Русские сочинения - Гоголь Н.В. - Мертвые души - Система персонажей одного из произведений русской литературы XIX века.

Система персонажей одного из произведений русской литературы XIX века.

Система персонажей одного из произведений русской литературы XIX века.

Один за другим следуют у меня герои
один пошлее другого.
(Гоголь).
Пушкин отдал Гоголю свой сюжет, из которого сам хотел сделать что-то вроде поэмы. Это был сюжет «Мертвых душ». Гоголь
изображает большой губернский город и имения помещиков этой губернии. Крупным планом в поэме нарисованы образы
помещиков, этих «хозяев жизни», которые отвечают за судьбу народа. Автор создает типические характеры, крепостники
дворяне нередко узнавали в персонажах «Мертвых душ» самих себя. А между тем, эти образы «не портреты с ничтожных
людей; напортив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучшими других». Только эти лица высшего общества
никчемны и пошлы, они лишены знания гражданского долга, чести, совести. Отношение помещиков к афере Чичикова
обнаруживают полноту эгоистичной замкнутости и равнодушия к интересам общества, духовное и нравственное уродство. Эти
общие черты выливаются в отличительные свойства каждого душевладельца.
Стремясь создать типический образ, Гоголь использует описание усадьбы интерьер. Так, хозяйство Манилова «шло как-то
само собою».
Его поместье – это парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканность подчеркивают пустоту обитателей усадьбы.
Одинокий дом, редкие кусты сирени, серенькие избы производят гнетущее впечатление. В комнатах рядом с дорогой мебелью
стоят кресла, покрытые рогожей. А хозяин не понимает, не видит упадка своего хозяйство. По натуре Манилов обходителен,
вежлив, но все это приняло у него смешные формы. Слащавость, сентиментальность составляют сущность его характера. Даже
речь Манилова слишком туманна: «какая-нибудь этакая наука», «паренье этакое». Он никому не доставил пользы и живет
пустяками. Жизни он не знает, реальность заменяется пустыми фантазиями. Итак, Манилов – человек «так себе, ни то ни
се».
Коробочка – «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают
понемногу деньжонок в мешочки…» Она не предаются мечтаниям, как предыдущий образ, она расчетлива и занята только
накоплением и своим хозяйством. Захваченная жаждой наживы, она торгует всем: салом, пенькой, крепостными. Люди для нее –
всего лишь одушевленный товар. Она даже не удивляется странному предложению Чичикова, но боится продешевить: «Они того…
они больше как-нибудь стоят», — о отправляется в город узнать цену. Чичиков, а вместе с ним и автор, называет ее
«дубинноголовой».
В Ноздреве Гоголь подчеркивает бесцельную активность: "…он предлагал вам ехать, куда угодно, хоть на край света, войти
в какое хотите предприятие, менять все, что хотите". Но так как его начинания лишены цели, то ничто до конца Ноздрев не
доводит. В его разрозненном имении только псарня находится в отличном состоянии: среди собак он «как отец среди
семейства». Он совершенно спокойно обманывает, у него нет никаких моральных принципов. Крестьяне своим трудом создают
все блага и избавляют помещика от забот. Ноздрев привык получать то, что хочет, а если кто-то противится, он становится
опасным: «Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории». Он ведет себя развязно, грубо. Гоголь
иронически называет героя «историческим человеком».
Похожий на медведя, Собакевич обладает всеми соответствующими повадками. В его теле «совсем не было души». Мебель в
доме тоже напоминает самого хозяина. Так Гоголь достигает яркости и выразительности в описании характерных черт героя.
Он всегда заботится только о своей выгоде, и главная его цель – наполнение желудка. Собакевич «хозяйственен», умен и
практичен: он не разоряет крестьян, так как ему это невыгодно. Ко всем он относится с собственной меткой: плут и
мошенник. Собакевич знает, что все в мире продается, и заявляет Чичикову: «Извольте, готов продать». Главный герой
заключает: «Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь».
Тема нравственного падения, духовной смерти достигает своей кульминации в главе о Плюшкине. В имении поражает ветхость,
опустошение. Кажется, жизнь покинула эту деревню: «Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как
решето…» Дух смерти подчеркивает Гоголь: " никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо…"
Хозяин сам заперся от внешнего мир в своем замке. Подобно ключнице, Плюшкин – раб вещей, но не хозяин. Из-за своей
страсти он не может отличить полезные вещи от хлама: зерно и мука гибнут, а заплесневый кулич и настойка хранятся. А
когда-то Плюшкин «только был бережливым хозяином». Жажда обогащения за счет крестьян превратила его в скрягу.
От героя к герою Гоголь обнажает преступную жизнь помещиков. Образы даны по принципы все более глубокого духовного
оскудения и морального падения. Современники Гоголя считали, что мертвыми душами в поэме являются сами помещики, а
«позади мертвых душ – души живые» (Герцен). В каждом раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Рассказ Гоголя о
жизни помещиков превращается в обвинительный акт крепостнической действительности. Автор хочет разбудить таким образом
души людей, единственная цель которых в условиях крепостного право – прибирать все себе. Спасение России он видел в
уничтожении таких хозяев жизни.