Русские сочинения - Гоголь Н.В. - Ревизор - РЕВИЗОР" - САТИРА НА КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ РУСЬ

РЕВИЗОР" - САТИРА НА КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ РУСЬ

РЕВИЗОР" — САТИРА НА КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ РУСЬ
В «Ревизоре» Гоголь задумал посмеятьсяна тем, что «действительно
достойно осмеяния всеобщего». Гогольпризнавался, что в «Ревизоре»
он решил «собрать в одну кучу все дурное вРоссии, все
несправедливости». В 1836 г. комедия былапоставлена на
петербургской сцене и имела громадныйуспех. Комедия Гоголя,
затронувшая живые вопросы современности,вызвала самые
противоречивые отклики. Реакционные кругибоялись влияния
комедии на общественное мнение. Она имелаполитический смысл.
Передовые, круги восприняли «Ревизора»как грозное обвинение
николаевской России. Гоголь создал глубокоправдивую комедию,
проникнутую острым юмором, обличавшуюбюрократическую систему
крепостной России.
Маленький, захолустный городок, где царитпроизвол и нет даже
полицейского порядка, где власти образуюткорпорацию мошенников и
грабителей, воспринимаются как символ всейниколаевской системы.
Эпиграф — «На зеркало неча пенять, колирожа крива» — обобщающий,
обличительный смысл «Ревизора». Весьстрой пьесы давал понять, что
захолустный город, из которого, как сказалгородничий, «хоть три года
скачи, ни до какого государства не доедешь»,есть только часть
громадного бюрократического целого.Реакционеры кричали, что сюжет
неправдоподобен, считая нереальным, чтобытакой тертый калач, как
городничий, мог принять промотавшегося вдороге трактирного денди,
«сосульку», «тряпку» за ревизора.Но такие случаи были нередки.
Пушкина тоже в Нижнем Новгороде приняли заревизора. Главная
причина, заставившая Хлестакова принять заревизора, — это страх,
отуманивший глаза всех. Городничий, плутпервого разряда, неглуп, но
он боится, что его разоблачат, отсюда егослепота по отношению к
Хлестакову. В комедии правдиво раскрытапсихология и характеры
людей, которых в жизни можно было встретитьнередко. Развитие
сюжета строится на испуганной психологиичиновников. Хлестакова
принимают за крупного чина только потому,что он «не платит и не
едет „Городничий дает Хлестакову деньгии радуется, что сумелсунуть
взятку, это значит, что Хлестаков “свой»,т.е. такой взяточник. Картина
всеобщего мошенничества, взяточничества ипроизвола видна через
реплики чиновников (больных морят голодом,у солдат под мундирами
нет не только нижнего белья, но и даже рубах,
деньги, собранные на церковь, пропили ипроели. Решили объявить,
что церковь построили, но она сгорела). Всечиновники — порождение
вековой бюрократической системы, никто изних не чувствует своего
гражданского долга, каждый занят своиминичтожными интересами,
духовный и нравственный уровень их крайненизок. Судья ТяпкинЛяпкин не заглядывает в бумаги, потому чтоне может разобрать, где
правда, а где неправда. Многолетняяволокита и взятки — таков суд в
этом городе. Смотритель богоугодныхзаведений Земляника давно
махнул на все рукой, он знает о воровстве вбольницах, но ему нет дела
до людей. Он заявляет: «Умрет, так умрет,если выздоровеет, то и так
выздоровеет». Проныра и плут Земляникаеще и доносчик, он доносит
мнимому ревизору на своих коллег. Доносыпри Николае 1 были в
большом ходу. Смотритель училищ Хлопов — запуганное существо, он
считает, что тупые учителя приносят большепользы, потому что
безвредны и вольной мысли не допустят.Почтмейстер вскрывает чужие
письма (намек на шефа жандармов Бенкендорфа).Образ Хлестакова -
один из самых ярких типов, созданныхГоголем. Характер Хлестакова
совершенно новый в литературе. «Хлестаковщина»стала именем
нарицательным. Хлестаков — наивный баловень,пустейший дворянчик,
прожигающий средства своего отца-помещика.Он пустышка, «без царя
в голове», и он же воплощение нахальства.У него «легкость
необыкновенная в мыслях». «Он простоглуп, — писал Гоголь, — болтает,
потому что слушают, врет, потому что хорошопоел и выпил хорошего
вина». Он легко переходит от фанфаронствак трусости, от
заносчивости к унижению. Всеми егопоступками руководит мелкое
тщеславие, самое главное для него пыль вглаза пустить. Он может
совершить любую подлость, потому что неимеет понятия о добре и зле.
Он и игрок, и подлый волокита, и взяточник, икрестник (слуга его
голодает, ему безразлично). Он врет, а всевидят в этом вранье
исполнение своих заветных желаний, их нешокирует, когда он,
завравшись, хватает лишнего. На второмплане видны купцы,
мастеровые, полицейские — вся уездная Россия. Типичность персонажей
Гоголя в том, что городничие и держимордыбудут при любом режиме.
В обрисовке характеров Гоголь развиваеттрадиции Грибоедова и
Пушкина. «Ревизор» и сейчас не сходитсо сцен наших театров.