Русские сочинения
-
Гоголь Н.В.
-
Ревизор
-
ПОЧЕМУ ХЛЕСТАКОВ - ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ “РЕВИЗОР”?
ПОЧЕМУ ХЛЕСТАКОВ - ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ “РЕВИЗОР”?
ПОЧЕМУХЛЕСТАКОВ — ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ КОМЕДИИ Н. В.ГОГОЛЯ “РЕВИЗОР”?.
Известно, что Николай Васильевич Гоголь,сколь бы важной ни представлялась емуборьба со всякого рода взяточниками,казнокрадами и прочими проходимцами,ослабляющими государство, все же главнымлицом своей пьесы считал именно проходимцаи плута Хлестакова. Что это? Гениальный ходвеликого художника? Желание подразнитьобщество? Может быть, какой-нибудь тонкийнамек?
Иван Александрович Хлестаков, мелкийчиновник из Петербурга, сам по себе, какзнает читатель, лицо весьма заурядное.Скажу прямо, что для обманщика с такимиэффективными будущими результатами онслишком глуповат и простоват. Словом, нетянет он на крупного мошенника. Более того,читатель выясняет, что Хлестаков,собственно, и не собиралсяникого обманывать. По нашему современномувыражению, Хлестаков вполнезаконопослушный молодой человек. Увидеввпервые в своей комнате городничего, онстрашно пугается и ведет себя совершенноидиотским образом. Лишь постепенноХлестаков соображает, что происходитвокруг него, но и, решившись подыгратьобескураженным его появлением отцам города,он занимал пассивную позицию, не считая егооголтелого хвастовства.
Гоголь построил действие комедии такимобразом, что представители городскойвласти и люди имущие как бы сами навязалиХлестакову эту игру. Они словно самистрастно хотели видеть в этом проходимцеважную, значительную персону. Естественно,эту линию, как я полагаю, проводит сам автор.Хлестакову явно не удается играть “чисто”.Он постоянно дает поводы к разоблачению. Ноэти его “проколы” лишь подогреваютподобострастные чувства видавших видычиновников.
Примечательно, что Хлестаков все сделал так,как настоящий ревизор: нагнал страху,собрал взятки и исчез так же внезапно, как ипоявился.
Интересно, что комедия “Ревизор”понравилась государю. Еще один парадокс!Ведь Гоголь жестоко критиковал именногосударственных чиновников. И получалось,что в государстве Российском, не толькосреди власть имущих, но и вообще нет ниодного положительного лица.Возможно, реакция государя была основана наего привычке верить различной критическойинформации. Разумеется, доносом на порокиобщества комедию Гоголя не назовешь, ногосударь в данном случае сам как быоказался в роли городничего. Идействительно, непосмеяться вместе с Гоголем надтворящимися в государстве темнымиделишками означало бы, что государь и самгрешен. Добавлю к этому, что автор, говоря освоей комедии во вступительных “замечанияхдля господ актеров”, отмечал, что бессмысленноискать прототипы тех или иных действующихлиц, “оригиналы их всегда почти находятсяперед глазами”. Зрительный зал Гогольтоже наверняка имел в виду.
По выстроенной мной пирамиде догадок можновполне предположить, что под городком, вкотором разворачивались действия и которыйтоже был у всех на виду. Гоголь подразумевалне что иное, как Российскую империю.
Гоголю удалось предупредить все возможныеобвинения в свой адрес со сторонычиновнического аппарата империи, публичнозаявив, что единственным положительнымлицом в его произведении является смех.
Итак, Хлестаков — главное лицо, смех — главное положительное лицо. Мне кажется,что Гоголь таким художественным приемомхотел донести до каждого из зрителей мысльоб их личной ответственности запроисходящее с ними и вокруг них, напомнитьо неминуемом возмездии, которое рано илипоздно настигнет каждого, кто живет не в ладу с совестью. Подтверждает этознаменитая “немая сцена” в финале комедии:приехал настоящий ревизор. Но это, увы, неделает его главным лицом комедии,хотя он и настоящий. И пока егонравственные устои зрителям неизвестны,главным лицом комедии по праву остаетсяХлестаков — и это лучше!
