Исследование образа Плюшкина
Учащиеся, которые исследовали образ Плюшкина, сперва выделяют то место в лирическом отступлении в начале главы 6-й, где Гоголь указывает на свой излюбленный прием характеристики человека через окружающие его предметы, вещи, обстановку. В частности, по жилищу помещика автор «старался… угадать, кто таков сам помещик».
Далее школьники заостряют внимание на деталях, бросающихся в глаза Чичикову при въезде в деревню Плюшкина: «бревенчатая мостовая», на которой «бревна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз»; «особенная ветхость… на всех деревенских строениях»; «огромные клади» господского хлеба, поросшие сверху «всякой дрянью», а сбоку «кустарником»; огород, «обнесенный низкою, местами изломанною городьбою»; помещичий дом, — «сей странный замок» — глядевший «каким-то дряхлым инвалидом», со стенами, которые «ощеливали местами нагую штукатурную решетку», с окнами, «заставленными ставнями или даже забитыми досками»; обветшавшая «толпа» хозяйственных строений.
Ужасающая картина запустения представляется и в доме Плюшкина, о чем красноречиво свидетельствуют такого рода «детали-предметы»: «сломанный стул» на столе, паутина на часах «с остановившимся маятником», «прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором», «отломленная ручка кресел», «рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами», навешанные по стенам «тесно и бестолково несколько картин» (среди них и вставленная в раму гравюра какого-то сражения, без стекла, и «огромная почерневшая» картина-натюрморт), люстра в пыли и пр.
Учащиеся подтверждают, что жизнь в усадьбе Плюшкина словно бы остановилась, ощущается атмосфера могилы, смерти. Вещи, заполняющие комнаты, представляют собой хлам. На всем в поместье лежит печать тлена. Поражает абсурдность бытия богатого помещика. Выразителен алогизм: «замок-исполин» в железной петле на главных воротах дома Плюшкина. Нелепость очевидна: запор на воротах — бессмысленность, ибо здесь нечего охранять. Все гниет, все превращается в пыль. Предметы, на которых задерживается взгляд Чичикова, несут на себе отпечаток характера их хозяина, превратившегося в тень от человека. Жажда стяжательства, накопительства, способствуя уничтожению созданных трудом крестьян ценностей, умертвила душу Плюшкина, привела его к полному нравственному падению.
По словам Ю. В. Манна, «излюбленный мотив Гоголя — неожиданное отступление от правила… „Игра природы“ не только в домашней утвари, картинах, нарядах, но и в поступках и в мыслях персонажей». Здесь учитель должен особо подчеркнуть, что «какая-то одна вещь, выделенная в произведении крупным планом, несет повышенную смысловую, идейную нагрузку, перерастая в символ. Иначе говоря, деталь может приобретать значение многозначного символа, имеющего психологический, социальный и философский смысл.
ола, имеющего психологический, социальный и философский смысл.
Далее школьники заостряют внимание на деталях, бросающихся в глаза Чичикову при въезде в деревню Плюшкина: «бревенчатая мостовая», на которой «бревна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз»; «особенная ветхость… на всех деревенских строениях»; «огромные клади» господского хлеба, поросшие сверху «всякой дрянью», а сбоку «кустарником»; огород, «обнесенный низкою, местами изломанною городьбою»; помещичий дом, — «сей странный замок» — глядевший «каким-то дряхлым инвалидом», со стенами, которые «ощеливали местами нагую штукатурную решетку», с окнами, «заставленными ставнями или даже забитыми досками»; обветшавшая «толпа» хозяйственных строений.
Ужасающая картина запустения представляется и в доме Плюшкина, о чем красноречиво свидетельствуют такого рода «детали-предметы»: «сломанный стул» на столе, паутина на часах «с остановившимся маятником», «прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором», «отломленная ручка кресел», «рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами», навешанные по стенам «тесно и бестолково несколько картин» (среди них и вставленная в раму гравюра какого-то сражения, без стекла, и «огромная почерневшая» картина-натюрморт), люстра в пыли и пр.
Учащиеся подтверждают, что жизнь в усадьбе Плюшкина словно бы остановилась, ощущается атмосфера могилы, смерти. Вещи, заполняющие комнаты, представляют собой хлам. На всем в поместье лежит печать тлена. Поражает абсурдность бытия богатого помещика. Выразителен алогизм: «замок-исполин» в железной петле на главных воротах дома Плюшкина. Нелепость очевидна: запор на воротах — бессмысленность, ибо здесь нечего охранять. Все гниет, все превращается в пыль. Предметы, на которых задерживается взгляд Чичикова, несут на себе отпечаток характера их хозяина, превратившегося в тень от человека. Жажда стяжательства, накопительства, способствуя уничтожению созданных трудом крестьян ценностей, умертвила душу Плюшкина, привела его к полному нравственному падению.
По словам Ю. В. Манна, «излюбленный мотив Гоголя — неожиданное отступление от правила… „Игра природы“ не только в домашней утвари, картинах, нарядах, но и в поступках и в мыслях персонажей». Здесь учитель должен особо подчеркнуть, что «какая-то одна вещь, выделенная в произведении крупным планом, несет повышенную смысловую, идейную нагрузку, перерастая в символ. Иначе говоря, деталь может приобретать значение многозначного символа, имеющего психологический, социальный и философский смысл.
ола, имеющего психологический, социальный и философский смысл.