"Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич"
Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич эти герои антисоциальны, их характеры уродливы, но у каждого из них, как мы убедились при более близком знакомстве, осталось хоть что-нибудь положительное.
Манилов.
Этот человек немного напоминает мне самого Чичикова. «Один бог разве мог сказать, какой характер у М. Есть род людей, известных под именем: ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе СелифанЕ черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур передано сахару». М. считает себя воспитанным, образованным, благородным. Но заглянем к нему в кабинет. Мы видим кучки пепла, запыленную книгу, которая уже второй год открыта на 14-й странице М. в доме всегда чего-нибудь недостает, только часть мебели обита шелковой тканью, а два кресла обиты рогожей. Слабоволие М. подчеркивает и то, что хозяйством у помещика занимается пьяница-приказчик. М. мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. Он мечтает о том, «как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мостЕ» Г. подчеркивает бездеятельность и социальную бесполезность помещика, но не лишает его человеческих качеств. М. семьянин, любит жену и детей, искренне радуется приезду гостя, всячески старается угодить ему и сделать приятное.
Коробочка.
Второе имение, которое посетил Чичиков, было имение Коробочки. Хозяйка, «женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки… «. Очень долго Павлу Ивановичу пришлось уговаривать Настасью Петровну продать ему мертвые души. Сначала она удивилась, когда услышала о предмете покупки, а потом боялась продешевить. Она хочет дождаться купцов да узнать цены. «Эк ее, дубинноголовая какая! сказал про себя Чичиков… « Помещица Коробочка сама занимается хозяйством, да и крестьянские избы в ее деревеньке «показывали довольство обитателей».
Ноздрев.
Побывал Павел Иванович и у Ноздрева. Ноздрев, по словам автора, был из таких людей, которые «всегда говоруны, кутилы, народ видный». Кроме того, этот помещик врет почти на каждом шагу. Показывая гостю имение, Ноздрев подводит его к границе и говорит: «Все, что ни видишь по эту сторону, все это мое и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и все, что за лесом, все мое». Ноздрев может пообещать, но не сделать. При игре в карты и даже в шашки жульничает. Только чудо приезд к Ноздреву капитана-исправника спасает Чичикова от физической расправы. Таков оказался Ноздрев бесшабашная натура, игрок, кутила. Для Ноздрева любая купля-продажа что-то вроде спорта, тут для него нет никаких нравственных преград, как, впрочем, и для всех его жизненных поступков. Поэтому его не могла удивить чичиковская идея она близка его авантюрной натуре. Не удивительно, что Чичиков менее всего сомневался в успехе деловых переговоров именно с Ноздревым.
здревым.
Собакевич.
Собакевич показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». Природа недолго мудрила над его лицом: «хватила топором раз вышел нос, хватила в другой вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «живет!» Мебель в доме Собакевича такая же тяжелая, как и хозяин. Он прожорлив, может съесть за один раз целого осетра или бараний бок. Хотя тугодум, но своего не упустит. Достаточно вспомнить сцену торговли, когда Михаил Семенович запрашивает за мертвую душу «по сту рублей» и уступает в конце концов «по два с полтиною». «Кулак, кулак!» подумал Чичиков о Собакевиче перед отъездом. Можем ли мы найти у такого типа что-нибудь положительное? Трудно, но постараемся. Он хозяин, все у него прочно, даже колодец «обделан в крепкий дуб». Собакевич заботится о своих крепостных, конечно не из человеколюбия, а из соображения: обидишь мужика «тебе же хуже будет».
Плюшкин.Наконец наш путешественник приехал к Плюшкину («прореха на человечестве»). Увидев какую-то странную фигуру, Чичиков сначала решил, что это ключница, но это оказался сам хозяин. Чичиков подумал: если бы он встретил Плюшкина на паперти, то «…дал бы ему медный грош… «, хотя этот помещик имел более тысячи душ крестьян. Жадность его чрезмерна. У него накопились огромные запасы, таких запасов хватило бы на несколько жизней, а он, не довольствуясь этим, ходил каждый день по своей деревне и все, что попадалось, тащил к себе и складывал в кучу в углу комнаты. Вот и закончилась поездка нашего героя по имениям помещиков. Плюшкин потерял все человеческие связи: детей он лишился, соседи с ним знаться не хотят, в город он не ездит. Этот герой вызывает не только смех, но и отвращение. Это апогей, дальше идти некуда. Все доведено до своей противоположности, до абсурда. Бережливость превратилась в скупость. Богатство в нищету. Хозяин в ключницу. Плюшкин. Кто это? Человек или неизвестный науке биологический тип? Это предел падения человека. Вот почему автор изобразил Плюшкина последним в галерее уродливых типов помещиков.
