Русские сочинения - Гоголь Н.В. - Ревизор - СВОЕОБРАЗИЕ ГОГОЛЕВСКОГО СМЕХА В КОМЕДИИ

СВОЕОБРАЗИЕ ГОГОЛЕВСКОГО СМЕХА В КОМЕДИИ

СВОЕОБРАЗИЕ ГОГОЛЕВСКОГО СМЕХА В КОМЕДИИ.
В критике комедию Гоголя принято называть луч-шей социальной комедией своего времени. Созданная на основе глу-бочайшего проникновения в сущность общественных явлений, ко-медия сыграла немаловажную роль в развитии общест-венного самосознания. Высокий реализм тесно слился в с сатирой, сатира — с воплощением социальных идей. Разъясняя смысл, Гоголь указал на роль смеха:. Писатель ставил перед собой цель — над тем, что, ибо в смехе Гоголь видел могучее средство воздействия на общество.Близкий друг Гоголя, Аксаков, писал, что. На что Гоголь ему от-ветил:.Своеобразие гоголевского смеха заключается прежде всего в том, что предметом для комизма избраны не плутни какого-либо героя, а сама современная жизнь в ее комически уродливых прояв-лениях.В основе сюжета лежит типично комедийное несоот-ветствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но в отличие от своих предшественников. Гоголь решает эту ситуацию по-новому.Хлестаков ни за кого себя не выдает. Чиновников обмануло чистосердечие Хлестакова. Опытный плут навряд ли провел бы го-родничего, который. Именно непреднамеренность поступков Хлестакова сбила с толку городничего.В нет внешних толчков к развитию действия. Как ни парадоксально, основным импульсом развития комедии являет-ся страх чиновников. Чувство страха объединяет раздираемый внутренними противоречиями город в единый организм. Это же чувство страха делает всех жителей города чуть ли не братьями. Оказывается, не родство душ, не общность интересов, а только страх способен сплотить этих людей.Происходящее выявляло в людях их истинное уродливое и смешное лицо, вызывало смех над ними, над их жизнью, которая была жизнью всей России., — это ведь обра-щено в хохочущий зрительный зал.Гоголь смеется как над всем уездным городом в целом, так и над его отдельными обитателями, над их социальными пороками. Беззакония, казнокрадство, взяточничество, корыстные мотивы вместо заботы об общественном благе — все это показано в в виде тех общепризнанных форм жизни, вне которых управи-тели не мыслят себе свое существование.Смешное обнаруживается и в той серьезности, с которой отно-сится к своему делу каждый из персонажей комедии. Все они заня-ты своим делом как величайшей задачей всей жизни. Читателю же со стороны видна незначительность и пустота их забот. Таким обра-зом, Гоголь наглядно показывает контраст суетливой внешней дея-тельности и внутреннего окостенения. — комедия характеров. Юмор Гоголя психологичен. Смеясь над персонажами, мы, говоря словами Гоголя, смеемся не над их. Комичес-кое у Гоголя почти целиком отдано обрисовке типов. Отсюда непри-ятие фарса, карикатуры. Сам автор писал:.Так, отдавая спешные приказания к приему ревизора, городни-чий путает слова: Минуту спустя он хочет надеть вместо шляпы бумажный фут-ляр.В записке, полученной Анной Андреевной от мужа, содержится забавная путаница: Квартальные, которым городничий указывает на лежащую на полу бумажку,.Поздравляя Анну Андреевну с дочери, Бобчин-ский и Добчинский.Вот, пожалуй, и все подобные сцены и подробности. И мы видим, что эти смешные — скорее сопутствующие тона к основному мотиву. Они характеризуют атмосферу спешки, нераз-берихи, страха. Комическое Гоголя, как правило, вытекает из характеров героев.Автор, равно как и читатели, смеется также.Обличая все дурное, Гоголь верил в торжество справедливости, которая победит, как только люди осознают гибельность, а чтобы осознали, Гоголь осмеивает все презренное, ничтожное. Ре-ализовать эту задачу ему помогает смех. Не тот смех, который по-рождается временной раздражительностью или плохим характе-ром, не тот легкий смех, служащий для праздного развлечения, но тот, который, на дне которой заключен .