполном объеме дошел только I том, в которомГоголь показывает отрицательные сторонырусской жизни.
Наиболее широко на страницах поэмыпредставлены образы современных авторупомещиков. Это и есть «мертвые души»поэмы. Гоголь показывает их в порядкевозрастающей моральной деградации. Сначалаэто Манилов, обходительный, с приятнымичертами лица; мечтательный человек. Но этотолько на первый взгляд. Пообщавшись с нимнемного, вы воскликнете: «Черт знает, чтотакое!» Его мечтательность — этопраздность, паразитизм, безволие.
В Коробочке Гоголь представляет нам другойтип русского помещика. Хозяйственная,гостеприимная, хлебосольная, она вдругстановится «дубинноголовой» в сценепродажи мертвых душ, боясь продешевить. Этотип человека себе на уме.
В Ноздреве Гоголь показал иную формуразложения дворянства. Писатель показываетнам две сущности Ноздрева: сначала он — лицооткрытое, удалое, прямое. Но потомприходится убеждаться, что общительностьНоздрева — безразличное панибратство скаждый встречным и поперечным, его живость -этонеспособность сосредоточиться на каком-нибудьсерьезном предмете или деле, его энергия — пустая растрата сил в кутежах и дебошах.Главная его страстишка, по словам самогописателя,- «нагадить ближнему, иногдавовсе без всякой причины».
Собакевич сродни Коробочке. Он, как и она,накопитель. Только в отличие от Коробочкиэто умный и хитрый скопидом. Ему удаетсяобмануть самого Чичикова. Собакевич груб,циничен, неотесан; недаром он сравниваетсяс животным (медведем). Этим Гогольподчеркивает степень одичания человека,степень омертвения его души. Завершает этугалерею «мертвых душ» «прореха начеловечестве» Плюшкин. Это вечный вклассической литературе образ скупого.Плюшкин — крайняя степень экономического,социального и морального распадачеловеческой личности.
К галерее помещиков, которые являются посуществу «мертвыми душами», примыкаюти губернские чиновники.
Кого же мы можем назвать душами живыми впоэме, да и есть ли они? Я думаю, Гоголь несобирался противопоставлять удушливойатмосфере жизни чиновников и помещиковжизнь крестьянства. На страницах поэмыкрестьяне изображены далеко не в розовыхкрасках. Лакей Петрушка спит не раздеваясьи «носит всегда с собой какой-тоособенный запах». Кучер Селифан — не дураквыпить. Но именно для крестьян у Гоголянаходятся и добрые слова и теплая интонация,когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто,Иване Колесо,.Степане Пробке, оборотистоммужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, осудьбе которых автор задумался и задалсявопросом: «Что вы, сердечные мои,поделывали на веку своем? Как перебивались?»
Но есть на Руси хоть что-то светлое, неподдающееся коррозии ни при какихобстоятельствах, есть люди, составляющие«соль земли». Взялся же откуда-то самГоголь, этот гений сатиры и певец красотыРуси? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, ипоэтому в конце поэмы появляетсяхудожественный образ Руси-тройки,устремившейся в будущее, в котором не будетноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка.«Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Недает ответа».