Мир помещиков у Гоголя
Мир помещиков у Гоголя
… Вторая четверть 19 века. Эпоха расцветакрепостничества в России. “Золотой век”поместного дворянства, ставшего к этомувремени, без преувеличения, паразитическимклассом. Душное время, тягостное. Каквскрыть его пороки, разоблачитькрепостников-реакционеров? Разве чтовысмеять. И великий русский писательберется за перо. Гротескные типажи Гоголя –совокупный образ российского помещика.
Его жизнь скучна и монотонна. Онарасполагает к безделью и пустомыслию.Кругозор помещика узок, а характер ничтожен.Таков Манилов, которого автор не случайнонаделяет характерной фамилией, каждый слогкоторой можно тянуть. Ни одного резкогозвука. Плавность, тягучесть, скука.Сравнивая героя с котом, автор подчеркиваетдоброту, обходительность, вежливостьМанилова, которые доведены до гротеска.Комичен эпизод, когда герой, не желая первымвойти в комнату, втискивается боком в дверьодновременно с Чичиковым. Но все эти чертыпринимают уродливые формы. За всю своюжизнь Манилов не сделал ничего полезного.Его существование бесцельно. Этоподчеркивается Гоголем даже в описании егопоместья, где царят бесхозяйственность,запустение. А вся умственная деятельностьхозяина ограничивается бесплоднымифантазиями, что хорошо бы провести “подземныйход” или выстроить “каменный мост” черезпруд. Выделяя в портрете персонажа “сладкие,как сахар”, глаза, Гоголь подчеркивает, что“герой” прекраснодушен и сентиментален доприторности. Отношения между людьми емупредставляются идиллическими ипраздничными, без столкновений, безпротиворечий. Жизни он совершенно не знает,реальность подменяется у него пустойфантазией, игрой вялого воображения.Манилов на все смотрит сквозь розовые очки.
Убог духовный мир русского помещика, затхли примитивен жизненный уклад. Коробочка вгалерее “мертвых душ” поражает жадностьюи мелочностью, хитростью и скупостью.Отсюда и такая фамилия, вызывающаяассоциации с различными коробочками,сундучками и ящичками, в которые бережноскладываются различные вещи. Таким образом,Коробочка – одна из тех “тетушек”, которые“плачутся на неурожаи”, а между тем “набираютпонемножку деньжонок”. Отличительнойчертой героини является ее нечеловеческаятупость. Гоголь метко называет ее “дубинноголовой”и “крепколобой”.
Но не все помещики тихи и безобидны, какКоробочка и Манилов. Деревенское безделье ижизнь без забот порой так деградироваличеловека, что тот превращался в опасного,наглого хулигана. Картежник, сплетник,пьяница и дебошир Ноздрев на редкостьтипичен для русского дворянского общества.Болтовня, хвастовство, ругань и вранье –вот все, на что он способен. Этот балагурдержит себя развязно и нагло, имеет “страстишкунагадить ближнему”. Язык героя засоренвсякими искаженными словами, придуманныминелепыми выражениями, бранными словечками,алогизмами. Дополняет портрет Ноздрева егофамилия, состоящая из большого количествасогласных, создающих впечатление взрыва.Кроме того, сочетание букв вызываетассоциацию с любимым словечком героя “вздор”.
Не по душе Гоголю и другая крайность –доведенная до абсурда домовитость иусадистость крепких помещиков. Быт людейтипа Собакевича устроен добротно, насовесть. В отличие от Ноздрева и Маниловагерой связан с хозяйственно деятельностью.У него все “упористо”, без шаткости, вкаком-то “крепком и неуклюжем порядке”.Даже избы крестьян построены на века, аколодец сработан из такого дуба, “которыйидет только … на корабли”. Внешний могучийоблик Собакевича подчеркивается черезинтерьер дома. На картинах изображеныбогатыри, а мебель похожа на хозяина. Каждыйстул как бы говорит: “…я Собакевич”.Питается помещик в соответствии с своиобликом. Блюда подаются большие и сытные.Если свинья, то целиком на стол, если баран,то тоже целиком на стол. Постепенноскладывается образ обжорливого “человека-кулака”,“медведя” и вместе с тем хитрого пройдохи,интересы которого сводятся к личномуматериальному благополучию.
Галерею помещиков “венчает” Плюшкин,самый карикатурный и одновременно страшныйперсонаж. Это единственный “герой”, чьядуша неуклонно деградирует. Плюшкин –помещик, целиком утративший человеческийоблик, а, по существу, и рассудок. В людях онвидит лишь врагов, расхитителей егоимущества, никому не доверяет. Поэтому онотказался от общества, от родной дочери,проклял сына, не принимает гостей и самнигде не бывает. А люди у него мрут, как “мухи”.Крестьян он считает тунеядцами и ворами,питает к ним ненависть и видит в нихсущества низшего порядка. Уже внешний виддеревни говорит об их тяжелой ибеспросветной доле. Глубокий упадок всегокрепостного уклада жизни наиболее ярковыражен именно в образе Плюшкина.
В поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголь неслучайно высмеивает поместное дворянство.Ведь собакевичи и плюшкины управлялиРоссией того времени, вершили судьбырусского народа. Их образы вытканынастолько ярко и выпукло, что фамилиигоголевских помещиков сталинарицательными. Мы и сегодня широкоиспользуем в обиходе понятие маниловщины,сравниваем тех или иных людей с коробочкамиили ноздревами.
