Русские сочинения - Гончаров И.А. - Обломов - Комическое и трагическое в романе И.А.Гончарова "Обломов".

Комическое и трагическое в романе И.А.Гончарова "Обломов".

Комическоеи трагическое в романе И.А.Гончарова «Обломов».
Занимающий центральное место в творчествезамечательного русского
писателя Ивана Александровича Гончарова,роман восхищает читателей
и по сей день. И неудивительно! Ведь «Обломова»автор писал больше
десяти лет, постепенно оттачивая своемастерство, слог, добиваясь
поразительной точности во всех сценах.Интересна также временная
протяженность различных частей романа.Действие его разворачивается
в течение восьми лет, а с предысторией даже32 года. Первая глава
продолжается всего одно утро и день до пятичасов, так как писатель,
добросовестно выполняя свою задачу, впервой главе знакомит нас с
Обломовым, главным героем романа. ДарованиеГончарова-романиста
раскрылось в «Обломове» во всем егобогатстве, со всеми его
особенностями. Огромное мастерствописателя-реалиста проявилось в
построении романа. Небогатая событиямиистория жизни Обломова,
положенная в основу сюжета романа, покоряеттонким анализом
взаимосвязей личной судьбы Ильи Ильича сокружающей
действительностью. Я считаю, что «Обломов»Гончарова — это романтрагикомедия. Хотя в нем много трагического,но немало и комических
сцен, где автор смеется во весь голос.
Одна из главных трагедий этого романа — трагедия Обломова. Илья
Ильич Обломов, потомственный дворянин,молодой человек 32-33 лет.
Автор показывает нам его портрет: «Этобыл человек среднего роста,
приятной наружности, с темно-серыми глазами,но с отсутствием
всякой определенной идеи». Авторпоказывает нам во всех
подробностях его быт, даетнам понять, что это человек нравственно
погибающий. «По стеклам лепилась паутина,напитанная пылью;
зеркала… могли служить скрижалями длязаписывания на них по пыли
заметок на память»; «Лежанье у ИльиИльича было его нормальным
состоянием». Но почему же один из лучшихлюдей романа, морально
чистый, честный, добрый, сердечный Обломовнравственно умирает? В
чем причина этой трагедии? По словамДобролюбова, Обломовка была
почвой, на которой росла обломовщина;гнусная привычка получать
удовлетворение своих желаний не от своихусилий, а от других, развила
в нем апатическую неподвижность и поверглаего в жалкое состояние
нравственного раба. В этом и есть трагедияОбломова — такой молодой
человек, еще недавно чем-то увлекающийся,медленно, но верно
погружается в страшную трясину апатии. Иникто уже не может
вернуть его к миру, возродить в нем интереск жизни. Также, я считаю,
некоторый трагизм есть в образе Штольца.Хотя, на первый взгляд, это
новый, прогрессивный, почти идеальныйчеловек, но он скучен и
жалок в своей искусственности. В отличие отОбломова, сердечного
человека, автор описывает нам Штольца какнекую машину: «Он был
весь составлен из костей, мускулов и нервов,как кровная английская
лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсенет, то есть есть кость да
мускул,… цвет лица ровный, смугловатый, иникакого румянца». Читая
роман, мы видим, что трагедия Штольца — этоего ненатуральность, он
почти никогда не волнуется, не переживаетсобытие сильно. Гончаров
неоднозначно относится как к одному, так и кдругому герою. Осуждая
лень и апатию Обломова, автор в душевности,доброте, сердечности
видит антитезу суете и тщеславиюстоличного чиновничьего общества.
Хотя писатель рисует почти идеально образШтольца, в нем чувствуется
какая-то однобокость, неестественность.Иван Александрович со
скепсисом относится к новому человеку. Ясчитаю, что истоки трагедий
обоих героев — в воспитании. Это двасовершенно разных пути.
Обломовцы — хранители традиций древности.Так же, как Обломов,
препровождали
время и его отец, дед, прадед; и из поколенияв поколение
передавалась обломовская утопия,представление о человеке,
гармонично сосуществующем с природой. Ноавтор показывает
отсталость патриархальности, почтисказочную невозможность
Обломовки в современном мире. Трагедиясостоит и в том, что мечта
Обломова под напором цивилизации переходитв разряд невозможных.
Причина неестественности Штольца такжевоспитание, на этот раз
«правильное», рациональное, бюргерское.Я считаю, что трагедия может
быть не только в том, что герой умирает, но ив том, что он живет
строго по плану, его жизнь расписана поминутам. В жизни Штольца
нет никаких неожиданностей, интересныхмоментов. Она как точный
график времени отправления поездов настанции, а сам он — поезд,
правильно идущий по расписанию, хотя иочень хороший, но все же
искусственный. Его идеал, которому ничто немешало осуществиться, -
это достижение материального достатка,комфорта, личной
устроенности. Я согласен с А.П.Чеховым,который писал: «Штольц не
внушает мне никакого доверия. Автор говорит,что он великолепный
малый, а я ему не верю… Наполовину онсочинен, на три четверти
ходулен.» Трагична дальнейшая судьбаЗахара: он сделался нищим. «Все
лицо его как будто прожжено было багровойпечатью от лба до
подбородка. Нос был, сверх того, подернутсиневой. Голова совсем
лысая; бакенбарды были по-прежнему большие,но смятые и
перепутанные… На нем была ветхая шинель, укоторой недоставало
одной полы, он был одет в галоши на босу ногу,в руках держал
меховую, совсем обтертую шапку». Послесмерти хозяина Захару некуда
было идти. Все его помыслы были связаны сИльей Ильичем. Его
смерть стала сильнейшим ударом по Захару,который искренне любил
Обломова.
Но в то же время в романеесть очень много сцен, над которыми
читатель смеется от всей души, несмотря на тo,что роман был написан
много лет назад. Многие из них касаютсявзаимоотношений Захара и
Ильи Ильича. Вот, например, сцена из концапервой части. В начале
пятого часа Захар осторожно пошел будитьхозяина: «Илья Ильич! А,
Илья Ильич!» Но храп продолжался. КогдаЗахар наконец дозвался
хозяина, тот приказал ему уйти и заснул.Захар раздраженно
восклицает: «Знаешь ты дрыхнуть! — говорилЗахар, уверенный, что
хозяин не слышит. — Вишь, дрыхнет, словночурбан осиновый!» Но
Обломов услышал: «Нет, ты как сказал-то — а?как ты смеешь так — а?»
Захар оправдывается. Ему удается поднять спостели Илью Ильича,
недовольного тем, что его разбудили. В этотмомент в комнату заходит
Штольц. Или комическая сцена в началевторой части, на обеде у
Ольги. Обломов, волнуясь, набрал себестолько печенья, что все гости
начали поглядывать на него и ждать, как онбудет его есть.
До сих пор читатели восхищаютсязамечательным романомИвана
Александровича Гончарова, в которомнеотделимые от жизни
комические и трагические сценыпереплетаются, поражая всех.