Русские сочинения
-
Гоголь Н.В.
-
Мертвые души
-
Особенности сюжета и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души"
Особенности сюжета и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души"
Особенностисюжета и композиции поэмы Гоголя «Мертвыедуши»
Приступая к работе над поэмой «Мертвыедуши», Гоголь писал, что ему хочется вэтом направлении «показать хотя бы содного боку всю Русь». Так писательопределил свою главную задачу и идейныйзамысел поэмы. Для осуществления стольграндиозной темы ему понадобилось создатьоригинальное по форме и содержаниюпроизведение.
Поэма имеет кольцевую «композицию»,которая отличается своеобразием и неповторяет подобной композиции, скажем,романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашеговремени» или гоголевской комедии «Ревизор».Она обрамляется действием первой иодиннадцатой глав: Чичиков въезжает в городи выезжает из него.
Экспозиция, традиционно располагающаяся вначале произведения, в «Мертвых душах»перенесена в ее конец. Таким образом,одиннадцатая глава является как бынеформальным началом поэмы и формальным еёконцом. Поэма же начинается с развитиядействия: Чичиков начинает свой путь к «приобретению».
Несколько необычным выглядит и жанрпроизведения, который сам автор определяеткак эпическую поэму. Высоко оценив идейныеи художественные достоинства «Мертвыхдуш», В. Г. Белинский, к примеру,недоумевал, почему Гоголь назвал этопроизведение поэмой: «Этот роман, почему-тоназванный автором поэмою, представляетсобой произведение, столь же национальное,сколько и высокохудожественное».
Построение «Мертвых душ» отличаетсялогичностью и последовательностью. Каждаяглава завершена тематически, она имеет своезадание и свой предмет изображения. Крометого, некоторые из них имеют сходнуюкомпозицию, например, главы, посвященныехарактеристикам помещиков. Они начинаютсяс описания пейзажа, усадьбы, дома и быта,внешности героя, затем показан обед, гдегерой уже действует. И завершение этогодействия — отношение помещика к продажемертвых душ. Такое построение глав даваловозможность Гоголю показать, как на почвекрепостничества складывались разные типыпомещиков и как крепостное право во второйчетверти XIX века, в связи с ростомкапиталистических сил, приводило помещичийкласс к экономическому и моральному упадку.
В противовес авторскому тяготению к логикев «Мертвых душах» повсюду бьет в глазаабсурд и алогизм. По принципу алогизмавыстроены многие образы поэмы, абсурдныдействия и поступки героев. Стремлениеобъяснить факты и явления на каждом шагусталкивается с необьяснимым инеконтролируемым разумом. Гогольпоказывает свою Русь, и эта Русь абсурдна.Безумие здесь заменяет зтравый смысл итрезвый расчет, ничего нельзя объяснить доконца, и жизнью управляет абсурди нелепица.
В контексте всего произведения, в пониманииего замысла, в композиции и развитии сюжетабольшое значение имеют лирическиеотступления и вставные новеллы. Оченьважную роль играет «Повесть о капитанеКопейкине». Не связанная по своемусодержанию с основным сюжетом, онапродолжает и углубляет основную тему поэмы- тему омертвения души, царства мертвых душ.В других лирических отступлениях переднами появляется писатель-гражданин,глубоко понимающий и чувствующий всю силусвоей ответственности, страстно любящийсвою Родину, и страдающий душой отбезобразия и беспорядков, которые окружаютего и которые творятся повсюду на еголюбимой и многострадальной Родине.
Содержание первого тома Гоголь обобщает вмаленькой лаконичной притче о КифеМокиевиче и Мокие Кофовиче. Она приобретаетособое, ключевое значение для восприятиявсей поэмы. Её герои вырастают в символобобщающего значения, они концентрируют всебе важнейшие черты и свойства всех другихперсонажей «Мертвых душ».
Макрокомпозиция поэмы «Мертвые души»,то есть композиция всего задуманногопроизведения, подсказана Гоголюбессмертной «Божественной комедией»Данте: первый том — ад крепостническойдействительности, царство мертвых душ;второй — чистилище; третий — рай. Этотзамысел остался неосуществлённым.Вед написав первый том, Гоголь не поставилточки, она осталась за горизонтомнеоконченного произведения. Не смогписатель провести своего героя черезчистилище и показать русскому читателюгрядущий рай, о котором мечтал всю жизнь.
