Русские сочинения - Гончаров И.А. - Обломов - ОБЛОМОВЩИНА И ШТОЛЬЦЕВЩИНА КАК ТИПЫ ЖИЗНИ

ОБЛОМОВЩИНА И ШТОЛЬЦЕВЩИНА КАК ТИПЫ ЖИЗНИ

ОБЛОМОВЩИНА И ШТОЛЬЦЕВЩИНА КАК ТИПЫ ЖИЗНИ.
В романе Гончаров представил два типа жизни: жизнь — в движении и жизнь — в состоянии покоя, сна. Мне ка-жется, первый тип жизни характерен для людей с сильным харак-тером, энергичных и целеустремленных. А второй тип — для натур спокойных, ленивых, беспомощных перед жизненными трудностя-ми. Конечно, автор, чтобы точнее изобразить эти два типа жизни, немного преувеличивает черты характера и поведения героев, но основные направления жизни указаны верно. Я считаю, что в каж-дом человеке живет и Обломов, и Штольц, но какой-то из этих двух типов характеров все-таки преобладает над другим.По мнению Гончарова, жизнь любого человека зависит от его воспитания и от его наследственности. Итак, Обломов воспитывал-ся в дворянской семье с патриархальными традициями. Его родите-ли, как и деды, жили ленивой, беззаботной и беспечной жизнью. Им не нужно было зарабатывать себе на жизнь, они ничего не дела-ли: за них работали крепостные крестьяне. При такой жизни чело-век погружается в непробудный сон: он не живет, а существует. Ведь в семье Обломова все сводилось к одному: поесть и поспать. Особенности жизни семьи Обломова повлияли и на него самого. И хотя Илюшенька был живым ребенком, постоянная опека матери, избавляющая его от возникших перед ним трудностей, слабохарак-терный отец, постоянный сон в Обломовке — все это не могло не сказаться на его характере. И Обломов вырос таким же сонным, апатичным и не приспособленным к жизни, как и отцы и деды. Что касается наследственности, то автор точно уловил характер русско-го человека с его леностью, небрежным отношением к жизни.Штольц же, напротив, вышел из семьи, принадлежащей к наи-более бойкому и расторопному классу. Отец был управляющим бо-гатого имения, а мать — обедневшей дворянкой. Поэтому Штольц обладал большой практической смекалкой и трудолюбием вследст-вие немецкого воспитания, а от матери он получил богатое духов-ное наследство: любовь к музыке, поэзии, литературе. Отец научил его, что в жизни главное — деньги, строгость и аккуратность. И Штольц не был бы сыном своего отца, если бы не достиг богатства и уважения в обществе. В отличие от русских людей, для немцев ха-рактерна чрезвычайная практичность и аккуратность, что постоян-но проявляется в Штольце.Так в самом начале жизни для главных героев была заложена программа: прозябание, сон — для Обломова, энергия и жизнедея-тельность — для Штольца.Основная часть жизни Обломова прошла на диване, в халате, в бездействии. Несомненно, автор осуждает такую жизнь. Жизнь Об-ломова можно сравнить с жизнью людей в Раю. Он ничего не дела-ет, все ему приносят на, проблемы решать не хочет, видит чудесные сны. Его выводит из этого Рая сначала Штольц, а потом Ольга. Но Обломов не выносит реальнойжизни и умирает. Ведь для жизни такого человека, как для содер-жания какого-то растения, нужны тепло, спокойствие, вкусная еда. Обломов в таких условиях живет привольно, а Штольц бы умер без движения. Штольц не может сидеть на месте. Он, как Фауст, посто-янно путешествует. Всего того, что он наметил, — он достиг. Такие люди всегда стоят на руководящих должностях. Их жизнь идет как по маслу. Ведь если Штольцу попадется какая-нибудь непреодоли-мая трудность, он спокойно уходит. Если Обломов живет больше душой, чувствами, то Штольц разумом, у него ум властвует над сердцем.В душевном плане жизнь Обломова и Штольца также очень сильно отличается. Несмотря на то что Обломов находится в бездей-ствии, он постоянно мучается тем, что ничего не может сделать. Штольц же, напротив, всегда душевно спокоен. Обломов не удовле-творен своей жизнью, Штольц — доволен. Да, Штольц движется, но движется в горизонтальном направлении. Он каким был в дни своей молодости, таким и остался. В нем не произошло духовного развития или, наоборот, падения. Не заметно, что этот человек по-старел к концу своей жизни, что поменялись его принципы. Обло-мов же постепенно идет вниз и постепенно угасает. Перед смертью его существование близко к существованию животного. Он смирил-ся и покорился своей невозможности жить и действовать. А чело-век, который смирился, уже не живет. На примере Обломова можно увидеть, что жизнь — состояние движения. Спать можно только в могиле или в Раю. Его вырвали из Рая — значит, остается одно — смерть.В жизни каждого человека в определенный период появляется любовь. И Обломов, и Штольц прошли проверку любовью. Но Штольца любовь лишь слегка потревожила, а Обломова подтолкну-ла к пропасти. Для Ольги любовь — дом, забота о других. А Обло-мов не способен заботиться о самом себе, не то что о других. При такой жизни Обломову необходима любовь не равноправная, а ма-теринская, как любовь Агафьи Пшеницыной. Штольцу, при его по-стоянном движении и самостоятельности, нужна равная ему по взглядам и силе женщина. Этой женщиной была Ольга. Необходи-мо заметить, что сама Ольга мечтала о муже, который был выше ее по уму и душевным качествам. Именно своими душевными качест-вами привлек Ольгу Обломов. Несмотря на то что жизнь его — покой, он сохранил душевную красоту. Но Ольга из практичности и ума Штольца и души Обломова — выбрала ум и спокойствие. И в конце произведения почти раскаивается в своем выборе. Ей хочется чего-то большего, ей недостает Обломова.Как ни странно, Обломова в обществе хоть и считают добродуш-ным чудаком, но любят. В этом плане он очень похож на Пьера Безухова из. А Штольца не любят, как и Андрея Болконского, он слишком умный и проницательный. Для дела Штольц — прекрасный человек, но для светского разговора он не подходит.Жизнь Обломова и его самого можно сравнить с шаром, кото-рый лежит и не движется. А Штольца — со стрелой, он постоянно в движении. Он знает, что он хочет и как добиться желаемого.Цель жизни Штольца — труд. А жизни Обломова — жить спокой-но в своей деревеньке. Он считает, что для него трудиться бесполез-но — все равно выйдет посредственность. Итак, обломовщина, как тип жизни, неприемлема для уважающего себя человека. Мне ка-жется, родиться для того, чтобы спать, а потом умереть, — глупо. Штольцевщина, как тип жизни, тоже не подходит для настоящего человека. Во-первых, жизнь Штольца слишком идеализирована: в ней все по плану и нет никаких неожиданностей и потрясений, ха-рактерных для жизни вообще. Во-вторых, там, где нет печалей, нет и радостей. Штольц не является цельной натурой, каким должен быть настоящий человек. Мне кажется, что ни штольцевщина, ни обломовщина не могут сделать человека счастливым. Человеку нужно двигаться, но двигаться вверх, как мечтает Ольга, а не оста-ваться посередине, как Штольц, и ни в коем случае не опускаться вниз, как Обломов.