… Вторая четверть 19 века. Эпоха расцветакрепостничества в России. “Золотой век”поместного дворянства, ставшего к этомувремени, без преувеличения, паразитическимклассом. Душное время, тягостное. Каквскрыть его пороки, разоблачитькрепостников-реакционеров? Разве чтовысмеять. И великий русский писательберется за перо. Гротескные типажи Гоголя –совокупный образ российского помещика.
Его жизнь скучна и монотонна. Онарасполагает к безделью и пустомыслию.Кругозор помещика узок, а характер ничтожен.Таков Манилов, которого автор не случайнонаделяет характерной фамилией, каждый слогкоторой можно тянуть. Ни одного резкогозвука. Плавность, тягучесть, скука.Сравнивая героя с котом, автор подчеркиваетдоброту, обходительность, вежливостьМанилова, которые доведены до гротеска.Комичен эпизод, когда герой, не желая первымвойти в комнату, втискивается боком в дверьодновременно с Чичиковым. Но все эти чертыпринимают уродливые формы. За всю своюжизнь Манилов не сделал ничего полезного.Его существование бесцельно. Этоподчеркивается Гоголем даже в описании егопоместья, где царят бесхозяйственность,запустение. А вся умственная деятельностьхозяина ограничивается бесплоднымифантазиями, что хорошо бы провести “подземныйход” или выстроить “каменный мост” черезпруд. Выделяя в портрете персонажа “сладкие,как сахар”, глаза, Гоголь подчеркивает, что“герой” прекраснодушен и сентиментален доприторности. Отношения между людьми емупредставляются идиллическими ипраздничными, без столкновений, безпротиворечий. Жизни он совершенно не знает,реальность подменяется у него пустойфантазией, игрой вялого воображения.Манилов на все смотрит сквозь розовые очки.
Убог духовный мир русского помещика, затхли примитивен жизненный уклад. Коробочка вгалерее “мертвых душ” поражает жадностьюи мелочностью, хитростью и скупостью.Отсюда и такая фамилия, вызывающаяассоциации с различными коробочками,сундучками и ящичками, в которые бережноскладываются различные вещи. Таким образом,Коробочка – одна из тех “тетушек”, которые“плачутся на неурожаи”, а между тем “набираютпонемножку деньжонок”. Отличительнойчертой героини является ее нечеловеческаятупость. Гоголь метко называет ее “дубинноголовой”и “крепколобой”.
Но не все помещики тихи и безобидны, какКоробочка и Манилов. Деревенское безделье ижизнь без забот порой так деградироваличеловека, что тот превращался в опасного,наглого хулигана. Картежник, сплетник,пьяница и дебошир Ноздрев на редкостьтипичен для русского дворянского общества.Болтовня, хвастовство, ругань и вранье –вот все, на что он способен. Этот балагурдержит себя развязно и нагло, имеет “страстишкунагадить ближнему”. Язык героя засоренвсякими искаженными словами, придуманныминелепыми выражениями, бранными словечками,алогизмами. Дополняет портрет Ноздрева егофамилия, состоящая из большого количествасогласных, создающих впечатление взрыва.Кроме того, сочетание букв вызываетассоциацию с любимым словечком героя “вздор”.
Не по душе Гоголю и другая крайность –доведенная до абсурда домовитость иусадистость крепких помещиков. Быт людейтипа Собакевича устроен добротно, насовесть. В отличие от Ноздрева и Маниловагерой связан с хозяйственно деятельностью.У него все “упористо”, без шаткости, вкаком-то “крепком и неуклюжем порядке”.Даже избы крестьян построены на века, аколодец сработан из такого дуба, “которыйидет только … на корабли”. Внешний могучийоблик Собакевича подчеркивается черезинтерьер дома. На картинах изображеныбогатыри, а мебель похожа на хозяина. Каждыйстул как бы говорит: “…я Собакевич”.Питается помещик в соответствии с своиобликом. Блюда подаются большие и сытные.Если свинья, то целиком на стол, если баран,то тоже целиком на стол. Постепенноскладывается образ обжорливого “человека-кулака”,“медведя” и вместе с тем хитрого пройдохи,интересы которого сводятся к личномуматериальному благополучию.
Галерею помещиков “венчает” Плюшкин,самый карикатурный и одновременно страшныйперсонаж. Это единственный “герой”, чьядуша неуклонно деградирует. Плюшкин –помещик, целиком утративший человеческийоблик, а, по существу, и рассудок. В людях онвидит лишь врагов, расхитителей егоимущества, никому не доверяет. Поэтому онотказался от общества, от родной дочери,проклял сына, не принимает гостей и самнигде не бывает. А люди у него мрут, как “мухи”.Крестьян он считает тунеядцами и ворами,питает к ним ненависть и видит в нихсущества низшего порядка. Уже внешний виддеревни говорит об их тяжелой ибеспросветной доле. Глубокий упадок всегокрепостного уклада жизни наиболее ярковыражен именно в образе Плюшкина.
В поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголь неслучайно высмеивает поместное дворянство.Ведь собакевичи и плюшкины управлялиРоссией того времени, вершили судьбырусского народа. Их образы вытканынастолько ярко и выпукло, что фамилиигоголевских помещиков сталинарицательными. Мы и сегодня широкоиспользуем в обиходе понятие маниловщины,сравниваем тех или иных людей с коробочкамиили ноздревами.