Приступая к работе над поэмой «Мертвыедуши», Гоголь писал, что ему хочется вэтом направлении «показать хотя бы содного боку всю Русь». Так писательопределил свою главную задачу и идейныйзамысел поэмы. Для осуществления стольграндиозной темы ему понадобилось создатьоригинальное по форме и содержаниюпроизведение.
Поэма имеет кольцевую «композицию»,которая отличается своеобразием и неповторяет подобной композиции, скажем,романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашеговремени» или гоголевской комедии «Ревизор».Она обрамляется действием первой иодиннадцатой глав: Чичиков въезжает в городи выезжает из него.
Экспозиция, традиционно располагающаяся вначале произведения, в «Мертвых душах»перенесена в ее конец. Таким образом,одиннадцатая глава является как бынеформальным началом поэмы и формальным еёконцом. Поэма же начинается с развитиядействия: Чичиков начинает свой путь к «приобретению».
Несколько необычным выглядит и жанрпроизведения, который сам автор определяеткак эпическую поэму. Высоко оценив идейныеи художественные достоинства «Мертвыхдуш», В. Г. Белинский, к примеру,недоумевал, почему Гоголь назвал этопроизведение поэмой: «Этот роман, почему-тоназванный автором поэмою, представляетсобой произведение, столь же национальное,сколько и высокохудожественное».
Построение «Мертвых душ» отличаетсялогичностью и последовательностью. Каждаяглава завершена тематически, она имеет своезадание и свой предмет изображения. Крометого, некоторые из них имеют сходнуюкомпозицию, например, главы, посвященныехарактеристикам помещиков. Они начинаютсяс описания пейзажа, усадьбы, дома и быта,внешности героя, затем показан обед, гдегерой уже действует. И завершение этогодействия — отношение помещика к продажемертвых душ. Такое построение глав даваловозможность Гоголю показать, как на почвекрепостничества складывались разные типыпомещиков и как крепостное право во второйчетверти XIX века, в связи с ростомкапиталистических сил, приводило помещичийкласс к экономическому и моральному упадку.
В противовес авторскому тяготению к логикев «Мертвых душах» повсюду бьет в глазаабсурд и алогизм. По принципу алогизмавыстроены многие образы поэмы, абсурдныдействия и поступки героев. Стремлениеобъяснить факты и явления на каждом шагусталкивается с необьяснимым инеконтролируемым разумом. Гогольпоказывает свою Русь, и эта Русь абсурдна.Безумие здесь заменяет зтравый смысл итрезвый расчет, ничего нельзя объяснить доконца, и жизнью управляет абсурди нелепица.
В контексте всего произведения, в пониманииего замысла, в композиции и развитии сюжетабольшое значение имеют лирическиеотступления и вставные новеллы. Оченьважную роль играет «Повесть о капитанеКопейкине». Не связанная по своемусодержанию с основным сюжетом, онапродолжает и углубляет основную тему поэмы- тему омертвения души, царства мертвых душ.В других лирических отступлениях переднами появляется писатель-гражданин,глубоко понимающий и чувствующий всю силусвоей ответственности, страстно любящийсвою Родину, и страдающий душой отбезобразия и беспорядков, которые окружаютего и которые творятся повсюду на еголюбимой и многострадальной Родине.
Содержание первого тома Гоголь обобщает вмаленькой лаконичной притче о КифеМокиевиче и Мокие Кофовиче. Она приобретаетособое, ключевое значение для восприятиявсей поэмы. Её герои вырастают в символобобщающего значения, они концентрируют всебе важнейшие черты и свойства всех другихперсонажей «Мертвых душ».
Макрокомпозиция поэмы «Мертвые души»,то есть композиция всего задуманногопроизведения, подсказана Гоголюбессмертной «Божественной комедией»Данте: первый том — ад крепостническойдействительности, царство мертвых душ;второй — чистилище; третий — рай. Этотзамысел остался неосуществлённым.Вед написав первый том, Гоголь не поставилточки, она осталась за горизонтомнеоконченного произведения. Не смогписатель провести своего героя черезчистилище и показать русскому читателюгрядущий рай, о котором мечтал всю жизнь.