ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ ДУШИ В ТВОРЧЕСТВЕ ГОГОЛЯ.
ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ ДУШИ В ТВОРЧЕСТВЕГОГОЛЯ.
При издании “Мертвых душ” Гоголь пожелалсам оформить титульный лист. На нем былаизображена коляска Чичикова, символизиующаяпуть России, а вокруг — множествочеловеческих черепов. Опубликовать именноэтот титульный лист было очень важно дляГоголя, так же как и то, чтобы его книгавышла в свет одновременно с картинойИванова “Явление Христа народу”. Темажизни и смерти, возрождения красной нитьюпроходит через творчество Гоголя. Своюзадачу Гоголь видел в исправлении инаправлении на истинный путь сердецчеловеческих, и попытки эти былипредприняты через театр, в гражданскойдеятельности, преподавании и, наконец, втворчестве. “Неча на зеркало пенять, колирожа крива” — гласит пословица, взятаяэпиграфом к “Ревизору”. Пьеса и являетсяэтим зеркалом, в которое должен былпосмотреться зритель, чтобы увидеть иискоренить свои никчемные страсти. Гогольсчитал, что, лишь указывая людям на ихнедостатки, он может исправить их иоживить души. Нарисовав страшную картину ихпадения, он заставляет читателя ужаснутьсяи задуматься. В “Вечерах на хуторе близДиканьки” кузнец Вакула “малюет черта* смыслью о спасении. Подобно своему герою,Гоголь продолжает изображать чертей вовсех последующих произведениях, чтобы спомощью смехапригвоздить к позорному столбу порокичеловеческие. “В религиозном пониманииГоголя черт есть мистическая сущность иреальное существо, в которомсосредоточилось отрицание Бога, вечное зло.Гоголь как художник при свете смехаисследует природу этой мистическойсущности; как человек оружием смеха боретсяс этим реальным существом: смех Гоголя — борьба человека с чертом”, — писалМережковский. Хочется добавить, что смехГоголя — это и борьба с адом за “душу живую”.
“Ревизор” не принес желаемого результата,несмотря на то что пьеса имела большойуспех. Современники Гоголя не смогли оценитьее значение. Задачи, которые писательпытался решить путем воздействия черезтеатр на зрителя, не были выполнены. Гогольосознает необходимость иной формы и иныхпутей воздействия на человека. Его “Мертвыедуши” — это синтез всех возможных путейборьбы за души человеческие. Произведениевмещает в себя как прямой пафос и поучения,так и художественную проповедь, иллюстрированнуюизображением самих мертвых душ — помещикови городских чиновников. Лирическиеотступления также придают произведениюсмысл художественной проповеди и подводятсвоеобразный итог изображенным страшнымкартинам жизни и быта. Апеллируя ко всемучеловечеству в целом и рассматривая пути духовноговоскресения, оживления. Гоголь в лирическихотступлениях указывает на то, что “тьма изло заложены не в социальных оболочкахнарода, а в духовном ядре” (Н. Бердяев).Предметом изучения писателя и становятсядуши человеческие, изображенные в страшныхкартинах “недолжной” жизни.
