Русские сочинения
-
Гоголь Н.В.
-
Мертвые души
-
Тема гражданского долга в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
Тема гражданского долга в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
Темагражданского долга в поэме Н. В. Гоголя «Мертвыедуши»
Все развитие русской литературы, особеннолитературы критического реализма, связанос именем Николая Васильевича Гоголя.Бесспорно то место, которое определил ему всвое время ВТ Белинский: «Гоголь — великийталант, гениальный поэт и первый писательсовременной России». В своихпроизведениях он выступает как писатель-гражданин,страстно влюбленный в свою страну, свойнарод, скорбящий о страданиях русских людейи произносящий приговор крепостническойРоссии.
Пафос обличение дворянско-бюрократическогообщества, чиновничье-помещичьей Россиидостиг своего апогея в поэме «Мертвыедуши». «Это глубокое по мысли,социальное общественное и историческоепроизведение». — писал Белинский.
С самого начала «Мертвые души» былизадуманы в общерусском, общенациональноммасштабе. Гоголь признавался, что «всяРусь явится в нем”. Но он не просто показалроссийскую действительность, а обнажил всеее пороки и изобразил эту действительностьв резких, сатирических тонах.
Уже в первом томе „национальной поэмы-эпопеи”обнаруживается контраст между остройкритикой дворянского общества,реалистической картиной его разложения,критикой чиновничье-борократическойсистемы страны, то есть всем этим “царствоммертвых душ», и возвышенными, нонесколько абстрактными идеалами Гоголя.Проблему общественного обновления русскойнации он ставит в прямую связь с внутренним,моральным возрождением каждого человека.Такой процесс возрождения подлеца и хотелпоказать писатель. «Припряжем подлеца»,- говорит Гоголь, пристраивая Чичикова кптице-тройке, но сделаем так, чтобы в немродился человек, который бы осозналнизменность своих целей и не только быпереродился сам, а способствовалвозрождению всей нации, всего государства.
Свою задачу Гоголя — писателя и Гоголя-человекаон также связывал с духовнымипреобразованиями в России. Очень рано, ещебудучи учащимся гимназии, он начинаетготовить себя к высокому гражданскомуслужению и решает посвятить свою жизньборьбе за общественное благо.
Значительная часть лирических раздумийавтора в поэме «Мертвые души»посвящена вопросу о судьбе и назначенииписателя-сатирика. Гоголь активно боретсяза правдивую, высокоидейную художественнуюлитературу. В начале седьмой главы он пишето двух направлениях,сложившихся в отечественной словесности. Кодному принадлежат писатели, которые неспускаются «с вершины своей к бедным иничтожным своим собратьям» и создают «тольковозвеличенные образы». К другомуотносятся те писатели, которые «выставляютвыпукло и ярко на всенародные очи»характеры обычные, повседневные,встречающиеся на “нашей земной, подчасгорькой и скучной дороге”. Сам Гогольвыбирает тернистый путь писателяроссийской действительности, пошлости икосности русского общества. Он убежден: что«автор должен сказать святую правду»своим читателям, как бы ни была она горька.
Тема гражданского долга звучит не только ввысказываниях писателя, но и в определеннойгражданской смелости, в той позиции,которую занимает автор, освещаяобщественные проблемы. «Повестьо капитане Копейкине» не толькопродолжает сквозную тему всей поэмы ипоказывает Россию мертвых душ, она как быпроливает свет на всю поэму, раздвигаетпространственные рамки изображаемого, даетпонять, что произвол, бездушие, насилиецарят во всей стране. вызывая сопротивлениеи стихийный протест. Гражданская позицияГоголя определена четко и просто: выхододин — бунт. Эта же позиция писателяподтверждается и рассказом о происшествии,случившемся в селе Вшивая спесь, гдекрестьяне, доведенные до отчаянияпритеснениями, снесли с лица земли земскуюполицию и убили заседателя Дробя. ДляГоголя это убийство — акт справедливоговозмездия.
Истинность, ценность гражданской позицииГоголя в том, что он не только любит своюродину, но и ненавидит всех ее врагов:помещиков, царских чиновников, всех тех, ктодержит Русь в крепостной и духовной кабале.«То сердце не научится любить, котороеустало ненавидеть», — писал в одном изстихотворений русский поэт К.А.Некрасов. АГоголь свою святую любовь к родине «проповедовалвраждебным словом отрицанья».
