Русские сочинения
-
Гоголь Н.В.
-
Мертвые души
-
Путешествие по России (По произведению Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
Путешествие по России (По произведению Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
Путешествие по России легло в основу произведений многих русских писателей. Например, Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», Тургенев «Записки охотника» и др. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» задумал показать всю Россию во времена николаевской реакции, описать и положительные стороны, и отрицательные. Читатель путешествует вместе с Чичиковым и видит реальные картины жизни. Перед ним предстают образы помещичьей, чиновничьей, крестьянской России.
Главный герой приезжает в город NN… Этот город, по-видимому, мало чем отличается от других городов страны, да и население этого города, характерное для того времени. Недаром Чичиков подмечает, что этот губернский городок не хуже других, а люди тоже представляют собой несколько родов. Например, мужчины делились на два рода: «одни, тоненькие, которые все увивались около дам… другой род мужчин составляли толстые или такие, как Чичиков...» Из губернского города главный герой отправляется к помещикам. Н. В. Гоголь ярко рисует помещичью Россию, представляя читателю целую галерею портретов русских помещиков. Первый, к кому приезжает Чичиков, — Манилов. Это крепостник средней руки, необыкновенно бесхозяйственный человек. Его дом как будто специально построен так, что открыт всем дождям и ветрам. Усадьба неухожена, зато в садике возле дома есть беседка с лирической надписью: «Храм уединенного размышления». Сразу автор намекает на то, что Манилов занимается пустыми мечтаниями, а не хозяйственной деятельностью. Все свое время он проводит в кабинете, куря трубку и раскладывая кучки пепла на подоконнике. Когда Чичиков вступает в разговор с этим помещиком, то ему кажется, что это интересный человек, приятный, даже чересчур приятный. Но очень скоро собеседник пожимает плечами в недоумении и с возмущеньем понимает, что у Манилова нет никаких интересов и слова его — простые разглагольствования. Этот помещик совсем не занимается хозяйством: «хозяйство шло как-то само собою». Насколько обленился Манилов, можно судить по его слугам. Они ничем не увлечены, болтаются без дела, пьянствуют и воруют господское имущество. Помещику все равно, что происходит в его поместье, он ко всему равнодушен, ему лень ругать слуг, лень заниматься нужными делами. У Манилова все помещики и чиновники в округе — самые почтенные и самые добрые люди. Он хвалит их не потому, что верит в хорошие качества этих людей, а потому, что просто не дает себе труда разбираться в их характеристике. У Манилова нет своего мнения, и он никогда никого не обсуждает, пустая мечтательность и равнодушие характеризуют этого помещика. Например, он мечтает построить через озеро мост, а на нем поставить купеческие лавки. Но для кого нужен этот мост с лавками, кому и что будут продавать купцы в его усадьбе, где, кроме него, одни бедные крепостные крестьяне, — его это не интересует. Манилов принадлежит к такому роду людей, про которых говорят: «люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан».
Другой тип помещиков показан в образе Коробочки. В отличие от Манилова она вся погружена в мир мелочных забот.
е от Манилова она вся погружена в мир мелочных забот. Она хочет извлечь пользу из всего, даже оттуда, где это невозможно сделать. Например, в сцене продажи мертвых душ Коробочка надеется на то, что они могут еще на что-нибудь сгодиться.
В помещике Ноздреве есть своеобразная широта натуры, которая сочетается с праздностью и бесхозяйственностью. Ноздрев постоянно что-то проигрывает в карты, а выиграв, готов купить груду ненужных вещей. В его усадьбе везде царит беспорядок, за исключением псарни. Охота и разведение собак — это единственное занятие, в которое он вкладывает всю душу. Только среди собак он чувствует себя как «отец большого семейства». Этот помещик — лгун и обманщик по убеждению. Ноздрев принадлежит к тем людям, которые любят делать подлости другим, если даже те их не заслуживают.
Совсем другое дело Собакевич. Это единственный хозяин, у которого в поместье прослеживается порядок и некоторая благоустроенность. Это расчетливый человек, у него все построено на века. Собакевич немногословен, обладает железной хваткой, сильный человек, недаром Н. В. Гоголь сравнивает его внешность с медведем. Но автор не скрывает горькой правды: богатырскую силу Собакевич не может применить с пользой. Вся его сила используется за столом. От Собакевича Чичиков отправляется к Плюшкину. Некогда предприимчивый, трудолюбивый человек изменился до неузнаваемости. Невозможно даже разобраться, какого пола это существо. Скупость и подозрительность погубили Плюшкина. У него амбары и кладовые ломятся от добра, сено сгнило так, что на нем можно выращивать капусту, под открытым небом пропадают горы муки, а крепостные умирают с голоду. Скупость и жадность довели этого человека до того, что он отказывает во всем даже самому себе.