В своем произведении писатель типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек, явно выделяющийся из общей картины российской жизни, — это главный герой поэмы. Раскрывая его образ, автор повествует о происхождении и формировании его характера. Чичиков — персонаж, история жизни которого дается во всех деталях. Из одиннадцатой главы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье. Отец главного героя оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, беречь и копить копейку. В отличие от пушкинского Гринева Чичиков быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Вот почему Павлуша пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни на чье покровительство. Благополучие свое он строит за счет других людей: оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне — орудия главного героя.
ции на таможне — орудия главного героя. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. И всякий раз, совершая неблаговидные поступки, он легко находит себе оправдания.
Каждая глава расширяет наше представление о возможностях Чичикова и приводит к мысли о поразительной его изменчивости: с Маниловым он приторно-любезен, с Коробочкой — мелочно-настойчив и груб, с Ноздревым — напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим «великодушием». В чем же секрет? Может быть, главный герой — великолепный актер или дальновидный психолог? Пожалуй, нет. Он обманулся в Ноздреве и не смог сыграть любезную ему роль, разбудил скупую подозрительность Коробочки, спровоцировал ревность губернских дам.
Обратим особое внимание на те моменты поэмы, где Чичикову нет необходимости маскироваться и изменять себя ради приспособления, где он остается наедине с самим собой. При осмотре города N наш герой «оторвал прибитую к столбу афишу, с тем чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это собирание ненужных вещей, тщательное хранение хлама напоминает привычки Плюшкина. С Маниловым Чичикова сближает неопределенность, из-за которой все предположения на его счет оказываются одинаково возможными. Ноздрев замечает, что главный герой похож на Собакевича: «…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич». А знаменитый ларчик! Все в нем разложено с мелочной педантичностью, точь-в-точь как в комоде Натальи Петровны. В характере Чичикова есть и маниловская любовь к фразе, к «благородному» жесту, и мелочная скаредность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубая прижимистость, холодный цинизм Собакевича, и скопидомство Плюшкина.Чичикову легко оказаться зеркалом любого из этих собеседников, потому что в нем есть все те качества, которые составляют основы их характеров Чичиков отличается от своих двойников в поместьях, он человек нового времени, делец и приобретатель, и обладает всеми необходимыми качествами: «…и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых играх», но он тоже «мертвая душа», ибо ему недоступна «блистающая радость» жизни. Этот герой усмиряет свою кровь, которая «играла сильно», избавляется от жизни человеческих чувств почти совершенно. Идея успеха, предприимчивость, практицизм заслоняют в нем все человеческие побуждения. Правда, Гоголь замечает, что в Чичикове нет тупого автоматизма Плюшкина: «В нем не было привязанности собственно к деньгам для денег, им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, — ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах… Чтобы наконец, потом, со временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копейка…» «Самоотвержение», терпение и сила характера главного героя позволяют ему постоянно возрождаться и проявлять громадную энергию для достижения поставленной цели.
Чичиков умеет приспосабливаться к любому микромиру, даже внешний облик героя таков, что подойдет к любой ситуации: «не красавец, но и не дурной наружности», «не слишком толст, не слишком тонок», «человек средних лет» — все в нем неопределенно, ничто не выделяется.
й облик героя таков, что подойдет к любой ситуации: «не красавец, но и не дурной наружности», «не слишком толст, не слишком тонок», «человек средних лет» — все в нем неопределенно, ничто не выделяется. Как ни странно, но это — единственный персонаж, способный на проявление движений души. «Видно, и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов», — говорит автор, наблюдая, как его герой останавливается, «будто оглушенный ударом», перед молоденькой шестнадцатилетней девушкой. В конечном счете не сомнительные покупки, не подозрительная ловкость Чичикова, а «человеческое» движение души стало причиной краха его затеи. Так уж устроена жизнь, говорит Гоголь, что именно душевность, искренность, бескорыстие — самые опасные.
В финале поэмы автор намечает некоторые перспективы духовного возрождения главного героя. Преодоление зла заключается, по мнению писателя, не в социальном переустройстве, а в неисчерпаемом потенциале русского народа. К сожалению, второй том «Мертвых душ» был сожжен, а третий не написан, поэтому читатель не смог увидеть, как Гоголь приводит Чичикова через житейскую грязь к нравственному возрождению.