Уже в самом названии “Мертвых душ” Гоголемопределена его задача. Последовательноевыявление мертвых душ на “маршруте”Чичикова влечет за собой вопрос: в чемпричины той мертвечины? Одна из главныхсостоит в том, что люди забыли свое прямоеназначение. Еще в “Ревизоре” чиновникиуездного города заняты всем, чем угодно, нотолько не своими прямыми обязанностями. •Они представляют собой скопищебездельников, сидящих не на своем месте. Всудебной конторе разводятся гуси, разговорвместо государственных дел идет о борзыхсобаках, а в “Мертвых душах” глава и отецгорода губернатор занят вышивкой по тюлю.Люди эти потеряли свое место на земле, этоуже указывает на некоторое ихпромежуточное состояние — они между жизньюземной и жизнью потусторонней. Городскиечиновники в “Мертвых душах”, “Шинели”также заняты лишь пустословием и бездельем.Вся заслуга губернатора города N состоит втом, что он посадил “роскошный” сад из трехжалких деревьев. Стоит отметить, что сад какметафора души часто используется Гоголем (вспомнимпро сад у Плюшкина). Эти три чахлых деревца — олицетворение душ городских обитателей.Души их так же близки к смерти, как этинесчастные посадки губернатора. Помещики “Мертвыхдуш” тоже забыли о своих обязанностях,начиная с Манилова, который вообще непомнит, сколько у него крестьян.Ущербность его подчеркивается детальнымописанием его быта — недоделаннымикреслами, вечно пьяной и вечно спящейдворней. Он не отец и не хозяин своимкрестьянам: настоящий помещик, попатриархальным представлениямхристианской России, должен служитьнравственным примером для своих детей — крестьян, как сюзерен для своих вассалов. Ночеловек, забывший Бога, человек, у которогоатрофировалось понятие о грехе, никак неможет быть примером. Обнажается вторая и неменее важная причина омертвления душ поГоголю — это отказ от Бога. По дорогеЧичикову не встретилась ни одна церковь. “Какиеискривленные и неисповедимые путивыбирало человечество”, — восклицаетГоголь. Дорога России видится ему ужасной,полной падений, болотных огней и соблазнов.Но все-таки это дорога к Храму, ибо в главе оПлюшкине мы встречаем две церкви; готовитсяпереход ко второму тому — Чистилищу изпервого — адского.
Этот переход размыт и непрочен, как инамеренно размыта Гоголем в первом томеантитеза “живой — мертвый”. Гоголь намеренноделает нечеткими границы между живым имертвым, и эта антитеза обретаетметафорический смысл. Предприятие Чичиковапредстает перед нами как некий крестовыйпоход. Он как бы собирает по разнымкругам ада тени покойников с целью вывестиих к настоящей, живой жизни. Маниловинтересуется, с землей ли хочет купить душиЧичиков. “Нет, на вывод”, — отвечает Чичиков.Можно предположить, что Гоголь здесь имеетв виду вывод из ада. Именно Чичикову даносделать это — в поэме он один имеетхристианское имя — Павел, которое еще к томуже намекает на апостола Павла. Начинаетсяборьба за оживление, то есть за превращениегрешных, мертвых душ в живые на великом путиРоссии к “хранине, назначенной царю вчертог”. Но на этом пути встречается “товарво всех отношениях живой” — это крестьяне.Они оживают в поэтичном описанииСобакевича, потом в размышлениях ПавлаЧичикова как апостола и самого автора.Живыми оказываются те, которые положили “душувсю за други своя”, тоесть люди самоотверженные и, не в примерзабывшим о своем долге чиновникам,делавшие свое дело. Это Степан Пробка,каретник Михеев, сапожник МаксимТелятников, кирпичник Милушкин.
Оживают крестьяне при переписыванииЧичиковым списка купленных душ, когда самавтор начинает говорить голосом своегогероя. В Евангелии сказано: “кто захочетспасти душу свою, тот ее р потеряет”.Вспомним опять-таки Акакия Акакиевича, которыйпытался сэкономить на чем угодно, лишь бызаполучить замену живой души — мертвуюшинель. Его смерть, хоть она и вызываетсочувствие, не была переходом в лучший мир,а только превратила его в бесплодную тень,наподобие теней-призраков в царстве Аида.Так, житийная оболочка этой повестинаполнена вовсе не житийными подвигами.Весь аскетизм и все отшельничество АкакияАкакиевича направлены не на спасение души,а на получение эрзаца шинели. Ситуация этатакже обыгрывается в повести “ИванФедорович Шпонька и его тетушка”. Там восне героя жена превращается в материю, изкоторой “все шьют сюртуки”. Слово “жена”в произведениях Гоголя часто замещаетсясловом “душа”. “Душа моя”, — обращаются ксвоим женам Манилов и Собакевич.
