Русские сочинения
-
Гоголь Н.В.
-
Ревизор
-
Идейно-художественное своеобразие комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
Идейно-художественное своеобразие комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
Идейно-художественноесвоеобразие комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
В одном из своих писем Н.В. Гоголь,комментируя пьесу «Ревизор», котораябыла неоднозначно принята в русскомобществе после ее появления в печати и натеатральной сцене, писал: " В «Ревизоре»я решился собрать в одну кучу все дурное иодним разом посмеяться над всем". Этотзамысел нашел блестящее воплощение в пьесе.
Писатель практически отказывается оттрадиций классицизма и создает социально-политическуюкомедию, которая представляет собойширокую картину чиновничье-бюрократическогоправления в России тридцатых годов, гдецарствует, по словам В.Г.Белинского, “корпорацияразных служебных воров и грабителей".Завязкой и сюжетным конфликтом в пьесеявляются не семейные и любовныеобстоятельства, не частная жизнь людей, асобытие общественного значения.
В образе мелкого петербургского чиновникаХлестакова Гоголь воплотил хлестаковщину — особое порождение российского сословно-бюрократическогостроя. Ведь этот человек не просто выдаетсебя за того, кем он хочет быть, но кем неявляется и никогда не будет. От этогоизображения он имеет материальную выгоду, азначит, своеобразно превышает свои права иполномочия.
«Ревизор» отличается не толькосвоеобразием жанра, но и оригинальностьюкомпозиции. Например, вопреки всемпредписаниям и нормам, действие в комедииначинается с отвлекающих событий, с завязки.Гоголь, не теряя времени, не отвлекаясь начастности, вводит в суть вещей, в сутьдраматического конфликта, которыйзаключается в неудавшейся попытке уездныхчиновников скрыть от столичного ревизорасвои служебные преступления. В знаменитойпервой фразе комедии дана фабула и ееимпульс — страх. «Я пригласил вас, господа,с тем, чтобы сообщить вам пренеприятноеизвестие: к нам едет ревизор». — сообщаетгородничий собравшимся у него чиновникам.
Своей первой фразой Гоголь как бы оченьтуго закрутил пружину, которая затемначинает стремительно раскручиваться.
Основа комедийности пьесы — алогизм,излюбленный прием Гоголя-сатирика. В ней,как и во многих произведениях писателя,многое алогично и не поддается объяснению сточки зрения здравого смысла. Как быпоменялись местами городничий и Хлестаков.
Суть комедийности конфликта состоит в том,что городничий и чиновники сражаются спризраком, который они создали в своемвоображении. И здесь снова проявляетсягоголевский алогизм. Глупый Хлестаковсумел обмануть и так ловко провестимногоопытного и умного городничего и ещемногих чиновников. Он потому оказалсяхитрее, что был простодушнее, ведь он несобирался обманывать иговорит в гостинице так правдиво и искренне,что городничий даже не сомневается: передним опытный ревизор, который хочет обвестиего вокруг пальца. Будь Хлестаковсознательным лгуном, он оказался быпонятным, и разгадать его было бы проще.Конечно же не последнюю роль в этом сыграл ивсеобщий страх, этот импульс, на которомдержится конфликт в комедии. Именно страхне дает открыть глаза городничему ичиновникам, когда Хлестаков в самоупоенииобрушивает на них такой поток вранья, вкоторый трудно поверить даже человекунепросвещенному.
Первая реплика, пройдя определенный путь поокружности, замкнула ее в кольцо азаключительной сцене пьесы. Поэтому «Ревизор»имеет «кольцевую композицию», чтоотнюдь не характерно для произведенийсценических.
Поражает своеобразие сатирических приемов,используемых Гоголем в комедии. Здесь можновстретить яркие говорящие фамилии: судьяЛяпкин-Тяпкин, частный пристав Уховертов,полицейские Свистунов и Держиморда. Этотсатирический прием заимствован Гоголем уклассицистов.
Гоголь выступает тонким мастером речевойхарактеристики героев. Речь каждогоперсонажа представляет собой законченнуюстилистическую систему, в которой, словно вфокусе, отражается соответствующийхарактер.