Манилов.
Этот человек немного напоминает мне самого Чичикова. «Один бог разве мог сказать, какой характер у М. Есть род людей, известных под именем: ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе СелифанЕ черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур передано сахару». М. считает себя воспитанным, образованным, благородным. Но заглянем к нему в кабинет. Мы видим кучки пепла, запыленную книгу, которая уже второй год открыта на 14-й странице М. в доме всегда чего-нибудь недостает, только часть мебели обита шелковой тканью, а два кресла обиты рогожей. Слабоволие М. подчеркивает и то, что хозяйством у помещика занимается пьяница-приказчик. М. мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. Он мечтает о том, «как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мостЕ» Г. подчеркивает бездеятельность и социальную бесполезность помещика, но не лишает его человеческих качеств. М. семьянин, любит жену и детей, искренне радуется приезду гостя, всячески старается угодить ему и сделать приятное.
Коробочка.
Второе имение, которое посетил Чичиков, было имение Коробочки. Хозяйка, «женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки… «. Очень долго Павлу Ивановичу пришлось уговаривать Настасью Петровну продать ему мертвые души. Сначала она удивилась, когда услышала о предмете покупки, а потом боялась продешевить. Она хочет дождаться купцов да узнать цены. «Эк ее, дубинноголовая какая! сказал про себя Чичиков… « Помещица Коробочка сама занимается хозяйством, да и крестьянские избы в ее деревеньке «показывали довольство обитателей».
Ноздрев.
Побывал Павел Иванович и у Ноздрева. Ноздрев, по словам автора, был из таких людей, которые «всегда говоруны, кутилы, народ видный». Кроме того, этот помещик врет почти на каждом шагу. Показывая гостю имение, Ноздрев подводит его к границе и говорит: «Все, что ни видишь по эту сторону, все это мое и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и все, что за лесом, все мое». Ноздрев может пообещать, но не сделать. При игре в карты и даже в шашки жульничает. Только чудо приезд к Ноздреву капитана-исправника спасает Чичикова от физической расправы. Таков оказался Ноздрев бесшабашная натура, игрок, кутила. Для Ноздрева любая купля-продажа что-то вроде спорта, тут для него нет никаких нравственных преград, как, впрочем, и для всех его жизненных поступков. Поэтому его не могла удивить чичиковская идея она близка его авантюрной натуре. Не удивительно, что Чичиков менее всего сомневался в успехе деловых переговоров именно с Ноздревым.
здревым.
Собакевич.
Собакевич показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». Природа недолго мудрила над его лицом: «хватила топором раз вышел нос, хватила в другой вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «живет!» Мебель в доме Собакевича такая же тяжелая, как и хозяин. Он прожорлив, может съесть за один раз целого осетра или бараний бок. Хотя тугодум, но своего не упустит. Достаточно вспомнить сцену торговли, когда Михаил Семенович запрашивает за мертвую душу «по сту рублей» и уступает в конце концов «по два с полтиною». «Кулак, кулак!» подумал Чичиков о Собакевиче перед отъездом. Можем ли мы найти у такого типа что-нибудь положительное? Трудно, но постараемся. Он хозяин, все у него прочно, даже колодец «обделан в крепкий дуб». Собакевич заботится о своих крепостных, конечно не из человеколюбия, а из соображения: обидишь мужика «тебе же хуже будет».
Плюшкин.Наконец наш путешественник приехал к Плюшкину («прореха на человечестве»). Увидев какую-то странную фигуру, Чичиков сначала решил, что это ключница, но это оказался сам хозяин. Чичиков подумал: если бы он встретил Плюшкина на паперти, то «…дал бы ему медный грош… «, хотя этот помещик имел более тысячи душ крестьян. Жадность его чрезмерна. У него накопились огромные запасы, таких запасов хватило бы на несколько жизней, а он, не довольствуясь этим, ходил каждый день по своей деревне и все, что попадалось, тащил к себе и складывал в кучу в углу комнаты. Вот и закончилась поездка нашего героя по имениям помещиков. Плюшкин потерял все человеческие связи: детей он лишился, соседи с ним знаться не хотят, в город он не ездит. Этот герой вызывает не только смех, но и отвращение. Это апогей, дальше идти некуда. Все доведено до своей противоположности, до абсурда. Бережливость превратилась в скупость. Богатство в нищету. Хозяин в ключницу. Плюшкин. Кто это? Человек или неизвестный науке биологический тип? Это предел падения человека. Вот почему автор изобразил Плюшкина последним в галерее уродливых типов помещиков.
