Агамемнон

АГАМЕМНОН — 1) герой «Илиады» Гомера (VIII в. до н.э.), трагедий Эсхила «Агамемнон» (458 г. до н.э.), Софокла «Алке» (ок. 455-445 до н.э.), Еврипида «Ифигения в Авли-де» (408-405 гг. до Р.Х.). А. был героем эпических песен о Троянской войне еще в догомеровскую •эпоху. В «Илиаде» А., царь Микен, возглавляет поход греков против Трои. Его ссора с Ахиллам, храбрейшим героем греческого войска, поставившая на карту судьбу всего войска, лежит в основе сюжета «Илиады». А. предстает перед нами как надменный и эгоистичный властитель, которого только горький опыт заставляет примириться с Ахиллом и возвратить ему его пленницу Брисеиду. Аналогичные свойства характера А. проявляет и в трагедии Софокла «Аякс». В трагедии Еври-пида «Ифигения в Авлиде» А. оказывается вынужденным под давлением войска ради успеха троянского похода принести в жертву свою дочь Ифигению, предварительно вызвав ее под ложным предлогом свадьбы с Ахиллом. В «Одиссее» Гомера упоминается гибель А. от руки любовника его жены Клитемнестры Эгисфа после возвращения его из-под Трои. Гибели А. посвящена трагедия Эсхила «Агамемнон», первая часть трилогии «Орестея». А. оповещает о взятии Трои и о своем предстоящем прибытии при помощи «огненного телеграфа» и тем облегчает для Клитемнестры возможность заранее приготовиться к преступлению. Прибыв из-под Трои в Аргос, где он, согласно Эсхилу, царствовал, А. после колебаний поддается льстивым уговорам Клитемнестры и, сойдя с колесницы, входит во дворец по пурпурным коврам, проявляя этим дерзость по отношению к богам. Клитемнестра сама убивает его в ванне, опутав предварительно покрывалом, а затем расправляется с привезенной им из Трои наложницей Кассандрой, прорицательницей, дочерью царя Приама. Во второй части трилогии («Хоэфоры») даже говорится, что Клитемнестра перед тем, как похоронить А., расчленила его тело. В третьей части («Евменидах») тень Клитемнестры жалуется, что А. преследует ее упреками в царстве мертвых.

Лит.: Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978, гл.4; Kaltnka E. Agamemnon in der Ilias. Wien, 1943; Conachcr D.J. Aeschylus’ Oresteia: A literary commentary. Toronto, 1987.

А.И.Зайиев

2) Герой трагедий Л. Аннея Сенеки «Агамемнон» и «Троянки» (середина I в. н.э.). Первая из этих трагедий является переработкой знаменитого «Агамемнона» Эсхила. В отличие от прототипа герой Сенеки появляется в ней лишь ненадолго; гораздо большее внимание уделено Эгисфу и Клитемнестре. Тонкий символический рисунок Эсхила (пурпур, на который сперва не осмеливается ступить А., и непонятное для окружающих пророчество Кассандры) заменен беседой будущих убийц: жена колеблется, и Эгисф убеждает ее принять разумное решение. Сам А. появляется в трагедии только на короткое время, чтобы выразить свою радость и обменяться с троянской пророчицей несколькими словами: та предупреждает его, но микенский царь не слушает ее, принимая Кассандру за безумную, и приказывает слугам удержать ее. Этот бледный образ вполне естественно заслонен своим блистательным прототипом.

нно заслонен своим блистательным прототипом.

Вторая трагедия представляет собой сюжетную контаминацию «Гекубы» и «Троянок» Ев-рипида (причем первая также содержит две почти независимые сюжетные линии: неудачную попытку Гекубы спасти Поликсену (ее требовала в жертву тень Ахилла) от жреческого ножа и ее месть фракийскому царю за коварно погубленного сына Полидора); здесь А. действует только в первой части и не появляется во второй (попытка. Андромахи спасти сына Астианакса). Атриды вообще не пользовались расположением трагиков младшего поколения; наиболее непривлекательным образ А. выведен в «Аяксе» Софокла. Вопреки этой традиции А. изображен как умеренный и разумный правитель; он пытается спасти Поликсену (чего нет у Еврипида) и спорит с необузданным и кровожадным Неоптолемом (изображенным в традициях Вергилия): «Ни один закон не щадит пленного и не препятствует казни — Что не запрещает закон, тому мешает свершиться стыд — Победителю позволено все, что он ни решит сделать — Кому позволено многое, тому подобает желать лишь наименьшего». В новое время это отношение к героям поменялось (блестящий пример в русской драматургии — «Андромаха» П.Катенина, где А. не оставлено привлекательных черт).

Судьбе А. посвящены также трагедии В.Альфьери «Агамемнон» (1776) и Г.Гауптма-на «Смерть Агамемнона» (1943).