Написанная более ста пятидесяти лет томуназад, комедия «Ревизор» не перестаетвосхищать читателей и зрителей резкойсатирой и художественным своеобразием.
В одном из своих писем Н.В. Гоголь,комментируя пьесу «Ревизор», котораябыла неоднозначно принята в русскомобществе после ее появления в печати и натеатральной сцене, писал: " В «Ревизоре»я решился собрать в одну кучу все дурное иодним разом посмеяться над всем". Этотзамысел нашел блестящее воплощение в пьесе.
Писатель практически отказывается оттрадиций классицизма и создает социально-политическуюкомедию, которая представляет собойширокую картину чиновничье-бюрократическогоправления в России тридцатых годов, гдецарствует, по словам В.Г.Белинского, “корпорацияразных служебных воров и грабителей".Завязкой и сюжетным конфликтом в пьесеявляются не семейные и любовныеобстоятельства, не частная жизнь людей, асобытие общественного значения.
В образе мелкого петербургского чиновникаХлестакова Гоголь воплотил хлестаковщину — особое порождение российского сословно-бюрократическогостроя. Ведь этот человек не просто выдаетсебя за того, кем он хочет быть, но кем неявляется и никогда не будет. От этогоизображения он имеет материальную выгоду, азначит, своеобразно превышает свои права иполномочия.
«Ревизор» отличается не толькосвоеобразием жанра, но и оригинальностьюкомпозиции. Например, вопреки всемпредписаниям и нормам, действие в комедииначинается с отвлекающих событий, с завязки.Гоголь, не теряя времени, не отвлекаясь начастности, вводит в суть вещей, в сутьдраматического конфликта, которыйзаключается в неудавшейся попытке уездныхчиновников скрыть от столичного ревизорасвои служебные преступления. В знаменитойпервой фразе комедии дана фабула и ееимпульс — страх. «Я пригласил вас, господа,с тем, чтобы сообщить вам пренеприятноеизвестие: к нам едет ревизор». — сообщаетгородничий собравшимся у него чиновникам.
Своей первой фразой Гоголь как бы оченьтуго закрутил пружину, которая затемначинает стремительно раскручиваться.
Основа комедийности пьесы — алогизм,излюбленный прием Гоголя-сатирика. В ней,как и во многих произведениях писателя,многое алогично и не поддается объяснению сточки зрения здравого смысла. Как быпоменялись местами городничий и Хлестаков.
Суть комедийности конфликта состоит в том,что городничий и чиновники сражаются спризраком, который они создали в своемвоображении. И здесь снова проявляетсягоголевский алогизм. Глупый Хлестаковсумел обмануть и так ловко провестимногоопытного и умного городничего и ещемногих чиновников. Он потому оказалсяхитрее, что был простодушнее, ведь он несобирался обманывать иговорит в гостинице так правдиво и искренне,что городничий даже не сомневается: передним опытный ревизор, который хочет обвестиего вокруг пальца. Будь Хлестаковсознательным лгуном, он оказался быпонятным, и разгадать его было бы проще.Конечно же не последнюю роль в этом сыграл ивсеобщий страх, этот импульс, на которомдержится конфликт в комедии. Именно страхне дает открыть глаза городничему ичиновникам, когда Хлестаков в самоупоенииобрушивает на них такой поток вранья, вкоторый трудно поверить даже человекунепросвещенному.
Первая реплика, пройдя определенный путь поокружности, замкнула ее в кольцо азаключительной сцене пьесы. Поэтому «Ревизор»имеет «кольцевую композицию», чтоотнюдь не характерно для произведенийсценических.
Поражает своеобразие сатирических приемов,используемых Гоголем в комедии. Здесь можновстретить яркие говорящие фамилии: судьяЛяпкин-Тяпкин, частный пристав Уховертов,полицейские Свистунов и Держиморда. Этотсатирический прием заимствован Гоголем уклассицистов.
Гоголь выступает тонким мастером речевойхарактеристики героев. Речь каждогоперсонажа представляет собой законченнуюстилистическую систему, в которой, словно вфокусе, отражается соответствующийхарактер.
Написанная более ста пятидесяти лет томуназад, комедия «Ревизор» не перестаетвосхищать читателей и зрителей резкойсатирой и художественным своеобразием.