Но движение в сторону омертвления в “Шинели”(Акакий Акакиевич становится тенью) и в “Ревизоре”(немая сцена), в “Мертвых душах”используется как бы с обратным знаком.История Чичикова также дана как житие.Маленький Павлуша в детстве всех поражалсвоей скромностью, но затем он начинаетжить только “для копейки”. Позднее Чичиковпредстает перед обитателями города N какнекий Ринальдо Ринальдини или Копейкин,защитник несчастных. Несчастные — это души,обреченные адским страданиям. Он кричит: “Онине мертвые, не мертвые!” Чичиков выступаетих защитником. Примечательно, что Чичиковдаже возит с собой саблю, как апостол Павел,у которого был меч.
Самое знаменательное превращениепроисходит при встрече апостола Павла сапостолом-рыболовом Плюшкиным. “Вон нашрыболов пошел на охоту”, — говорят о неммужики. В этой метафоре заложен глубокийсмысл “вылавливания душ человеческих”.Плюшкин, в рубище, как святой подвижник,вспоминает о том, что он должен был “вылавливать”и собирать вместо бесполезных вещей — этидуши человеческие. “Святители мои!” — восклицает он, когда эта мысль озаряет егоподсознание. Читателю также сообщаетсяжитие Плюшкина, что в корне отличает его отдругих помещиков и сближает с Чичиковым. Измира античности Чичиков попадает в мирраннехристианский двух церквей Плюшкина.Используются платоновские ассоциацииуподобления души человека упряжке коней (гравюрав доме Плюшкина), вылезающих из грязи.Чичиков и представляет Плюшкина где-то уцерковных дверей.
Лирическая стихия после посещения ПлюшкинаЧичиковым все больше и больше захватываетроман. Одним из самых одухотворенныхобразов является губернаторская дочка, ееобраз написан совсем в другом ключе. ЕслиПлюшкину и Чичикову еще предстоитвспомнить о своем назначении спасения душ,то губернаторская дочка, подобно Беатриче,указывает путь к духовному преображению.Такого образа нет ни в “Шинели”, ни в “Ревизоре”.В лирических отступлениях вырисовываетсяобраз другого мира. Чичиков выезжает из адас надеждой о возрождении душ, превращенииих в живые.
При издании “Мертвых душ” Гоголь пожелалсам оформить титульный лист. На нем былаизображена коляска Чичикова, символизиующаяпуть России, а вокруг — множествочеловеческих черепов. Опубликовать именноэтот титульный лист было очень важно дляГоголя, так же как и то, чтобы его книгавышла в свет одновременно с картинойИванова “Явление Христа народу”. Темажизни и смерти, возрождения красной нитьюпроходит через творчество Гоголя. Своюзадачу Гоголь видел в исправлении инаправлении на истинный путь сердецчеловеческих, и попытки эти былипредприняты через театр, в гражданскойдеятельности, преподавании и, наконец, втворчестве. “Неча на зеркало пенять, колирожа крива” — гласит пословица, взятаяэпиграфом к “Ревизору”. Пьеса и являетсяэтим зеркалом, в которое должен былпосмотреться зритель, чтобы увидеть иискоренить свои никчемные страсти. Гогольсчитал, что, лишь указывая людям на ихнедостатки, он может исправить их иоживить души. Нарисовав страшную картину ихпадения, он заставляет читателя ужаснутьсяи задуматься. В “Вечерах на хуторе близДиканьки” кузнец Вакула “малюет черта* смыслью о спасении. Подобно своему герою,Гоголь продолжает изображать чертей вовсех последующих произведениях, чтобы спомощью смехапригвоздить к позорному столбу порокичеловеческие. “В религиозном пониманииГоголя черт есть мистическая сущность иреальное существо, в которомсосредоточилось отрицание Бога, вечное зло.Гоголь как художник при свете смехаисследует природу этой мистическойсущности; как человек оружием смеха боретсяс этим реальным существом: смех Гоголя — борьба человека с чертом”, — писалМережковский. Хочется добавить, что смехГоголя — это и борьба с адом за “душу живую”.