Такой показал Н. В. Гоголь Русь помещичью, где крепостное право предоставляет возможность эксплуатировать крестьян и, ничего не делая, жить за их счет. Всех этих помещиков ждет такая же участь, что и Плюшкина.
Рядом с помещиками живут другие люди — крепостные крестьяне. Именно в них проявляются положительные черты, свойственные русскому народу. Среди крепостных также встречаются разные люди. Например, Петрушка, который прислуживает Чичикову, относится к холопам, не к лучшей категории простого народа. Но есть среди крепостных умные, талантливые люди, которые надолго остаются в памяти, прославившись своими делами. Так, каретник Михеев был известен всей округе тем, что делал коляски, сравнимые только с заграничными. Простые крестьяне являются читателю как умные, способные, трудолюбивые люди, а не как глупые лакеи, развращенные своими господами. Максим Телятников научился ремеслу у немецкого сапожника и хотел бы открыть свое дело, НО погорел на плохом сырье. Это говорит о том, что у простых людей есть See, для того чтобы приносить другим людям и всему государству пользу, но им не хватает свободы. Терпение народа не бесконечно. Так, уже в списке мертвых душ Чичиков видит беглых крепостных. Именно в народе Н. В. Гоголь увидел все то хорошее, что еще сохранилось на Руси, — мужеству, талантливость, удаль, богатырскую силу, трудолюбие, мастерство и свободолюбие.
что еще сохранилось на Руси, — мужеству, талантливость, удаль, богатырскую силу, трудолюбие, мастерство и свободолюбие. Но все эти силы народа не находят выхода в крепостнической России. Таким образом, Н. В. Гоголь показал, что крепостное право явилось тормозом на пути развития страны.
Особый мир составляют в поэме чиновники. В этом мире ничего не делают без взятки. Чиновники преклоняются перед Западом, искажают чудесный русский язык, выбросив половину слов, и чрезмерно много употребляют слов иностранных. Интересы их ничтожны: те же сплетни, наряды, танцы у женщин и карты и пересуды у мужчин. В деятельности чиновников процветают взяточничество, бюрократизм, казнокрадство и царят чинопочитание и подхалимство.
В такой России уютно и хорошо себя чувствуют только такие люди, как Чичиков. Когда в стране наступает полное моральное, культурное и материальное оскудение, люди, подобные Чичикову, процветают, благодаря своей предприимчивости и смекалке. А ведь эти качества могли бы быть направлены на пользу всей России, и, возможно, тогда бы мы увидели нашу страну другой. Такой, какой ее представлял в будущем Н. В. Гоголь в образе Руси — птицы-тройки, которая величественно несется вперед, опережая все народы.
Главный герой приезжает в город NN… Этот город, по-видимому, мало чем отличается от других городов страны, да и население этого города, характерное для того времени. Недаром Чичиков подмечает, что этот губернский городок не хуже других, а люди тоже представляют собой несколько родов. Например, мужчины делились на два рода: «одни, тоненькие, которые все увивались около дам… другой род мужчин составляли толстые или такие, как Чичиков...» Из губернского города главный герой отправляется к помещикам. Н. В. Гоголь ярко рисует помещичью Россию, представляя читателю целую галерею портретов русских помещиков. Первый, к кому приезжает Чичиков, — Манилов. Это крепостник средней руки, необыкновенно бесхозяйственный человек. Его дом как будто специально построен так, что открыт всем дождям и ветрам. Усадьба неухожена, зато в садике возле дома есть беседка с лирической надписью: «Храм уединенного размышления». Сразу автор намекает на то, что Манилов занимается пустыми мечтаниями, а не хозяйственной деятельностью. Все свое время он проводит в кабинете, куря трубку и раскладывая кучки пепла на подоконнике. Когда Чичиков вступает в разговор с этим помещиком, то ему кажется, что это интересный человек, приятный, даже чересчур приятный. Но очень скоро собеседник пожимает плечами в недоумении и с возмущеньем понимает, что у Манилова нет никаких интересов и слова его — простые разглагольствования. Этот помещик совсем не занимается хозяйством: «хозяйство шло как-то само собою». Насколько обленился Манилов, можно судить по его слугам. Они ничем не увлечены, болтаются без дела, пьянствуют и воруют господское имущество. Помещику все равно, что происходит в его поместье, он ко всему равнодушен, ему лень ругать слуг, лень заниматься нужными делами. У Манилова все помещики и чиновники в округе — самые почтенные и самые добрые люди. Он хвалит их не потому, что верит в хорошие качества этих людей, а потому, что просто не дает себе труда разбираться в их характеристике. У Манилова нет своего мнения, и он никогда никого не обсуждает, пустая мечтательность и равнодушие характеризуют этого помещика. Например, он мечтает построить через озеро мост, а на нем поставить купеческие лавки. Но для кого нужен этот мост с лавками, кому и что будут продавать купцы в его усадьбе, где, кроме него, одни бедные крепостные крестьяне, — его это не интересует. Манилов принадлежит к такому роду людей, про которых говорят: «люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан».
