Особое место образа Плюшкина в романе
Обобщающее значение образов помещиков, приёмы сатирической обрисовки. Особое место образа Плюшкина в романе
Продолжить знакомство учащихся с содержанием поэмы «Мёртвые души»; формировать умение анализировать текст, характеризовать персонажей, определять роли интерьеров, портретов; совершенствовать умение отвечать на вопросы эвристического и проблемного характера, делать выводы о значении образов Чичикова и помещиков в раскрытии авторского замысла; прививать навыки вдумчивого читателя.
Оборудование:
Портрет н. В. Гоголя; иллюстрации к поэме; раздаточный материал для групповой работы; эпиграф на доске.
Не ревизские — мёртвые души, а все эти
Ноздрёвы, Маниловы и …. —
Вот мёртвые души, и мы их встречаем
На каждом шагу.
А. И. Герцен
…… Все прочие (лат.)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. приветствие учителя
2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь
II. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний учащихся
Мини-викторина
1) «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Кто сидел в бричке? (Чичиков)
2) Кто, «приехавши довольно поздно из города… и лёгши в кровать возле худощавой жены своей, сказал: «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»? (Помещик Собакевич)
3) Чьё это поместье: «Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть… У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперёк серенькие бревенчатые избы…»? (Помещика Манилова)
4) Кого характеризуют следующие слова: «…люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан ни в селе Селифан»? (Помещика Манилова)
5) «Комната была, точно, не без приятности: стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкою, о которой мы уже имели случай упомянуть, несколько исписанных бумаг, но больше всего было…» Чего было больше всего? (Табаку)
6) Когда Чичиков сказал Коробочке: «Я спрашиваю про мёртвых», она ответила: «Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь…»? («… не понести убытку»)
7) «ноздрёв был в некотором отношении исторический человек. ни на одном собрании, где он был не обходилось без…» Без чего? (Истории)
8) Дополните цитату словом: «ну послушай, сыграем в…, выиграешь — твои все. Ведь у меня много таких, которых нужно вычеркнуть из ревизии». (Шашки)
9) «Чичиков ещё раз окинул комнату, и всё, что в ней ни было… Стол, кресла, стулья — всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства,— словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже …!» или «И я тоже похож на…!» тоже кто? Похож на кого? (Собакевич, на Собакевича) 10) «а между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему: столько же оброку должен был принесть мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба, столько же поставов холста должна была наткать ткачиха,— всё это сваливалось в кладовые, и всё становилось гниль и прореха, и сам он (?) обратился наконец в какую-то…» Кто? В кого? (Плюшкин; «прореху на человечестве»)
III.
ку должен был принесть мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба, столько же поставов холста должна была наткать ткачиха,— всё это сваливалось в кладовые, и всё становилось гниль и прореха, и сам он (?) обратился наконец в какую-то…» Кто? В кого? (Плюшкин; «прореху на человечестве»)
III. Работа по теме урока
1. Групповая работа. Характеристика помещиков на основе
Подготовленного домашнего задания
Задания для групп
Учитель комментирует задания или готовит раздаточный материал.
1 группа: «Человек ни то ни сё: ни в городе Богдан, ни в селе
Селифан».
Дать характеристику помещику Манилову.
2 группа: «Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки…, а между тем набирают понемногу
Деньжонок в пестрядевые мешочки…».
Дать характеристику помещице Коробочке.
3 группа: «Исторический» и «многосторонний». Дать характеристику помещику Ноздреву.
4 группа: «Кто кулак, тому уж не разогнуться в ладонь». Дать характеристику помещику Собакевичу.
5 группа: «Прореха на человечестве». Дать характеристику помещику Плюшкину.
2. Фронтальная обобщающая беседа
♦ Почему все главы о пребывании Чичикова у каждого из помещиков подчинены Гоголем единому композиционному плану? Почему они всё-таки не кажутся читателю одинаковыми?
♦ Какой эпизод в каждой из этих глав является центральным, кульминационным? Почему?
♦ Какие главные черты характера подчёркивает Гоголь в каждом из помещиков: Манилове, Коробочке, Ноздреве, Собакевиче, Плюшкине? Говорят ли о чём-нибудь их фамилии?
♦ Почему в главе о Плюшкине Гоголь отступает от избранного композиционного приёма и рассказывает о прошлом этого помещика?
♦ Чем отличаются помещики и что их роднит?
♦ С кем или с чем сравнивает писатель каждого из помещиков?
♦ Какие приёмы сатирической обрисовки помещиков можно выделить в поэме? (Несоответствие между словами и поведением; вариации одной и той же мысли (для Плюшкина все военные — картёжники и моты); сравнение героев с животными, предметами; гиперболизация.)
3. Заключительное слово учителя
— Каждый представитель поместных дворян нарисован Гоголем прежде всего как владелец и как торговец крепостными крестьянами. Сила гоголевской сатиры заключается в том, что, рисуя того или иного помещика, писатель не изображает их как извергов, самодуров и злодеев, а представляет самыми обыкновенными людьми, но людьми ничтожными, ленивыми, праздными, пошлыми и духовно убогими. разные, на первый взгляд, помещики едины в главном — они лишены высоких человеческих чувств. За каждым из них стоит всё сословие помещичьего класса. По сути, они и есть «мёртвые души», которым отдана власть над сотнями тысяч живых людей.