“Ревизор” не принес желаемого результата,несмотря на то что пьеса имела большойуспех. Современники Гоголя не смогли оценитьее значение. Задачи, которые писательпытался решить путем воздействия черезтеатр на зрителя, не были выполнены. Гогольосознает необходимость иной формы и иныхпутей воздействия на человека. Его “Мертвыедуши” — это синтез всех возможных путейборьбы за души человеческие. Произведениевмещает в себя как прямой пафос и поучения,так и художественную проповедь, иллюстрированнуюизображением самих мертвых душ — помещикови городских чиновников. Лирическиеотступления также придают произведениюсмысл художественной проповеди и подводятсвоеобразный итог изображенным страшнымкартинам жизни и быта. Апеллируя ко всемучеловечеству в целом и рассматривая пути духовноговоскресения, оживления. Гоголь в лирическихотступлениях указывает на то, что “тьма изло заложены не в социальных оболочкахнарода, а в духовном ядре” (Н. Бердяев).Предметом изучения писателя и становятсядуши человеческие, изображенные в страшныхкартинах “недолжной” жизни.
Уже в самом названии “Мертвых душ” Гоголемопределена его задача. Последовательноевыявление мертвых душ на “маршруте”Чичикова влечет за собой вопрос: в чемпричины той мертвечины? Одна из главныхсостоит в том, что люди забыли свое прямоеназначение. Еще в “Ревизоре” чиновникиуездного города заняты всем, чем угодно, нотолько не своими прямыми обязанностями. •Они представляют собой скопищебездельников, сидящих не на своем месте. Всудебной конторе разводятся гуси, разговорвместо государственных дел идет о борзыхсобаках, а в “Мертвых душах” глава и отецгорода губернатор занят вышивкой по тюлю.Люди эти потеряли свое место на земле, этоуже указывает на некоторое ихпромежуточное состояние — они между жизньюземной и жизнью потусторонней. Городскиечиновники в “Мертвых душах”, “Шинели”также заняты лишь пустословием и бездельем.Вся заслуга губернатора города N состоит втом, что он посадил “роскошный” сад из трехжалких деревьев. Стоит отметить, что сад какметафора души часто используется Гоголем (вспомнимпро сад у Плюшкина). Эти три чахлых деревца — олицетворение душ городских обитателей.Души их так же близки к смерти, как этинесчастные посадки губернатора. Помещики “Мертвыхдуш” тоже забыли о своих обязанностях,начиная с Манилова, который вообще непомнит, сколько у него крестьян.Ущербность его подчеркивается детальнымописанием его быта — недоделаннымикреслами, вечно пьяной и вечно спящейдворней. Он не отец и не хозяин своимкрестьянам: настоящий помещик, попатриархальным представлениямхристианской России, должен служитьнравственным примером для своих детей — крестьян, как сюзерен для своих вассалов. Ночеловек, забывший Бога, человек, у которогоатрофировалось понятие о грехе, никак неможет быть примером. Обнажается вторая и неменее важная причина омертвления душ поГоголю — это отказ от Бога. По дорогеЧичикову не встретилась ни одна церковь. “Какиеискривленные и неисповедимые путивыбирало человечество”, — восклицаетГоголь. Дорога России видится ему ужасной,полной падений, болотных огней и соблазнов.Но все-таки это дорога к Храму, ибо в главе оПлюшкине мы встречаем две церкви; готовитсяпереход ко второму тому — Чистилищу изпервого — адского.