Известно, что Николай Васильевич Гоголь,сколь бы важной ни представлялась емуборьба со всякого рода взяточниками,казнокрадами и прочими проходимцами,ослабляющими государство, все же главнымлицом своей пьесы считал именно проходимцаи плута Хлестакова. Что это? Гениальный ходвеликого художника? Желание подразнитьобщество? Может быть, какой-нибудь тонкийнамек?
Иван Александрович Хлестаков, мелкийчиновник из Петербурга, сам по себе, какзнает читатель, лицо весьма заурядное.Скажу прямо, что для обманщика с такимиэффективными будущими результатами онслишком глуповат и простоват. Словом, нетянет он на крупного мошенника. Более того,читатель выясняет, что Хлестаков,собственно, и не собиралсяникого обманывать. По нашему современномувыражению, Хлестаков вполнезаконопослушный молодой человек. Увидеввпервые в своей комнате городничего, онстрашно пугается и ведет себя совершенноидиотским образом. Лишь постепенноХлестаков соображает, что происходитвокруг него, но и, решившись подыгратьобескураженным его появлением отцам города,он занимал пассивную позицию, не считая егооголтелого хвастовства.
Гоголь построил действие комедии такимобразом, что представители городскойвласти и люди имущие как бы сами навязалиХлестакову эту игру. Они словно самистрастно хотели видеть в этом проходимцеважную, значительную персону. Естественно,эту линию, как я полагаю, проводит сам автор.Хлестакову явно не удается играть “чисто”.Он постоянно дает поводы к разоблачению. Ноэти его “проколы” лишь подогреваютподобострастные чувства видавших видычиновников.
Примечательно, что Хлестаков все сделал так,как настоящий ревизор: нагнал страху,собрал взятки и исчез так же внезапно, как ипоявился.
Интересно, что комедия “Ревизор”понравилась государю. Еще один парадокс!Ведь Гоголь жестоко критиковал именногосударственных чиновников. И получалось,что в государстве Российском, не толькосреди власть имущих, но и вообще нет ниодного положительного лица.Возможно, реакция государя была основана наего привычке верить различной критическойинформации. Разумеется, доносом на порокиобщества комедию Гоголя не назовешь, ногосударь в данном случае сам как быоказался в роли городничего. Идействительно, непосмеяться вместе с Гоголем надтворящимися в государстве темнымиделишками означало бы, что государь и самгрешен. Добавлю к этому, что автор, говоря освоей комедии во вступительных “замечанияхдля господ актеров”, отмечал, что бессмысленноискать прототипы тех или иных действующихлиц, “оригиналы их всегда почти находятсяперед глазами”. Зрительный зал Гогольтоже наверняка имел в виду.
По выстроенной мной пирамиде догадок можновполне предположить, что под городком, вкотором разворачивались действия и которыйтоже был у всех на виду. Гоголь подразумевалне что иное, как Российскую империю.
Гоголю удалось предупредить все возможныеобвинения в свой адрес со сторонычиновнического аппарата империи, публичнозаявив, что единственным положительнымлицом в его произведении является смех.
Итак, Хлестаков — главное лицо, смех — главное положительное лицо. Мне кажется,что Гоголь таким художественным приемомхотел донести до каждого из зрителей мысльоб их личной ответственности запроисходящее с ними и вокруг них, напомнитьо неминуемом возмездии, которое рано илипоздно настигнет каждого, кто живет не в ладу с совестью. Подтверждает этознаменитая “немая сцена” в финале комедии:приехал настоящий ревизор. Но это, увы, неделает его главным лицом комедии,хотя он и настоящий. И пока егонравственные устои зрителям неизвестны,главным лицом комедии по праву остаетсяХлестаков — и это лучше!