Русские сочинения
-
Гоголь Н.В.
-
Мертвые души
-
"ТВОРЕНЬЕ ЧИСТО РУССКОЕ, НАЦИОНАЛЬНОЕ, ВЫХВАЧЕННОЕ ИЗ ТАЙНИКОВ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ"
"ТВОРЕНЬЕ ЧИСТО РУССКОЕ, НАЦИОНАЛЬНОЕ, ВЫХВАЧЕННОЕ ИЗ ТАЙНИКОВ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ"
Поэма “Мертвые
души” была написана в период 30-40-х годов XIX
века,
когда в России царило жестокое
самодержавие. Господствующий класс —
дворянство — стремился затормозить
развитие России, сохранить существовавшие
экономические и общественные отношения,
обеспечивавшие его привилегии.
Обездоленные, обнищавшие, жестоко
эксплуатируемые крестьяне отвечали на
усиливавшийся гнет волной
восстаний. Нарастал социальный протест. Эту
обстановку в стране отобразил Н.В. Гоголь в
своей поэме “Мертвые души”. “Мертвые души”
названы поэмой, и в этом авторском выборе
жанра, удивлявшем многих,— абсолютная
правота и художественная точность. Поэма —
образец совершенной органичной формы,
соединившей речевые и образные пласты
разных эпох.
“Мертвые
души” — это чисто народное произведение.
Жизнь крестьян — это фон, на котором
разворачивается все действие. Рабское
состояние, вечное ожидание порки, ругани
сделали одних тупыми и бестолковыми.
Молчаливый, тупой Петруха, читая книги,
следит за тем, как из отдельных букв
получаются какие-то слова. Девочка Пелагея
“не знает, где право, где лево”. Однако
Гоголь показывает не только забитого,
запуганного мужика,
он не мог не рассказать о нарастающем
протесте крестьянства: и громадное
количество беглых у Плюшкина, и расправа
крестьян с земской полицией, и размышления
и опасения обы-. вателей и чиновников по
поводу переселения крестьян — все это
говорит о крестьянских волнениях. Гоголь
восхищается трудолюбием русских крестьян,
их выносливостью, физической силой, умением
работать. Любая работа спорится в их руках.
Экипажи каретника Михеева славились на всю
округу. Плотник Степан Пробка “все
губернию исходил с
топором за поясом и сапогами на плечах”.
Голодные, босые, раздетые крепостные
создавали громадные ценности, были
настоящими тружениками. Однако все, что
производилось их тяжелым трудом,
проедалось, пропивалось ноздревыми,
маниловыми, собакевичами. Помещичьи кутежи,
балы, обеды и ярмарки — все это на
крестьянские оброки. А русский народ,
угнетаемый этими ничтожными, пошлыми
людьми-уродами, полон сил, таланта, вызывает
глубокое сочувствие и восхищение. Бойкий,
насмешливый ум народа, острая
наблюдательность живо выражается в его
речи, песнях, которые “зовут и рыдают, и
хватают за сердце”. Гоголь видит силы,
талантливость русского народа, он видит
впереди его великое будущее, знает, что на
этом необъятном просторе развернется народ-богатырь.
Изучая “Мертвые
души”, необходимо всегда иметь в виду
методологически важное высказывание
Белинского: “Нельзя ошибочнее смотреть на
“Мертвые души” и грубее их понимать, как
видя в них сатиру”. Нет, это не сатирическое
произведение, а произведение о жизни
народной. Гоголь
в “Мертвых душах” совершенно отрекается
от малороссийского элемента и становится
русским, национальным поэтом во всем
величии этого слова. Да и поэма его истинно
национальная, русская. При каждом ее слове
можно говорить: “Здесь русский дух, здесьРусью
пахнет”.
Русью
пахнет”. Поэма затрагивает живые,
современные национальные вопросы в
тогдашней России: уничтожение крепостного
права, отмена телесного наказания, строгое
выполнение хотя бы тех законов, которые уже
есть.
Тема народа
в “Мертвых душах” тесно соединяется с
темой, Родины. Беспощадно критикуя
общественный строй, существовавший в
стране, писатель был уверен в славном
будущем русской земли, ее грядущем расцвете.
Эта убежденность возникла из живого
ощущения огромной творческой энергии,
которая таилась в недрах народа. Образ
России выступает в поэме как олицетворение
всего великого, на что способен русский
народ. Гоголь предугадывает рождение
богатырских сил внутри России, он убежден в
том, что ей предстоят великие исторические
свершения. “Мертвые души”
—
произведение глубоко патриотическое,
национальное. Оно беспощадно обличало тех,
кто мешал процветанию родной страны. Оно
проникнуто горячей верой в великое будущее
России, служит тому, чтобы это будущее
скорее наступило. “Мертвые души” —
подлинно народное произведение, ибо оно
было направлено против верхов общества,
угнетавших народ, оказывало громадное
воздействие на формирование
революционного сознания, содействовало
росту освободительного движения в России.
Поэма
актуальна и в наши дни. Она тесно
перекликается с современной общественно-политической
жизнью. Многие злободневные проблемы,
затрагиваемые в поэме, не решены и по сей
день. Гоголь, являясь яростным обличителем
господствующего класса, с нескрываемой
злобой относится к чиновничьему аппарату,
обличая тупость, жадность, взяточничество.
Он ставит на первое место народ с его
духовным богатством и нравственной
чистотой.
