Концепция мертвой души.
Лучшие годы жизни (1823-1831) А. С. Пушкин отдал созданию стихотворного романа «Евгений Онегин», вложив в него «плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». В этом произведении перед нами предстали дворяне пушкинской эпохи. Автор давно уже хотел создать типичный образ молодого дворянина-интеллигента, вольнолюбиво настроенного, который критически относился к светской жизни, однако не был членом тайных обществ.
Почему главным героем романа стал дворянин? Именно в то время среднее дворянство находилось на вершине своего развития, было тем общественным слоем, в котором выразился «прогресс русского общества».
С главным героем романа Евгением Онегиным мы знакомимся уже в первой главе, и автор представляет его по-разному: «наследник всех своих родных», «добрый мой приятель», «второй Чадаев».
Герой «родился на брегах Невы», его воспитание и образование в детстве и в юности типичные для дворян того времени:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…
Онегин — «наследник всех своих родных» (хотя отец его разорился), поэтому ему доступны все удовольствия светской жизни Петербурга. Одетый «по последней моде», он проводит время на балах и в модных салонах, посещает театр и лучшие рестораны. В начале светской жизни Евгений ведет себя по правилам, поэтому «свет решил, что он умен и очень мил».
Но Онегин не просто «молодой повеса». Не случайно А. С. Пушкин сравнивает его с Чаадаевым, которого многие считали прототипом главного героя. Чаадаев был человеком необыкновенным, он был известен своим свободолюбием и независимостью суждений, честностью, утонченным аристократизмом и щегольством в одежде.
Именно то, что Пушкин называет Онегина петербургским денди, создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Дендизм отличается эстетизмом жизненного стиля во всем — от одежды до «блеска ума», он предполагает культ собственной индивидуальности.
Евгений Онегин так же, как Чаадаев, выделяется независимостью. Оппози-ционность такого поведения, равнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, политическое вольнодумство образуют единый комплекс, характерный для поколения 1820-ых годов и запечатленный в образе Евгения Онегина.
Так же, как Чаадаев, Онегин понял и оценил свет:
…рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум…Образ «светского льва», далекого от идеалов Пушкина, вырастает в серьезную личность, достойную стать рядом с автором, устанавливая единство их взглядов:
Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Характер героя в конце первой главы оказался совсем не таким, каким он был в начале романа. Таким образом, Онегин уже с первой главы показан в динамике, в развитии, что связано с «ростом» самого автора.
Так, получив типичное для своего времени и поверхностное образование («мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…»), Онегин затем много читает, анализируя прочитанное. От светского полуневежества и верхоглядства герой серьезно погружается в мир знаний. Он так же, как и автор, стремится «в просвещении стать с веком наравне».
Это было время подъема русского самосознания, пробужденного войной 1812-ого года. В обществе усиливается интерес к писателям Англии, Франции и Германии. Поэтому не случайно не только Онегин, но и Владимир Ленский отличаются своей начитанностью, образованностью, стремлением к решению философских вопросов, богатым внутренним миром. Молодые герои романа являются представителями передовой образованной дворянской интеллигенции. Не зря автор описывает проблемы, которые обсуждают Онегин и Ленский.
Но в книгах герой не нашел ответов на мучившие его вопросы в силу субъективности и предвзятости позиций авторов:
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а всё без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет…
А. С. Пушкину близок критический взгляд героя на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые Онегиным ко всему и всем, — признак глубокого, неравнодушного ума. Именно «резкий, охлажденный ум» героя позволил ему критически оценивать людей, общество и жизнь:
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей…
Таким образом, в лице Евгения Онегина Пушкин первым из русских писателей изобразил тот тип образованного дворянина-интеллигента, который сложился в 20-ые годы XIX века и в котором «выразился прогресс русского общества».