Русские сочинения - Гоголь Н.В. - Мертвые души - Поэма "Мертвые души" - гениальная сатира на крепостническую Русь

Поэма "Мертвые души" - гениальная сатира на крепостническую Русь

Поэма«Мертвые души» — гениальная сатира накрепостническую Русь
Работу над «Мертвыми душами» Гогольначал еще в 1835 году по совету Пушкина и насюжет, подсказанный им. Сам писательнеоднократно подчеркивал грандиозность ишироту своего замысла: “… какой огромный,какой оригинальный сюжет! Какаяразнообразная куча! Вся Русь явится в нем!”- сообщал он Жуковскому в 1836 году.
В “Мертвых душах” Гоголь поставил самыеострые и больные вопросы современной жизни.Он показал разложение крепостного строя,историческую обреченность егопредставителей. Вместе с тем Гоголь далуничтожающую оценку тем проявлениям новых,буржуазных тенденций, стремлению кобогащению, носителем которых выступаетПавел Иванович Чичиков. Уже само названиепоэмы — “Мертвые души” — имело огромнуюразоблачающую силу, носило в себе, по словамГерцена, “что-то наводящее ужас”, “иначеон не мог назвать; не ревизские — мертвыедуши, а все эти Ноздревы. Маниловы и все имподобные — вот мертвые души, и мы ихвстречаем на каждом шагу”
“Уездный сентиментальный мечтатель”, “размазня”,по слову Белинского. Манилов, казалось бы,не только безобиден, но и приятен в своемобращении. Он услужлив, любезен,гостеприимен. Манилов мечтает о “благополучиидружеской жизни”, строит фантастическиепланы будущих усовершенствований. Но этопустой фразер, «небокоптитель», укоторого слова расходятся с делом.
Коробочка — жадная накопительница, “дубиноголовая”,как ее назвал Гоголь, лишенная всякихдругих чувств стяжательница. Крохоборство,скупость, мелочная алчность,подозрительность, полное отсутствие всякихинтересов отличает эту провинциальнуюпомещицу, одну “из тех матушек небольшихпомещиц, которые плачутся на неурожаи,убытки и держат голову несколько набок, амежду тем набирают понемногу деньжонок впестрядевые мешочки, размещенные по ящикамкомодов”.
Ярким типом, сочетающим в себе наглость,лживость, назойливость, беспринципность иполную неразборчивость в средствах длядостижения своих корыстных и низменныхцелей, является плут и негодяй Ноздрев.
Помещик Собакевич какбы символизирует мрачный и тяжеловесныйкрепостной уклад. Это — заядлый и убежденныйкрепостник, цинично обнажающий свою грубуюи человеконенавистническую натуру. Онвраждебно относится ко всему новому, длянего ненавистна сама мысль о “просвещении”.
Замыкает эту галерею Плюшкин — пределчеловеческого падения, страшная карикатурана собственника. Среди мировых образовскупца, созданных Шекспиром, Мольером,Пушкиным, Бальзаком. Плюшкин занимаетособое место, выделяясь утратой всегочеловеческого. Скупость стала его болезнью,страстью. Это даже не столько комическая,сколько трагическая фигура.
Страшному в своей неподвижности и косностимиру помещиков, цепляющихся за старое,живущих в сфере патриархально-крепостническихустоев, противостоит ловкий ипредприимчивый аферист Павел ИвановичЧичиков, на скупке которым “мертвых душ” — крепостных, еще числившихся в ревизскихсписках, основан сюжет поэмы.
Чичиков — человек новой формации. Он делец,“приобретатель”, “рыцарь копейки”, вкотором уже сказались отрицательные чертыпроникновения в Россию новых буржуазно-капиталистическихвеяний, растущего значения денежныхотношений. Показное благополучие Чичикова — лишь маска, прикрывающая беспредельныйэгоизм и душевную нечистоплотность.
Сатира, “смех” Гоголя в “Мертвых душах”проникнуты горьким раздумьем, напряженным,скорбным чувством автора. Показывая всеуродство и духовное убожество своих героев,он все время переживает утрату в нихчеловеческого начала. Это “смех сквозьслезы”, как определил писатель своеобразиесвоего творческого метода.
Поэму восторженно приветствовал Белинский,увидевший в ней “творение чисто русское,национальное, выхваченное из тайниканародной жизни, столько же истинное,сколько и патриотическое, беспощадносдергивающее покров с действительности идышащее страстною, кровною любовию кплодовитому зерну русской жизни: творениенеобъятно художественное...”.