В своем произведении писатель типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек, явно выделяющийся из общей картины российской жизни, — это главный герой поэмы. Раскрывая его образ, автор повествует о происхождении и формировании его характера. Чичиков — персонаж, история жизни которого дается во всех деталях. Из одиннадцатой главы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье. Отец главного героя оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, беречь и копить копейку. В отличие от пушкинского Гринева Чичиков быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Вот почему Павлуша пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни на чье покровительство. Благополучие свое он строит за счет других людей: оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне — орудия главного героя.
ции на таможне — орудия главного героя. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. И всякий раз, совершая неблаговидные поступки, он легко находит себе оправдания.
Каждая глава расширяет наше представление о возможностях Чичикова и приводит к мысли о поразительной его изменчивости: с Маниловым он приторно-любезен, с Коробочкой — мелочно-настойчив и груб, с Ноздревым — напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим «великодушием». В чем же секрет? Может быть, главный герой — великолепный актер или дальновидный психолог? Пожалуй, нет. Он обманулся в Ноздреве и не смог сыграть любезную ему роль, разбудил скупую подозрительность Коробочки, спровоцировал ревность губернских дам.
Обратим особое внимание на те моменты поэмы, где Чичикову нет необходимости маскироваться и изменять себя ради приспособления, где он остается наедине с самим собой. При осмотре города N наш герой «оторвал прибитую к столбу афишу, с тем чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это собирание ненужных вещей, тщательное хранение хлама напоминает привычки Плюшкина. С Маниловым Чичикова сближает неопределенность, из-за которой все предположения на его счет оказываются одинаково возможными. Ноздрев замечает, что главный герой похож на Собакевича: «…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич». А знаменитый ларчик! Все в нем разложено с мелочной педантичностью, точь-в-точь как в комоде Натальи Петровны. В характере Чичикова есть и маниловская любовь к фразе, к «благородному» жесту, и мелочная скаредность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубая прижимистость, холодный цинизм Собакевича, и скопидомство Плюшкина.Чичикову легко оказаться зеркалом любого из этих собеседников, потому что в нем есть все те качества, которые составляют основы их характеров Чичиков отличается от своих двойников в поместьях, он человек нового времени, делец и приобретатель, и обладает всеми необходимыми качествами: «…и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых играх», но он тоже «мертвая душа», ибо ему недоступна «блистающая радость» жизни. Этот герой усмиряет свою кровь, которая «играла сильно», избавляется от жизни человеческих чувств почти совершенно. Идея успеха, предприимчивость, практицизм заслоняют в нем все человеческие побуждения. Правда, Гоголь замечает, что в Чичикове нет тупого автоматизма Плюшкина: «В нем не было привязанности собственно к деньгам для денег, им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, — ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах… Чтобы наконец, потом, со временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копейка…» «Самоотвержение», терпение и сила характера главного героя позволяют ему постоянно возрождаться и проявлять громадную энергию для достижения поставленной цели.
Чичиков умеет приспосабливаться к любому микромиру, даже внешний облик героя таков, что подойдет к любой ситуации: «не красавец, но и не дурной наружности», «не слишком толст, не слишком тонок», «человек средних лет» — все в нем неопределенно, ничто не выделяется.
й облик героя таков, что подойдет к любой ситуации: «не красавец, но и не дурной наружности», «не слишком толст, не слишком тонок», «человек средних лет» — все в нем неопределенно, ничто не выделяется. Как ни странно, но это — единственный персонаж, способный на проявление движений души. «Видно, и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов», — говорит автор, наблюдая, как его герой останавливается, «будто оглушенный ударом», перед молоденькой шестнадцатилетней девушкой. В конечном счете не сомнительные покупки, не подозрительная ловкость Чичикова, а «человеческое» движение души стало причиной краха его затеи. Так уж устроена жизнь, говорит Гоголь, что именно душевность, искренность, бескорыстие — самые опасные.
В финале поэмы автор намечает некоторые перспективы духовного возрождения главного героя. Преодоление зла заключается, по мнению писателя, не в социальном переустройстве, а в неисчерпаемом потенциале русского народа. К сожалению, второй том «Мертвых душ» был сожжен, а третий не написан, поэтому читатель не смог увидеть, как Гоголь приводит Чичикова через житейскую грязь к нравственному возрождению.