Русские сочинения - Гоголь Н.В. - Мертвые души - Образ и характеристика Чичикова в романе в романе «Мертвые души»

Образ и характеристика Чичикова в романе в романе «Мертвые души»

Чичиков. В системе образов поэмы особое место занимает Чичиков. Он и схож с другими действующими лицами (ведь он сам и чиновник, хотя бы бывший, и помещик), но в то же время и отличается от них. Это новое явление в русской жизни, еще не очень ясное, но, несомненно, опасное и тревожное. Поэтому Гоголь проявляет пристальный интерес к происхождению Чичикова, желая уяснить истоки формирования его характера, определить, дать ему имя. В конечном счете Гоголь приходит к выводу: « Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель». В этом и заключается самая суть героя поэмы.

Тема денег, их растлевающей и грозной силы уже была намечена в русской литературе. В этой связи можно вспомнить «Пиковую даму» Пушкина или «Портрет» самого Гоголя. Там повествование заканчивалось безумием героев. Ничего подобного с Чичиковым не происходит. Он жив и здоров, впереди у него еще большой простор для всяческих приключений и преступлений.

В отличие от других персонажей «Мертвых душ» — неподвижных, застывших, мертвенных,— Чичиков дан в динамике, в постоянном движении. Его опасность как социального типа заключается в изумительной приспосабливаемо к любым жизненным условиям. Например, почти у всех действующих лиц поэмы (даже второстепенных) есть свои индивидуальные неповторимые портреты. Внешность же Чичикова, описанная в самом начале, дает представление лишь о каком-то неопределенном, неуловимом, скользком человеке: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод…» По таким «особым приметам» поймать преступника невозможно. Подобным же образом строится и язык Чичикова. Он сознательно приспосабливается к своим собеседникам, ловко подделываясь под их понятия, мгновенно схватывая их уровень сознания и принимая их взгляд на вещи. Это отражается в стиле его разговоров с каждым помещиком. С Маниловым он говорит, как второй Манилов, с Коробочкой почти немедленно принимает фамильярный тон — и т. д. Тем самым проявляются его поразительная гибкость, цепкость, умение найти лазейку в любых обстоятельствах, что и в прошлом помогало Чичикову выйти «сухим из воды» даже после краха его предыдущих мошеннических операций.

В поэме Чичиков представлен вовсе не плутом (хотя традиции авантюрно-плутовского романа Гоголь учитывает), не мелким жуликом. Писатель обращает наше внимание на громадную энергию, целеустремленность Чичикова. Это приобретатель, представитель уже новых, буржуазных отношений, складывающихся в русской жизни В последней, одиннадцатой, главе I тома Гоголь, подробно рассказывая о биографии своего героя, специально подчеркивал, что вырос он в бедной (хотя и дворянской) семье, что детские годы его прошли в маленькой горенке с маленькими окнами, «не отворявшимися ни в зиму, ни в лето». Ни друзей, ни товарищей не было у Павлуши Чичикова. Очевидно, в подобных же типических обстоятельствах рос и Акакий Акакиевич Башмачкин. Но он погиб, потому что не смог приспособиться к страшной среде, окружавшей его.

о не смог приспособиться к страшной среде, окружавшей его. Чичиков же на всю жизнь запомнил завет отца: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Пройдя суровую жизненную школу, претерпев многие неудачи на своем служебном поприще, Чичиков приходит к рассуждению, в котором, как иронически пишет Гоголь, «была некоторая сторона справедливости: «Почему ж я? зачем на меня обрушивается беда? …и почему должен я пропасть червем?» Справедливо отмечено, что в этом рассуждении слышится тот вопрос, который впоследствии будет мучить героя романа Достоевского «Преступление и наказание»: «Вошь ли я или человек?»

Разумеется, Чичикова и Раскольникова очень многое разделяет. Первый мечтает всего лишь о собственном материальном благополучии, а второй охвачен идеями более высокого, порядка. Но мысль о праве одной, избранной личности на поступки, недозволенные другим, их сближает. И с этой точки зрения в высшей степени знаменательно сравнение Чичикова с Наполеоном, что еще раз заставляет нас вспомнить о Раскольникове. У испуганных чиновников, стремящихся понять, кто такой Чичиков, вдруг возникает дикая мысль: не Наполеон ли это, сбежавший с острова Св. Елены? Конечно, здесь явно чувствуется гоголевская насмешка над совсем уя^е несообразной глупостью чиновников. Есть тут, однако, и более серьезный смысл. Для передовой русской литературы Наполеон был выражением индивидуализма, морали собственнического, антигуманного общества, для которого люди — лишь средство достижения власти, богатства. Разоблачение «наполеоновской идеи» уже было представлено в «Пиковой даме». Так же будет объяснен «наполеоновский комплекс» в «Войне и мире», «Преступлении и наказании». Сравнение Чичикова с Наполеоном дает возможность Гоголю раскрыть самую суть характера и проведения героя «Мертвых душ».

Вместе с тем в «Мертвых душах» можно заметить некоторые тенденции, предвещающие возможность нравственного возрождения Чичикова. Он оказывается способным глубоко чувствовать красоту (встреча с губернаторской дочкой); именно Чичикову доверил Гоголь в VII главе мысли о судьбах русского народа. Размышляя над списком мертвых мужиков, купленных им у Собаке-вича, Чичиков обнаруживает неожиданную способность глубоко задуматься «об разгуле широкой жизни…». Голос героя в данном случае сливается с голосом автора. Так же происходит и в заключительном лирическом отступлении, которое до сих пор оказывается загадочным для читателей и литературоведов: ведь это Чичиков любит быструю езду, как и всякий русский, это от изображения его тройки Гоголь переходит к символическому образу Руси в ее непостижимом полете:

* «Русь, куда же несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».

Очевидно, так Гоголь постепенно готовил читателей к тем изменениям, которые должны были произойти с Чичиковым в последующих томах поэмы.