Исследование образа Собакевича
В углу гостиной у Собакевича «стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах… Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства, — словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: „И я тоже Собакевич!“ (90). Такое детальное описание мебели символизирует полное отсутствие человеческого начала в помещике. Он врастает в окружающую обстановку, как улитка в свою раковину. Внимательный Чичиков устанавливает „какое-то странное сходство“, связь убранства жилища с хозяином дома. Иначе говоря, характер персонажа раскрывается во всей полноте только в свете окружающего его предметно-вещного мира.
Плюшкин пытается угостить Чичикова „сухарем из кулича, который привезла Александра Степановна“ (напомним учащимся, что дочь помещика „с двумя малютками“ приезжала задолго до визита Павла Ивановича, а сухарь, по справедливому предположению хозяина, „сверху, чай, поиспортился“). Деталь эта отнюдь не случайная: она укрупняется, тяготеет к поэтическому символу. Засушенный кулич как бы символически подтверждает, что душа Плюшкина ссохлась, истлела под влиянием социальных, экономических, моральных факторов.
В символический образ вырастает знаменитая „куча“, груда мусора, обозначающая бесполезность, безрезультатность накопленного богатства. В пыльную кучу в углу комнаты Плюшкин тащит все, что ему попадалось: „бабью тряпку, железный гвоздь, глиняный черепок“, краденое у зазевавшейся бабы ведро… Венчают эту груду „отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога“ (108 — 109). Такая яркая деталь — свидетельство того, что ненасытная скупость хозяина дошла до последней крайности.
Следует объяснить учащимся, что у Гоголя с алогизмом описаний, с особой подачей деталей бытовой обстановки, материального мира, в сфере которого живет герой, связано гротескное начало. И это понятно. Писатель-сатирик, создавая образ, применяет особые принципы типизации. Сатирический персонаж имеет свойство быть чрезвычайно емким, резко преувеличенным, укрупненным. Гоголь сознательно заостряет, гиперболически подчеркивает в характере персонажа ведущие комические черты с целью наиболее полного выявления его сущности. Нелепость, необычность поведения пошлого героя, абсурдность вещей, окружающих его и имеющих над ним неограниченную власть, выступают проявлением гротескности действительности как ее атрибута.
Так, раскрывая сущность Манилова, автор показал не только „приятность“ обхождения, праздную мечтательность, глупое прожектерство, чувствительность, но и безликость, аморфность этого персонажа, конкретные признаки оскудения его души, странность, почти фантастичность уклада его жизни.
Гротескное, абсурдное начало в поместье Коробочки проявляется и в переизбытке хозяйства, почти не управляемом владелицей, ощутимой стихии бытия, и в нелепом взаимодействии предметов, вещей, и в приготовленной для Павла Ивановича постели, „которая была почти до потолка“ (46), и в том обилии яств, которыми Коробка решила „задобрить“ (54) нежданного гостя в ответ на его обещание насчет „казенных подрядов“ (»Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками.
о потолка" (46), и в том обилии яств, которыми Коробка решила «задобрить» (54) нежданного гостя в ответ на его обещание насчет «казенных подрядов» («Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками… и невесть чего не было») (55), и в такой детали, как дребезжащий «весьма странный экипаж», в котором помещица приезжает в город, экипаж нарочито преувеличенных размеров, похожий на «толстощекий выпуклый арбуз, поставленный на колеса» (161 — 162), переполненный разными подушками и напичканный всякой снедью...
Нелепость поведения Ноздрева, бессмысленность его действий, запросов нередко получают почти гротескное выражение. В свойственном Гоголю стиле дается комическое перечисление контрастных и тем не менее объединенных предметов (всего того, что без разбору «накупал» данный герой): «хомутов, курительных свечек, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупитчатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин, точильный инструмент, горшков, сапогов, фаянсовую посуду»… Столь же комично описание ноздревского обеда: "… кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец — он сыпал перец, капуста ли попалась — совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох, — словом, катай-валяй"….
Плюшкин пытается угостить Чичикова „сухарем из кулича, который привезла Александра Степановна“ (напомним учащимся, что дочь помещика „с двумя малютками“ приезжала задолго до визита Павла Ивановича, а сухарь, по справедливому предположению хозяина, „сверху, чай, поиспортился“). Деталь эта отнюдь не случайная: она укрупняется, тяготеет к поэтическому символу. Засушенный кулич как бы символически подтверждает, что душа Плюшкина ссохлась, истлела под влиянием социальных, экономических, моральных факторов.
В символический образ вырастает знаменитая „куча“, груда мусора, обозначающая бесполезность, безрезультатность накопленного богатства. В пыльную кучу в углу комнаты Плюшкин тащит все, что ему попадалось: „бабью тряпку, железный гвоздь, глиняный черепок“, краденое у зазевавшейся бабы ведро… Венчают эту груду „отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога“ (108 — 109). Такая яркая деталь — свидетельство того, что ненасытная скупость хозяина дошла до последней крайности.
Следует объяснить учащимся, что у Гоголя с алогизмом описаний, с особой подачей деталей бытовой обстановки, материального мира, в сфере которого живет герой, связано гротескное начало. И это понятно. Писатель-сатирик, создавая образ, применяет особые принципы типизации. Сатирический персонаж имеет свойство быть чрезвычайно емким, резко преувеличенным, укрупненным. Гоголь сознательно заостряет, гиперболически подчеркивает в характере персонажа ведущие комические черты с целью наиболее полного выявления его сущности. Нелепость, необычность поведения пошлого героя, абсурдность вещей, окружающих его и имеющих над ним неограниченную власть, выступают проявлением гротескности действительности как ее атрибута.
Так, раскрывая сущность Манилова, автор показал не только „приятность“ обхождения, праздную мечтательность, глупое прожектерство, чувствительность, но и безликость, аморфность этого персонажа, конкретные признаки оскудения его души, странность, почти фантастичность уклада его жизни.
Гротескное, абсурдное начало в поместье Коробочки проявляется и в переизбытке хозяйства, почти не управляемом владелицей, ощутимой стихии бытия, и в нелепом взаимодействии предметов, вещей, и в приготовленной для Павла Ивановича постели, „которая была почти до потолка“ (46), и в том обилии яств, которыми Коробка решила „задобрить“ (54) нежданного гостя в ответ на его обещание насчет „казенных подрядов“ (»Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками.
о потолка" (46), и в том обилии яств, которыми Коробка решила «задобрить» (54) нежданного гостя в ответ на его обещание насчет «казенных подрядов» («Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками… и невесть чего не было») (55), и в такой детали, как дребезжащий «весьма странный экипаж», в котором помещица приезжает в город, экипаж нарочито преувеличенных размеров, похожий на «толстощекий выпуклый арбуз, поставленный на колеса» (161 — 162), переполненный разными подушками и напичканный всякой снедью...
Нелепость поведения Ноздрева, бессмысленность его действий, запросов нередко получают почти гротескное выражение. В свойственном Гоголю стиле дается комическое перечисление контрастных и тем не менее объединенных предметов (всего того, что без разбору «накупал» данный герой): «хомутов, курительных свечек, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупитчатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин, точильный инструмент, горшков, сапогов, фаянсовую посуду»… Столь же комично описание ноздревского обеда: "… кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец — он сыпал перец, капуста ли попалась — совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох, — словом, катай-валяй"….