Русские сочинения - Гоголь Н.В. - Мертвые души - Россия и русский народ в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"

Россия и русский народ в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"

Россияи русский народ в поэме Н. В. Гоголя «Мертвыедуши»
Почти у каждого писателя есть произведение,которое является делом всей его жизни,творением, в которое вложил он свои искания,сокровенные думы, душу. Для Гоголя это, безсомнения, “Мертвые души”, так и оставшиесянеоконченными после семнадцати лет работы.Поэма вызвала горячие споры и толки. В.Г.Белинскийимел все основания сказать, что вопрос о «Мертвыхдушах» столько же литературный, сколько иобщественный, результат столкновениястарых начал с новыми.Читая книгу впервые, я мало обращалвнимания на лирические размышления авторао России и русском народе. Эти прекрасныеместа даже казались неуместными всатирической поэме. Перечитав недавно “Мертвыедуши”, я вдруг открыл Гоголя как великогопатриота, убедился, как важен для всегозамысла писателя исполненный гордостиобраз Руси. За последние годы громадновырос вопрос о судьбе нашей, сегодняшнейРоссии, о ее предназначении, будущности, оспособности русского народа вновьсовершить исторический рывок. Ученые,писатели, политики и экономисты спорят обэтом. Как же не обратиться к певцу землиРусской Гоголю за советом в такое сложноевремя?
С того момента, как бричка Чичикова тиховкатилась в губернский город NN. и до того,как этот “приобретатель”поспешно уезжает из города, проходитнемного времени, но читатель успевает нетолько познакомиться с удивительнымразнообразием помещиков и чиновников, но иувидеть образ целой страны, понять “несметноебогатство русского духа”.
Писатель не отделяет помещиков ичиновников от народа, как это делаюткритики. Лично мне кажется, что неправильнотолковать, будто все помещики и чиновники,да и сам Чичиков и есть подлинные “мертвыедуши”. Так можно назвать из всех типовтолько Плюшкина, душа которого омертвела отжадности. Но сам Гоголь поясняет, что “подобноеявление редко попадается на Руси”.Здоровяка Собакевича. способного съестьцелого осетра; кутилу, враля, гуляку искандалиста Ноздрева; мечтательного лентяяМанилова; прижимистую “дубинноголовую”Коробочку; прожженноговзяточника Ивана Антоновича. Это либохозяева-кулаки, либо бесполезные люди, либоподлецы, которых Гоголь сумел «припрячь».
И эти господа, и Петрушка с Селифаном. и двамужика, спорящие, доедет ли колесо до Москвы,- часть русского народа. Но не лучшая часть.Истинный образ народа видится прежде всегов описаниях умерших крестьян. Имивосхищается и автор, и Чичиков, и помещики.Их уже нет, но в памяти людей, их знавших, ониприобретают былинный облик.
И сам Павел Иванович, разглядывая спискикупленных крестьян, будтовидит их наяву, и каждый мужик получает “свойсобственный характер”. “Пробка Степан,плотник, трезвости примерной” — читает он иначинает представлять: «А! Вот он… тотбогатырь, что в гвардию годился бы!»Дальше мысль подсказывает ему, что Степанисходил с топором все губернии, съедалхлеба на грош, а в поясе приносил, верно,рублей по сто. На протяжении несколькихстраниц знакомимся мы с разнообразнымисудьбами простых людей. Мы видим русскийнарод прежде всего полным сил, талантливым,живым, бодрым. С восторгом говорит писательи о живом, метком русском слове, чтовырывается из-под самого сердца. Россиявстает перед нами в своем величии. Не таРоссия, где чиновники берут взятки,помещики проматывают имения, крестьянепьянствуют, где плохиедороги и гостиницы. Вернее, сквозь этуРоссию писатель видит иную Русь, “птицутройку”. “Не так ли и ты Русь, что бойкаянеобгонимая тройка несешься?” И образстраны-тройки сливается с образом мастера,снарядившего “дорожный снаряд”. Гогольвидит Русь великой, указывающий путь другим,мнится ему, как обгоняет Русь иные народы игосударства, которые, “косясь,постораниваются и дают ей дорогу”.
История, к сожалению, рассудила по-иному. Неудалось нашей стране обогнать другие. Иныне здравствуют в других чинах и обличияхноздревы, Чичиковы, маниловы и Плюшкины. Ножива Русь, “птица тройка”. Верится нам,жителям России, что пророческими окажутся вбудущем слова писателя: “Поднимутсярусские движения… и увидят, как глубокозаронилось в славянскую природу то, чтоскользнуло только по природе другихнародов...”.