Русские сочинения - Гончаров И.А. - Обломов - «Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».)

«Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».)

«Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».)

Сон всегда был загадкой для человека. Как и каждая тайна, он необычайно притягателен, поэтому и собрал вокруг себя
множество народных верований, преданий. Сон нашел свое отражение во всем, в том Сон нашёл своё отражение во всём, в
том числе и в произведениях литературы, начиная поэзией Шекспира и заканчивая прозой современных писателей. Причём
каждый автор описывает сновидения и преследует свою цель.
Пример — видение Екатерины в “Грозе” Островского. Они только раскрывают характер главной героини, рассказывают о мыслях
и чувствах любящей женщины.
Особая роль у сна, в произведениях Гончарова. Автор специально рассказывает о детстве Обломова не в самом начале
романа. Оно прошло незамеченным. Читатели, узнавая о жизни Ильи Ильича настоящем, с интересом и вниманием читают о его
детстве. Они пытаются найти ответ на один вопрос: что же могло сделать человека таким?
Начало романа Гончарова — в сне Обломова. Эпизод из неоконченного романа важен потому, что в нём проявляется основная
проблема произведения.
Этот отрывок и “Сон” Пушкина очень похожи. Поэт также рассказывает о роли няни в воспитании русского ребёнка. Писателю
показывают, что дворянская культура порой неделима от своих народных истоков. Одна из главных черт Обломова,
мечтательность, сформировалась в Обломовке.
Няня была первым учителем героя. Всё, что занимало Илюшу, она объяснила как могла, то есть народными поверьями,
приметами, остальное ребёнок черпал из сказок. Естественно, Обломов не видел настоящей жизни. Конечно, позже Илюша
понял, что рек из мёда и молока не существует, но не переставая мечтать о волшебном крае, “… где нет зла, хлопот,
печали,… где так хорошо кормят и одевают даром...” Поэтому, став взрослым, он удивляется тому, что все торговцы
требуют отдать им долг, а иначе грозятся посадить в острог и не отпускать продукты.
Несомненно, эти традиции остались на всю последующую жизнь героя. Но, благодаря тем же устоям, Илья Ильич сохранил свою
душу красивой, простой и естественной. Он не принимал всего грязного в мире, не понимал смысла чинов и богатств. И от
всего, что его душа отвергла, Обломов отгородился.
Во сне открывается причина поступков, совершаемых настоящим Ильёй Ильичём. Не зная его характера, который в большей
части сформировался в детстве, нельзя понять героя до конца.
Явная параллель видна между Ильёй Обломовым и Ильёй Муромцем, который сиднем сидел тридцать три года.
С самого детства героя окружала праздность. Мать оберегала своего сына, следила за тем, чтобы он был пухленьким,
беленьким, с розовыми щёчками, “которые другой малыш и надует, а такие не сделает”. Родители подавляли в своём ребёнке
резвость и любознательность. И добились того, что Обломов стал ленив и апатичен. Всё реже и реже чувствовал потребность
вскочить и сделать всё самому и чаще давал указания Захару.
Родители же “отвили” у своего ребёнка желание учиться. Они видели только внешнюю сторону образования и не понимали, что
оно помогает духовному развитию человека. Поэтому в семье очень часто находились предлоги, чтобы оставить Илюшу дома, а
не отвозить к Штольцам. Позже он сам делал вид, что болен и нехотя выполнял задание. Сам Обломов не понимал, чем ему
может послужить образование и наука. И это привело к тому, что однажды он сложил все книги в угол комнаты и равнодушно
наблюдал за тем, как их покрывала пыль.
Таким образом, сон объясняет, почему Обломов стал таким, каким мы его видим.
Важна и композиционная роль этого эпизода в романе. Гончаров рассказывает о людях, навещавших Обломова. Герой с
удивлением воспринимает то существование, которое они называют жизнью. Они не понимают, как можно так жить. Сон же
отделяет визит от появления Штольца. Он объясняет неспособность Ильи Ильича жить так, как жил его друг, Ольга, люди его
навещавшие. У него нет энергии для такой жизни, да она ему и не нужна.
Сон, по словам Дружинина, играет главную роль в произведении. Он писал, что этот эпизод опоэтизировал героя и связал
его невидимыми нитями с сердцами читателей. Поэтому “Сон” как отдельное художественное произведение поражает своим
огромным значением в романе.