Русские сочинения
-
Гоголь Н.В.
-
Мертвые души
-
Интерьер как средство характеристики героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
Интерьер как средство характеристики героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
Интерьер как средство характеристики героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в
них собраны черты тех, которые считают себя лучшими других».
«Главное свойство» гоголевского дара – «…очертить в такой силе пошлость пошло-го человека, чтобы вся та мелочь,
которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем».
Эта особенность таланта писателя особенно отчетливо проявляется в обрисовке ха-рактеров помещиков в поэме «Мертвые
души».
Типизация – одна из самых существенных черт литературы критического реализма. Она отчетливо выступает в творчестве
Н.В. Гоголя. Стремясь создать типический харак-тер, Гоголь широко использует интерьер.
Первый, если можно так сказать, очаг сентиментализма, с которым встречается чи-татель «Мертвых душ», – это имение
Манилова. Духом карамзинской эпохи пропитано здесь все – от английской планировки посадок перед домом до задумчивой
мечтательно-сти самого владельца.
Историк русской литературы И.Н. Розанов писал, что в эпоху литературного сенти-ментализма «особенно в моде были
«уединение и сердце». Гоголевский текст отражает это с феноменальной точностью. Помимо «Храма уединенного размышления»
уединение фигурирует также в словах Чичикова. Претензии на изысканность, утонченность вкуса в поместье Манилова еще
более подчеркивают внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. Все это лишь декорации, прикрывающие скудость. Печать
неопределенности, расплывча-тости и лежит здесь на всем: одинокий господский дом, «открытый всем ветрам», редкие кусты
сирени, серенькие бревенчатые избы мужиков, серый день. В доме Манилова тоже все тускло, неопрятно: шелковый капот жены
бледного цвета, стены кабинета выкрашены «какой-то голубенькой краской, вроде серенькой». Гоголь открывает читателю один
из излюбленных им приемов характеристики персонажа: «Чичиков с любопытством рас-сматривал жилище этого… человека, думая
по нему отыскать свойства самого хозяина, как п!
о оставшейся раковине заключают об устрице или улитке, некогда в нем сидевшей и оставившей свое впечатление».
В главе о Манилове «раковина» особенно важна, так как характер героя неопределе-нен, неуловим.
Обстановка всегда рельефно характеризует героя, но у Гоголя этот прием доведен до сатирического заострения.
В комнатах Манилова рядом с прекрасной мебелью, обтянутой дорогой материей, стоят кресла, покрытые рогожею. «Хозяин
в продолжение нескольких лет всякий раз пре-достерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не
готовы». В неко-торых комнатах вовсе не было мебели, «хотя было говорено в первые дни после женить-бы: «Душенька, нужно
будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время по-ставить мебель».
«Щегольский подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перла-мутным щегольским щитом» соседствовал
«ввечеру» с «медным инвалидом», но этого не замечали ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги.
«В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14-й стра-нице, которую он постоянно читал
уже два года».
Окружающие вещи, весь уклад жизни героя красноречиво говорят о том, что Мани-лов – человек «так себе, ни то ни се,
ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».
Недаром Гоголь в авторской характеристике прямо говорит, что от Манилова «не дождешься никакого живого или хотя даже
заносчивого слова», что, поговорив с ним, «почувствуешь скуку смертную».
В Манилове все построено на желании понравиться. Все равно, кому и для чего, – этого он не знает. Так просто – чтобы
были «именины сердца». Гоголь дает это понять бу-квально одним штрихом: «На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой
из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами».
Хозяин усадьбы не понимает, что его хозяйство приходит в упадок, не замечает уродливости своего быта.
Бесхозяйственность Манилова открывается читателю еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко. В доме же у
него «чего-нибудь вечно недоставало». Манилов создает фантастические проекты, один нелепее другого, не имея
представления о реаль-ной жизни. Хозяйством же он не занимался, «он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то
само собою».
Слащавость, сентиментальность, бесхозяйственность, умственная ограниченность, неопределенность мышления – все это
черты характера Манилова, которые отложили свой отпечаток на его быт.
Праздный мечтатель Манилов так пуст, что ничего, кроме приятной улыбки и про-жекта о подземном ходе или каменном
мосте через пруд, сотворить не может.
В заключение хотелось бы сказать, что именно широкое использование интерьера помогает Гоголю создать типический
характер «прекраснодушного» Манилова.