Заканчивая
сочинение, хочу сказать, что полностью
согласен со словами В. Белинского о поэме Н.
Гоголя “Мертвые души” и считаю, что
великий критик сказанным как нельзя лучше и
точнее выразил суть и духовное значение
этой книги.
души” была написана в период 30-40-х годов XIX
века,
когда в России царило жестокое
самодержавие. Господствующий класс —
дворянство — стремился затормозить
развитие России, сохранить существовавшие
экономические и общественные отношения,
обеспечивавшие его привилегии.
Обездоленные, обнищавшие, жестоко
эксплуатируемые крестьяне отвечали на
усиливавшийся гнет волной
восстаний. Нарастал социальный протест. Эту
обстановку в стране отобразил Н.В. Гоголь в
своей поэме “Мертвые души”. “Мертвые души”
названы поэмой, и в этом авторском выборе
жанра, удивлявшем многих,— абсолютная
правота и художественная точность. Поэма —
образец совершенной органичной формы,
соединившей речевые и образные пласты
разных эпох.
“Мертвые
души” — это чисто народное произведение.
Жизнь крестьян — это фон, на котором
разворачивается все действие. Рабское
состояние, вечное ожидание порки, ругани
сделали одних тупыми и бестолковыми.
Молчаливый, тупой Петруха, читая книги,
следит за тем, как из отдельных букв
получаются какие-то слова. Девочка Пелагея
“не знает, где право, где лево”. Однако
Гоголь показывает не только забитого,
запуганного мужика,
он не мог не рассказать о нарастающем
протесте крестьянства: и громадное
количество беглых у Плюшкина, и расправа
крестьян с земской полицией, и размышления
и опасения обы-. вателей и чиновников по
поводу переселения крестьян — все это
говорит о крестьянских волнениях. Гоголь
восхищается трудолюбием русских крестьян,
их выносливостью, физической силой, умением
работать. Любая работа спорится в их руках.
Экипажи каретника Михеева славились на всю
округу. Плотник Степан Пробка “все
губернию исходил с
топором за поясом и сапогами на плечах”.
Голодные, босые, раздетые крепостные
создавали громадные ценности, были
настоящими тружениками. Однако все, что
производилось их тяжелым трудом,
проедалось, пропивалось ноздревыми,
маниловыми, собакевичами. Помещичьи кутежи,
балы, обеды и ярмарки — все это на
крестьянские оброки. А русский народ,
угнетаемый этими ничтожными, пошлыми
людьми-уродами, полон сил, таланта, вызывает
глубокое сочувствие и восхищение. Бойкий,
насмешливый ум народа, острая
наблюдательность живо выражается в его
речи, песнях, которые “зовут и рыдают, и
хватают за сердце”. Гоголь видит силы,
талантливость русского народа, он видит
впереди его великое будущее, знает, что на
этом необъятном просторе развернется народ-богатырь.
Изучая “Мертвые
души”, необходимо всегда иметь в виду
методологически важное высказывание
Белинского: “Нельзя ошибочнее смотреть на
“Мертвые души” и грубее их понимать, как
видя в них сатиру”. Нет, это не сатирическое
произведение, а произведение о жизни
народной. Гоголь
в “Мертвых душах” совершенно отрекается
от малороссийского элемента и становится
русским, национальным поэтом во всем
величии этого слова. Да и поэма его истинно
национальная, русская. При каждом ее слове
можно говорить: “Здесь русский дух, здесьРусью
пахнет”.
Русью
пахнет”. Поэма затрагивает живые,
современные национальные вопросы в
тогдашней России: уничтожение крепостного
права, отмена телесного наказания, строгое
выполнение хотя бы тех законов, которые уже
есть.
Тема народа
в “Мертвых душах” тесно соединяется с
темой, Родины. Беспощадно критикуя
общественный строй, существовавший в
стране, писатель был уверен в славном
будущем русской земли, ее грядущем расцвете.
Эта убежденность возникла из живого
ощущения огромной творческой энергии,
которая таилась в недрах народа. Образ
России выступает в поэме как олицетворение
всего великого, на что способен русский
народ. Гоголь предугадывает рождение
богатырских сил внутри России, он убежден в
том, что ей предстоят великие исторические
свершения. “Мертвые души”
—
произведение глубоко патриотическое,
национальное. Оно беспощадно обличало тех,
кто мешал процветанию родной страны. Оно
проникнуто горячей верой в великое будущее
России, служит тому, чтобы это будущее
скорее наступило. “Мертвые души” —
подлинно народное произведение, ибо оно
было направлено против верхов общества,
угнетавших народ, оказывало громадное
воздействие на формирование
революционного сознания, содействовало
росту освободительного движения в России.
Поэма
актуальна и в наши дни. Она тесно
перекликается с современной общественно-политической
жизнью. Многие злободневные проблемы,
затрагиваемые в поэме, не решены и по сей
день. Гоголь, являясь яростным обличителем
господствующего класса, с нескрываемой
злобой относится к чиновничьему аппарату,
обличая тупость, жадность, взяточничество.
Он ставит на первое место народ с его
духовным богатством и нравственной
чистотой.
Заканчивая
сочинение, хочу сказать, что полностью
согласен со словами В. Белинского о поэме Н.
Гоголя “Мертвые души” и считаю, что
великий критик сказанным как нельзя лучше и
точнее выразил суть и духовное значение
этой книги.