Продолжить знакомство учащихся с содержанием поэмы «Мёртвые души»; формировать умение анализировать текст, характеризовать персонажей, определять роли интерьеров, портретов; совершенствовать умение отвечать на вопросы эвристического и проблемного характера, делать выводы о значении образов Чичикова и помещиков в раскрытии авторского замысла; прививать навыки вдумчивого читателя.
Оборудование:
Портрет н. В. Гоголя; иллюстрации к поэме; раздаточный материал для групповой работы; эпиграф на доске.
Не ревизские — мёртвые души, а все эти
Ноздрёвы, Маниловы и …. —
Вот мёртвые души, и мы их встречаем
На каждом шагу.
А. И. Герцен
…… Все прочие (лат.)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. приветствие учителя
2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь
II. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний учащихся
Мини-викторина
1) «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Кто сидел в бричке? (Чичиков)
2) Кто, «приехавши довольно поздно из города… и лёгши в кровать возле худощавой жены своей, сказал: «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»? (Помещик Собакевич)
3) Чьё это поместье: «Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть… У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперёк серенькие бревенчатые избы…»? (Помещика Манилова)
4) Кого характеризуют следующие слова: «…люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан ни в селе Селифан»? (Помещика Манилова)
5) «Комната была, точно, не без приятности: стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкою, о которой мы уже имели случай упомянуть, несколько исписанных бумаг, но больше всего было…» Чего было больше всего? (Табаку)
6) Когда Чичиков сказал Коробочке: «Я спрашиваю про мёртвых», она ответила: «Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь…»? («… не понести убытку»)
7) «ноздрёв был в некотором отношении исторический человек. ни на одном собрании, где он был не обходилось без…» Без чего? (Истории)
8) Дополните цитату словом: «ну послушай, сыграем в…, выиграешь — твои все. Ведь у меня много таких, которых нужно вычеркнуть из ревизии». (Шашки)
9) «Чичиков ещё раз окинул комнату, и всё, что в ней ни было… Стол, кресла, стулья — всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства,— словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже …!» или «И я тоже похож на…!» тоже кто? Похож на кого? (Собакевич, на Собакевича) 10) «а между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему: столько же оброку должен был принесть мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба, столько же поставов холста должна была наткать ткачиха,— всё это сваливалось в кладовые, и всё становилось гниль и прореха, и сам он (?) обратился наконец в какую-то…» Кто? В кого? (Плюшкин; «прореху на человечестве»)
III.
ку должен был принесть мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба, столько же поставов холста должна была наткать ткачиха,— всё это сваливалось в кладовые, и всё становилось гниль и прореха, и сам он (?) обратился наконец в какую-то…» Кто? В кого? (Плюшкин; «прореху на человечестве»)
III. Работа по теме урока
1. Групповая работа. Характеристика помещиков на основе
Подготовленного домашнего задания
Задания для групп
Учитель комментирует задания или готовит раздаточный материал.
1 группа: «Человек ни то ни сё: ни в городе Богдан, ни в селе
Селифан».
Дать характеристику помещику Манилову.
2 группа: «Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки…, а между тем набирают понемногу
Деньжонок в пестрядевые мешочки…».
Дать характеристику помещице Коробочке.
3 группа: «Исторический» и «многосторонний». Дать характеристику помещику Ноздреву.
4 группа: «Кто кулак, тому уж не разогнуться в ладонь». Дать характеристику помещику Собакевичу.
5 группа: «Прореха на человечестве». Дать характеристику помещику Плюшкину.
2. Фронтальная обобщающая беседа
♦ Почему все главы о пребывании Чичикова у каждого из помещиков подчинены Гоголем единому композиционному плану? Почему они всё-таки не кажутся читателю одинаковыми?
♦ Какой эпизод в каждой из этих глав является центральным, кульминационным? Почему?
♦ Какие главные черты характера подчёркивает Гоголь в каждом из помещиков: Манилове, Коробочке, Ноздреве, Собакевиче, Плюшкине? Говорят ли о чём-нибудь их фамилии?
♦ Почему в главе о Плюшкине Гоголь отступает от избранного композиционного приёма и рассказывает о прошлом этого помещика?
♦ Чем отличаются помещики и что их роднит?
♦ С кем или с чем сравнивает писатель каждого из помещиков?
♦ Какие приёмы сатирической обрисовки помещиков можно выделить в поэме? (Несоответствие между словами и поведением; вариации одной и той же мысли (для Плюшкина все военные — картёжники и моты); сравнение героев с животными, предметами; гиперболизация.)
3. Заключительное слово учителя
— Каждый представитель поместных дворян нарисован Гоголем прежде всего как владелец и как торговец крепостными крестьянами. Сила гоголевской сатиры заключается в том, что, рисуя того или иного помещика, писатель не изображает их как извергов, самодуров и злодеев, а представляет самыми обыкновенными людьми, но людьми ничтожными, ленивыми, праздными, пошлыми и духовно убогими. разные, на первый взгляд, помещики едины в главном — они лишены высоких человеческих чувств. За каждым из них стоит всё сословие помещичьего класса. По сути, они и есть «мёртвые души», которым отдана власть над сотнями тысяч живых людей.