Русские сочинения - Гоголь Н.В. - Ревизор - Смех - единственное честное лицо в комедии Гоголя "Ревизор"

Смех - единственное честное лицо в комедии Гоголя "Ревизор"

Смех- единственное честное лицо в комедииГоголя «Ревизор»
Тридцатые годы прошлого столетия — времянаиболее плодотворного и интенсивноготворческого расцвета Гоголя. Вслед за «Вечерами»,«Миргородом», «Арабесками» онобращается к драматургии и создает одно изсамых замечательных произведений мировойлитературы — бессмертного “Ревизора”. Вэтой комедии выставлены на позорчиноеничье-бюрократическая Россия,полицейско-самодержавный строй, основанныйна чинопочитании, взяточничестве,злоупотреблениях и угнетении. По словамсамого писателя, он «решился собрать водну кучу все дурное в России… всенесправедливости, какие делаются в техместах и в тех случаях, где больше всеготребуется от человека справедливости, и заодним разом посмеяться над всем».
Своеобразно и пo новому построен сам ходпьесы. В первом действии Хлестаков еще непоявляется. Но вся атмосфера страхаожидания, боязни того, что откроютсянеблаговидные дела и злоупотреблениягородничего и прочих чиновников,определяют дальнейшее развитие действия,возможность будущей ошибки. «С какойсилой, с какой простотой, с какой гениальнойэкономией происходит завязка пьесы!» — писал известный театральный деятель В. И.Немирович-Данченко. Завязка «Ревизора»дана уже в первой фразе: «Я пригласил вас,господа, с тем, чтобы сообщить вампренеприятное известие: к нам едет ревизор».И уже эта фраза дает основной толчок всемудействие — возникновению страха, который ипомрачил разум городничего.
За комическим, почти водевильным сюжетом в«Ревизоре» все время стоитнеприглядная и суровая действительность,чувствуется драматическая напряженность,столь резко сказавшаяся в финале, в «немойсцене». Комический эффект основан на «недоразумении».Каждый из персонажей под влиянием страхапревратно истолковывает слова другого. Итак во всей комедии: ложь принимается заправду, а правда — за ложь. Безудержно лжетне только Хлестаков, напропалую лгут игородничий, и Земляника, стараясьпредставить себя и «Вверенное» ихнаблюдению дело в наилучшем виде ВХлестакове для них олицетворялсякарающий «рок», возмездие за всю ихнеправедную корыстолюбивую деятельность, иони притворяются, изворачиваются, лгут.
В доме городничего характер Хлестаковараскрывается созови полнотой. Он ухаживаети за дочерью, и за женой городничего,объявляется женихом Марьи Антоновны истоль же быстро исчезает, как и появился.«Характер Хлестакова, — скажет Белинский,»… развертывается вполне, раскрываетсядо последней видимости своеймикроскопической мелкости и гигантскойпошлости".
За осуждением и безжалостным осмеяниеммира городничих и хлестаковых, всей нечистичиновных плутов и пустейших проходимцев,стоит положительный идеал Гоголя, которыйне принял еще конкретного выражения,представляя лишь мечту о справедливом иразумном устройстве общества.
Гоголь не вывел в своей комедии «положительногогероя». Он писал в «Театральномразъезде»: «Да. если бы хоть одночестное лицо было помещено в комедию кпомещено со всей увлекательностью, то ужевсе до одного перешли бы на сторону этогочестного лица и позабылибы вовсе о тех, которые так испугали ихтеперь». Положительное начало в «Ревизоре»- смех, в котором воплощен тот высокийнравственный и общественный идеал, и естьто «честное лицо», которое определяетсмысл комедии.
«Смех» в «Ревизоре» проникнутверой в “светлую природу человека", вдуховные силы народа, противостоящие темсилам общественного застоя, бездушия,эгоизма, которые в комическом и уродливомвиде воплощены в персонажах пьесы. «Немаясцена», завершая комическое действиетрагическим финалом, утверждает торжество«правосудия», торжество высшегонравственного начала.