Другой тип помещиков показан в образе Коробочки. В отличие от Манилова она вся погружена в мир мелочных забот.
е от Манилова она вся погружена в мир мелочных забот. Она хочет извлечь пользу из всего, даже оттуда, где это невозможно сделать. Например, в сцене продажи мертвых душ Коробочка надеется на то, что они могут еще на что-нибудь сгодиться.
В помещике Ноздреве есть своеобразная широта натуры, которая сочетается с праздностью и бесхозяйственностью. Ноздрев постоянно что-то проигрывает в карты, а выиграв, готов купить груду ненужных вещей. В его усадьбе везде царит беспорядок, за исключением псарни. Охота и разведение собак — это единственное занятие, в которое он вкладывает всю душу. Только среди собак он чувствует себя как «отец большого семейства». Этот помещик — лгун и обманщик по убеждению. Ноздрев принадлежит к тем людям, которые любят делать подлости другим, если даже те их не заслуживают.
Совсем другое дело Собакевич. Это единственный хозяин, у которого в поместье прослеживается порядок и некоторая благоустроенность. Это расчетливый человек, у него все построено на века. Собакевич немногословен, обладает железной хваткой, сильный человек, недаром Н. В. Гоголь сравнивает его внешность с медведем. Но автор не скрывает горькой правды: богатырскую силу Собакевич не может применить с пользой. Вся его сила используется за столом. От Собакевича Чичиков отправляется к Плюшкину. Некогда предприимчивый, трудолюбивый человек изменился до неузнаваемости. Невозможно даже разобраться, какого пола это существо. Скупость и подозрительность погубили Плюшкина. У него амбары и кладовые ломятся от добра, сено сгнило так, что на нем можно выращивать капусту, под открытым небом пропадают горы муки, а крепостные умирают с голоду. Скупость и жадность довели этого человека до того, что он отказывает во всем даже самому себе.
Такой показал Н. В. Гоголь Русь помещичью, где крепостное право предоставляет возможность эксплуатировать крестьян и, ничего не делая, жить за их счет. Всех этих помещиков ждет такая же участь, что и Плюшкина.
Рядом с помещиками живут другие люди — крепостные крестьяне. Именно в них проявляются положительные черты, свойственные русскому народу. Среди крепостных также встречаются разные люди. Например, Петрушка, который прислуживает Чичикову, относится к холопам, не к лучшей категории простого народа. Но есть среди крепостных умные, талантливые люди, которые надолго остаются в памяти, прославившись своими делами. Так, каретник Михеев был известен всей округе тем, что делал коляски, сравнимые только с заграничными. Простые крестьяне являются читателю как умные, способные, трудолюбивые люди, а не как глупые лакеи, развращенные своими господами. Максим Телятников научился ремеслу у немецкого сапожника и хотел бы открыть свое дело, НО погорел на плохом сырье. Это говорит о том, что у простых людей есть See, для того чтобы приносить другим людям и всему государству пользу, но им не хватает свободы. Терпение народа не бесконечно. Так, уже в списке мертвых душ Чичиков видит беглых крепостных. Именно в народе Н. В. Гоголь увидел все то хорошее, что еще сохранилось на Руси, — мужеству, талантливость, удаль, богатырскую силу, трудолюбие, мастерство и свободолюбие.
что еще сохранилось на Руси, — мужеству, талантливость, удаль, богатырскую силу, трудолюбие, мастерство и свободолюбие. Но все эти силы народа не находят выхода в крепостнической России. Таким образом, Н. В. Гоголь показал, что крепостное право явилось тормозом на пути развития страны.
Особый мир составляют в поэме чиновники. В этом мире ничего не делают без взятки. Чиновники преклоняются перед Западом, искажают чудесный русский язык, выбросив половину слов, и чрезмерно много употребляют слов иностранных. Интересы их ничтожны: те же сплетни, наряды, танцы у женщин и карты и пересуды у мужчин. В деятельности чиновников процветают взяточничество, бюрократизм, казнокрадство и царят чинопочитание и подхалимство.
В такой России уютно и хорошо себя чувствуют только такие люди, как Чичиков. Когда в стране наступает полное моральное, культурное и материальное оскудение, люди, подобные Чичикову, процветают, благодаря своей предприимчивости и смекалке. А ведь эти качества могли бы быть направлены на пользу всей России, и, возможно, тогда бы мы увидели нашу страну другой. Такой, какой ее представлял в будущем Н. В. Гоголь в образе Руси — птицы-тройки, которая величественно несется вперед, опережая все народы.