Этот переход размыт и непрочен, как инамеренно размыта Гоголем в первом томеантитеза “живой — мертвый”. Гоголь намеренноделает нечеткими границы между живым имертвым, и эта антитеза обретаетметафорический смысл. Предприятие Чичиковапредстает перед нами как некий крестовыйпоход. Он как бы собирает по разнымкругам ада тени покойников с целью вывестиих к настоящей, живой жизни. Маниловинтересуется, с землей ли хочет купить душиЧичиков. “Нет, на вывод”, — отвечает Чичиков.Можно предположить, что Гоголь здесь имеетв виду вывод из ада. Именно Чичикову даносделать это — в поэме он один имеетхристианское имя — Павел, которое еще к томуже намекает на апостола Павла. Начинаетсяборьба за оживление, то есть за превращениегрешных, мертвых душ в живые на великом путиРоссии к “хранине, назначенной царю вчертог”. Но на этом пути встречается “товарво всех отношениях живой” — это крестьяне.Они оживают в поэтичном описанииСобакевича, потом в размышлениях ПавлаЧичикова как апостола и самого автора.Живыми оказываются те, которые положили “душувсю за други своя”, тоесть люди самоотверженные и, не в примерзабывшим о своем долге чиновникам,делавшие свое дело. Это Степан Пробка,каретник Михеев, сапожник МаксимТелятников, кирпичник Милушкин.
Оживают крестьяне при переписыванииЧичиковым списка купленных душ, когда самавтор начинает говорить голосом своегогероя. В Евангелии сказано: “кто захочетспасти душу свою, тот ее р потеряет”.Вспомним опять-таки Акакия Акакиевича, которыйпытался сэкономить на чем угодно, лишь бызаполучить замену живой души — мертвуюшинель. Его смерть, хоть она и вызываетсочувствие, не была переходом в лучший мир,а только превратила его в бесплодную тень,наподобие теней-призраков в царстве Аида.Так, житийная оболочка этой повестинаполнена вовсе не житийными подвигами.Весь аскетизм и все отшельничество АкакияАкакиевича направлены не на спасение души,а на получение эрзаца шинели. Ситуация этатакже обыгрывается в повести “ИванФедорович Шпонька и его тетушка”. Там восне героя жена превращается в материю, изкоторой “все шьют сюртуки”. Слово “жена”в произведениях Гоголя часто замещаетсясловом “душа”. “Душа моя”, — обращаются ксвоим женам Манилов и Собакевич.
Но движение в сторону омертвления в “Шинели”(Акакий Акакиевич становится тенью) и в “Ревизоре”(немая сцена), в “Мертвых душах”используется как бы с обратным знаком.История Чичикова также дана как житие.Маленький Павлуша в детстве всех поражалсвоей скромностью, но затем он начинаетжить только “для копейки”. Позднее Чичиковпредстает перед обитателями города N какнекий Ринальдо Ринальдини или Копейкин,защитник несчастных. Несчастные — это души,обреченные адским страданиям. Он кричит: “Онине мертвые, не мертвые!” Чичиков выступаетих защитником. Примечательно, что Чичиковдаже возит с собой саблю, как апостол Павел,у которого был меч.
Самое знаменательное превращениепроисходит при встрече апостола Павла сапостолом-рыболовом Плюшкиным. “Вон нашрыболов пошел на охоту”, — говорят о неммужики. В этой метафоре заложен глубокийсмысл “вылавливания душ человеческих”.Плюшкин, в рубище, как святой подвижник,вспоминает о том, что он должен был “вылавливать”и собирать вместо бесполезных вещей — этидуши человеческие. “Святители мои!” — восклицает он, когда эта мысль озаряет егоподсознание. Читателю также сообщаетсяжитие Плюшкина, что в корне отличает его отдругих помещиков и сближает с Чичиковым. Измира античности Чичиков попадает в мирраннехристианский двух церквей Плюшкина.Используются платоновские ассоциацииуподобления души человека упряжке коней (гравюрав доме Плюшкина), вылезающих из грязи.Чичиков и представляет Плюшкина где-то уцерковных дверей.
Лирическая стихия после посещения ПлюшкинаЧичиковым все больше и больше захватываетроман. Одним из самых одухотворенныхобразов является губернаторская дочка, ееобраз написан совсем в другом ключе. ЕслиПлюшкину и Чичикову еще предстоитвспомнить о своем назначении спасения душ,то губернаторская дочка, подобно Беатриче,указывает путь к духовному преображению.Такого образа нет ни в “Шинели”, ни в “Ревизоре”.В лирических отступлениях вырисовываетсяобраз другого мира. Чичиков выезжает из адас надеждой о возрождении душ, превращенииих в живые.