Все развитие русской литературы, особеннолитературы критического реализма, связанос именем Николая Васильевича Гоголя.Бесспорно то место, которое определил ему всвое время ВТ Белинский: «Гоголь — великийталант, гениальный поэт и первый писательсовременной России». В своихпроизведениях он выступает как писатель-гражданин,страстно влюбленный в свою страну, свойнарод, скорбящий о страданиях русских людейи произносящий приговор крепостническойРоссии.
Пафос обличение дворянско-бюрократическогообщества, чиновничье-помещичьей Россиидостиг своего апогея в поэме «Мертвыедуши». «Это глубокое по мысли,социальное общественное и историческоепроизведение». — писал Белинский.
С самого начала «Мертвые души» былизадуманы в общерусском, общенациональноммасштабе. Гоголь признавался, что «всяРусь явится в нем”. Но он не просто показалроссийскую действительность, а обнажил всеее пороки и изобразил эту действительностьв резких, сатирических тонах.
Уже в первом томе „национальной поэмы-эпопеи”обнаруживается контраст между остройкритикой дворянского общества,реалистической картиной его разложения,критикой чиновничье-борократическойсистемы страны, то есть всем этим “царствоммертвых душ», и возвышенными, нонесколько абстрактными идеалами Гоголя.Проблему общественного обновления русскойнации он ставит в прямую связь с внутренним,моральным возрождением каждого человека.Такой процесс возрождения подлеца и хотелпоказать писатель. «Припряжем подлеца»,- говорит Гоголь, пристраивая Чичикова кптице-тройке, но сделаем так, чтобы в немродился человек, который бы осозналнизменность своих целей и не только быпереродился сам, а способствовалвозрождению всей нации, всего государства.
Свою задачу Гоголя — писателя и Гоголя-человекаон также связывал с духовнымипреобразованиями в России. Очень рано, ещебудучи учащимся гимназии, он начинаетготовить себя к высокому гражданскомуслужению и решает посвятить свою жизньборьбе за общественное благо.
Значительная часть лирических раздумийавтора в поэме «Мертвые души»посвящена вопросу о судьбе и назначенииписателя-сатирика. Гоголь активно боретсяза правдивую, высокоидейную художественнуюлитературу. В начале седьмой главы он пишето двух направлениях,сложившихся в отечественной словесности. Кодному принадлежат писатели, которые неспускаются «с вершины своей к бедным иничтожным своим собратьям» и создают «тольковозвеличенные образы». К другомуотносятся те писатели, которые «выставляютвыпукло и ярко на всенародные очи»характеры обычные, повседневные,встречающиеся на “нашей земной, подчасгорькой и скучной дороге”. Сам Гогольвыбирает тернистый путь писателяроссийской действительности, пошлости икосности русского общества. Он убежден: что«автор должен сказать святую правду»своим читателям, как бы ни была она горька.
Тема гражданского долга звучит не только ввысказываниях писателя, но и в определеннойгражданской смелости, в той позиции,которую занимает автор, освещаяобщественные проблемы. «Повестьо капитане Копейкине» не толькопродолжает сквозную тему всей поэмы ипоказывает Россию мертвых душ, она как быпроливает свет на всю поэму, раздвигаетпространственные рамки изображаемого, даетпонять, что произвол, бездушие, насилиецарят во всей стране. вызывая сопротивлениеи стихийный протест. Гражданская позицияГоголя определена четко и просто: выхододин — бунт. Эта же позиция писателяподтверждается и рассказом о происшествии,случившемся в селе Вшивая спесь, гдекрестьяне, доведенные до отчаянияпритеснениями, снесли с лица земли земскуюполицию и убили заседателя Дробя. ДляГоголя это убийство — акт справедливоговозмездия.
Истинность, ценность гражданской позицииГоголя в том, что он не только любит своюродину, но и ненавидит всех ее врагов:помещиков, царских чиновников, всех тех, ктодержит Русь в крепостной и духовной кабале.«То сердце не научится любить, котороеустало ненавидеть», — писал в одном изстихотворений русский поэт К.А.Некрасов. АГоголь свою святую любовь к родине «проповедовалвраждебным словом отрицанья».