Проблема II тома «Мертвых душ»
Творческая судьба Гоголя в 1840-х годах была драматичной и сложной. В это время обнаруживаются — и чем дальше, тем больше — признаки глубокой духовной драмы великого писателя, сущность и причины которой все еще недостаточно прояснены. Свою роль в эволюции мировоззрения Гоголя сыграли его длительная оторванность от России, воздействие его новых друзей из славянофильских и консервативных кругов общества, что содействовало укреплению в нем иллюзорных надежд на «просвещенного монарха», росту религиозных настроений и т. д. Гоголь был убежден, что именно ему свыше дано быть прямым учителем жизни, наставлять людей истине и тем самым сыграть какую-то необыкновенную и даже мистическую роль в обновлении России на религиозных началах. Уже в I томе «Мертвых душ», задумываясь над своей таинственной миссией, он писал в последней главе о «непостижимой связи», которая таится между ним и Русью, и о том, что очи его освещаются при этом «неестественной властью».
Гоголь предсказывал, что в последующих томах «Мертвых душ» перед читателем «предстанет несметное богатство русского духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире…». Уже тогда Белинский с большой осторожностью и тревогой писал: «Много, слишком много обещано, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того и нет еще на свете…». Очевидно, по этой причине напряженная работа Гоголя над II томом шла с большим трудом. Писатель не мог не ощущать, так сказать, «сопротивления материала». Русская действительность еще не давала ответы на вопросы, которые так волновали тогда писателя: «Где же тот, кто бы на родном языке русской души нашей сказал бы нам это всемогущее слово: вперед?».
В 1845 г. II том был окончен и в том же году автором уничтожен. После этой неудачи Гоголь решил высказать дорогие ему идеи о преображении людей, о путях их нравственного воскрешения не в художественном произведении, а в публицистике, в сборнике статей и писем. В конце 1846 г. он опубликовал «Выбранные места из переписки с друзьями», в которых ясно ощущается предвидение грозящей России катастрофы. Поэтому Гоголь решается указать читателям путь спасения, представляющийся ему совершенно реальным и очевидным: нравственное совершенствование, способное очистить и объединить всех людей независимо от их социального положения. В книге отражены высота нравственной требовательности писателя не только к другим, но и к самому себе, его напряженные раздумья над человеческой психологией, важные суждения о литературе и театре, о специфике творческой работы. Но там же содержались и религиозно-патриархальные идеи Гоголя о возможности христианского единения крестьян и помещиков.
Появление «Выбранных мест…» вызвало решительный протест передовой русской общественности. Резко выступил против этой книги Белинский в своем знаменитом письме к Гоголю (1847). Оно произвело на Гоголя сильное впечатление. Он признавал, что в гневных обличениях критика была своя правда. Гоголь не все принял в письме, но оно заставило его глубоко задуматься.
голь не все принял в письме, но оно заставило его глубоко задуматься. «Мне казалось только непреложной истиной,— отвечал он Белинскому,— что я не знаю вовсе России, что многое изменилось с тех пор, как я в ней не был». Гоголь вновь принимается за работу над 11»томом. Однако от основных идей «Выбранных мест…» он все же, судя по всему, не отказался. Мысль о возможности нравственного возрождения своих героев не была им оставлена.
Разумеется, могучий талант Гоголя-реалиста проявился и во II томе. Но наряду с яркими реалистическими образами там возникли надуманные, искусственные фигуры идеального помещика Костанжогло, добродетельного откупщика Муразова, которые должны были, по замыслу писателя, воплотить здоровое начало русской национальной жизни. Гоголь остался недоволен и новой редакцией II тома. Он не видел в нем той высшей правды, к которой стремился, не мог не понимать, что и в художественном отношении том остался непревзойденным. 12 февраля 1852 г. писатель сжег рукописи II тома «Мертвых душ» (до нас дошла только часть черновых вариантов). Через 10 дней он умер.
Гоголь предсказывал, что в последующих томах «Мертвых душ» перед читателем «предстанет несметное богатство русского духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире…». Уже тогда Белинский с большой осторожностью и тревогой писал: «Много, слишком много обещано, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того и нет еще на свете…». Очевидно, по этой причине напряженная работа Гоголя над II томом шла с большим трудом. Писатель не мог не ощущать, так сказать, «сопротивления материала». Русская действительность еще не давала ответы на вопросы, которые так волновали тогда писателя: «Где же тот, кто бы на родном языке русской души нашей сказал бы нам это всемогущее слово: вперед?».
В 1845 г. II том был окончен и в том же году автором уничтожен. После этой неудачи Гоголь решил высказать дорогие ему идеи о преображении людей, о путях их нравственного воскрешения не в художественном произведении, а в публицистике, в сборнике статей и писем. В конце 1846 г. он опубликовал «Выбранные места из переписки с друзьями», в которых ясно ощущается предвидение грозящей России катастрофы. Поэтому Гоголь решается указать читателям путь спасения, представляющийся ему совершенно реальным и очевидным: нравственное совершенствование, способное очистить и объединить всех людей независимо от их социального положения. В книге отражены высота нравственной требовательности писателя не только к другим, но и к самому себе, его напряженные раздумья над человеческой психологией, важные суждения о литературе и театре, о специфике творческой работы. Но там же содержались и религиозно-патриархальные идеи Гоголя о возможности христианского единения крестьян и помещиков.
Появление «Выбранных мест…» вызвало решительный протест передовой русской общественности. Резко выступил против этой книги Белинский в своем знаменитом письме к Гоголю (1847). Оно произвело на Гоголя сильное впечатление. Он признавал, что в гневных обличениях критика была своя правда. Гоголь не все принял в письме, но оно заставило его глубоко задуматься.
голь не все принял в письме, но оно заставило его глубоко задуматься. «Мне казалось только непреложной истиной,— отвечал он Белинскому,— что я не знаю вовсе России, что многое изменилось с тех пор, как я в ней не был». Гоголь вновь принимается за работу над 11»томом. Однако от основных идей «Выбранных мест…» он все же, судя по всему, не отказался. Мысль о возможности нравственного возрождения своих героев не была им оставлена.
Разумеется, могучий талант Гоголя-реалиста проявился и во II томе. Но наряду с яркими реалистическими образами там возникли надуманные, искусственные фигуры идеального помещика Костанжогло, добродетельного откупщика Муразова, которые должны были, по замыслу писателя, воплотить здоровое начало русской национальной жизни. Гоголь остался недоволен и новой редакцией II тома. Он не видел в нем той высшей правды, к которой стремился, не мог не понимать, что и в художественном отношении том остался непревзойденным. 12 февраля 1852 г. писатель сжег рукописи II тома «Мертвых душ» (до нас дошла только часть черновых вариантов). Через 10 дней он умер.