Сатира Гоголя
В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное
стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству
Гоголя: «Питая ненавистью грудь, уста вооружив сатирой, проходит он
тернистый путь с своей карающею лирой».
В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гоголя, ведь
сатира — это злое, саркастическое высмеивание не просто
общечеловеческих недостатков, но и социальных пороков. Это смех не
добрый, иногда «сквозь невидимые миру слезы», потому что (а так
считал Гоголь) именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей
жизни может служить к его исправлению. Смех — это оружие, острое,
боевое оружие, при помощи которого писатель всю жизнь боролся с
«мерзостями русской действительности».
Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов
и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к
описанию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от
внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков,
ни подлость и ничтожество обывателей. «Миргород», «Арабески»,
«Ревизор», «Женитьба», «Нос», «Мертвые души» — едкая сатира на
существующую действительность. Гоголь стал первым из русских
писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение
отрицательные явления жизни. Белинский называл Гоголя главой
новой реалистической школы: «Со временем выхода в свет „Миргорода“
и „Ревизора“ русская литература приняла совершенно новое
направление». Критик считал, что «совершенная истина жизни в
повестях Гоголя тесно соединяется с простотой смысла. Он не льстит
жизни, но не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в
ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и
ее безобразия».
Писатель-сатирик, обращаясь к «тени мелочей», к «холодным,
раздробленным, повседневным характерам», должен обладать тонким
чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к природе.
Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не
отрекся от него и стал им, взяв девизом своего творчества следующие
слова: «Кто же, как не автор, должен сказать святую правду!» Только
истинный сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться
вывести на свет горькую правду, чтобы содействовать своим
творчеством расшатыванию феодально-крепостнического строя, тем
самым способствуя движению России вперед.
В «Ревизоре» Гоголь «собрал в одну кучу все дурное в России», вывел
целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов, врунов и
т.п. В «Ревизоре» все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города
принимает за ревизора из столицы пустомелю, человека «с
необыкновенной легкостью в мыслях», преображение Хлестакова из
трусливого «елистратишки» в «генерала» (ведь окружающие принимают
его именно за генерала), сцена вранья Хлестакова, сцена признания в
любви сразу двум дамам, и, конечно же, развязка и немая сцена
комедии.
Гоголь не показал в своей комедии «положительного героя».
Положительным началом в «Ревизоре», в котором воплотился высокий
нравственный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его
сатиры, стал «смех», единственное «честное лицо» в комедии. Это был
смех, писал Гоголь, «который весь излетает из светлой природы
человека… потому что на дне ее заключен вечно бьющий родник его,
который углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что
проскользнуло бы, без проницаемой силы которого мелочь и пустота
жизни не испугали бы так человека».
Сатирически изображая дворянство и чиновничье общество,
никчемность их существования, паразитизм, эксплуатацию народа,
Гоголь бесконечно любит родную страну и ее народ. Злая сатира
служит именно этой великой любви. Порицая все дурное в
общественном и государственном строе России, автор прославляет ее
народ, силы которого не находят себе выхода в крепостной Руси. С
глубокой любовью пишет Гоголь о народе. Здесь уже нет обличающей
сатиры, только проскальзывает грусть о некоторых сторонах жизни
народа, порожденных крепостничеством. Писателю присущ оптимизм,
он глубоко верит в светлое будущее России. Завершить работу хотелось
бы строками Некрасова:
Со всех сторон его клянут,
И только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он, ненавидя.
стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству
Гоголя: «Питая ненавистью грудь, уста вооружив сатирой, проходит он
тернистый путь с своей карающею лирой».
В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гоголя, ведь
сатира — это злое, саркастическое высмеивание не просто
общечеловеческих недостатков, но и социальных пороков. Это смех не
добрый, иногда «сквозь невидимые миру слезы», потому что (а так
считал Гоголь) именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей
жизни может служить к его исправлению. Смех — это оружие, острое,
боевое оружие, при помощи которого писатель всю жизнь боролся с
«мерзостями русской действительности».
Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов
и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к
описанию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от
внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков,
ни подлость и ничтожество обывателей. «Миргород», «Арабески»,
«Ревизор», «Женитьба», «Нос», «Мертвые души» — едкая сатира на
существующую действительность. Гоголь стал первым из русских
писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение
отрицательные явления жизни. Белинский называл Гоголя главой
новой реалистической школы: «Со временем выхода в свет „Миргорода“
и „Ревизора“ русская литература приняла совершенно новое
направление». Критик считал, что «совершенная истина жизни в
повестях Гоголя тесно соединяется с простотой смысла. Он не льстит
жизни, но не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в
ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и
ее безобразия».
Писатель-сатирик, обращаясь к «тени мелочей», к «холодным,
раздробленным, повседневным характерам», должен обладать тонким
чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к природе.
Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не
отрекся от него и стал им, взяв девизом своего творчества следующие
слова: «Кто же, как не автор, должен сказать святую правду!» Только
истинный сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться
вывести на свет горькую правду, чтобы содействовать своим
творчеством расшатыванию феодально-крепостнического строя, тем
самым способствуя движению России вперед.
В «Ревизоре» Гоголь «собрал в одну кучу все дурное в России», вывел
целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов, врунов и
т.п. В «Ревизоре» все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города
принимает за ревизора из столицы пустомелю, человека «с
необыкновенной легкостью в мыслях», преображение Хлестакова из
трусливого «елистратишки» в «генерала» (ведь окружающие принимают
его именно за генерала), сцена вранья Хлестакова, сцена признания в
любви сразу двум дамам, и, конечно же, развязка и немая сцена
комедии.
Гоголь не показал в своей комедии «положительного героя».
Положительным началом в «Ревизоре», в котором воплотился высокий
нравственный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его
сатиры, стал «смех», единственное «честное лицо» в комедии. Это был
смех, писал Гоголь, «который весь излетает из светлой природы
человека… потому что на дне ее заключен вечно бьющий родник его,
который углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что
проскользнуло бы, без проницаемой силы которого мелочь и пустота
жизни не испугали бы так человека».
Сатирически изображая дворянство и чиновничье общество,
никчемность их существования, паразитизм, эксплуатацию народа,
Гоголь бесконечно любит родную страну и ее народ. Злая сатира
служит именно этой великой любви. Порицая все дурное в
общественном и государственном строе России, автор прославляет ее
народ, силы которого не находят себе выхода в крепостной Руси. С
глубокой любовью пишет Гоголь о народе. Здесь уже нет обличающей
сатиры, только проскальзывает грусть о некоторых сторонах жизни
народа, порожденных крепостничеством. Писателю присущ оптимизм,
он глубоко верит в светлое будущее России. Завершить работу хотелось
бы строками Некрасова:
Со всех сторон его клянут,
И только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он, ненавидя.