В наше время проблема «маниловщины» весьма актуальна.
Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в
них собраны черты тех, которые считают себя лучшими других».
«Главное свойство» гоголевского дара – «…очертить в такой силе пошлость пошло-го человека, чтобы вся та мелочь,
которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем».
Эта особенность таланта писателя особенно отчетливо проявляется в обрисовке ха-рактеров помещиков в поэме «Мертвые
души».
Типизация – одна из самых существенных черт литературы критического реализма. Она отчетливо выступает в творчестве
Н.В. Гоголя. Стремясь создать типический харак-тер, Гоголь широко использует интерьер.
Первый, если можно так сказать, очаг сентиментализма, с которым встречается чи-татель «Мертвых душ», – это имение
Манилова. Духом карамзинской эпохи пропитано здесь все – от английской планировки посадок перед домом до задумчивой
мечтательно-сти самого владельца.
Историк русской литературы И.Н. Розанов писал, что в эпоху литературного сенти-ментализма «особенно в моде были
«уединение и сердце». Гоголевский текст отражает это с феноменальной точностью. Помимо «Храма уединенного размышления»
уединение фигурирует также в словах Чичикова. Претензии на изысканность, утонченность вкуса в поместье Манилова еще
более подчеркивают внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. Все это лишь декорации, прикрывающие скудость. Печать
неопределенности, расплывча-тости и лежит здесь на всем: одинокий господский дом, «открытый всем ветрам», редкие кусты
сирени, серенькие бревенчатые избы мужиков, серый день. В доме Манилова тоже все тускло, неопрятно: шелковый капот жены
бледного цвета, стены кабинета выкрашены «какой-то голубенькой краской, вроде серенькой». Гоголь открывает читателю один
из излюбленных им приемов характеристики персонажа: «Чичиков с любопытством рас-сматривал жилище этого… человека, думая
по нему отыскать свойства самого хозяина, как п!
о оставшейся раковине заключают об устрице или улитке, некогда в нем сидевшей и оставившей свое впечатление».
В главе о Манилове «раковина» особенно важна, так как характер героя неопределе-нен, неуловим.
Обстановка всегда рельефно характеризует героя, но у Гоголя этот прием доведен до сатирического заострения.
В комнатах Манилова рядом с прекрасной мебелью, обтянутой дорогой материей, стоят кресла, покрытые рогожею. «Хозяин
в продолжение нескольких лет всякий раз пре-достерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не
готовы». В неко-торых комнатах вовсе не было мебели, «хотя было говорено в первые дни после женить-бы: «Душенька, нужно
будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время по-ставить мебель».
«Щегольский подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перла-мутным щегольским щитом» соседствовал
«ввечеру» с «медным инвалидом», но этого не замечали ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги.
«В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14-й стра-нице, которую он постоянно читал
уже два года».
Окружающие вещи, весь уклад жизни героя красноречиво говорят о том, что Мани-лов – человек «так себе, ни то ни се,
ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».
Недаром Гоголь в авторской характеристике прямо говорит, что от Манилова «не дождешься никакого живого или хотя даже
заносчивого слова», что, поговорив с ним, «почувствуешь скуку смертную».
В Манилове все построено на желании понравиться. Все равно, кому и для чего, – этого он не знает. Так просто – чтобы
были «именины сердца». Гоголь дает это понять бу-квально одним штрихом: «На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой
из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами».
Хозяин усадьбы не понимает, что его хозяйство приходит в упадок, не замечает уродливости своего быта.
Бесхозяйственность Манилова открывается читателю еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко. В доме же у
него «чего-нибудь вечно недоставало». Манилов создает фантастические проекты, один нелепее другого, не имея
представления о реаль-ной жизни. Хозяйством же он не занимался, «он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то
само собою».
Слащавость, сентиментальность, бесхозяйственность, умственная ограниченность, неопределенность мышления – все это
черты характера Манилова, которые отложили свой отпечаток на его быт.
Праздный мечтатель Манилов так пуст, что ничего, кроме приятной улыбки и про-жекта о подземном ходе или каменном
мосте через пруд, сотворить не может.
В заключение хотелось бы сказать, что именно широкое использование интерьера помогает Гоголю создать типический
характер «прекраснодушного» Манилова.
В наше время проблема «маниловщины» весьма актуальна.