Русские сочинения
-
Гончаров И.А.
-
Обыкновенная история
-
Сравнительная характеристика героев романа И. А. Гончарова«Обыкновенная история»
Сравнительная характеристика героев романа И. А. Гончарова«Обыкновенная история»
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
В романе Ивана Александровича Гончарова «Обыкновенная история» показано своеобразное противостояние двух героев стоящих на одной социальной ступени, больше того, они род. ственники.Интересно наблюдать, как Петр Иваныч охлаждает романтизм и прекраснодушие племянника. Кажется, автор полностью на стороне здравомыслящего Адуева-старшего, почему же в конце романа герои поменялись местами? Что это, путаница мыслей автора или удачный художественный прием?Юный Александр является в Петербург прямо из теплых материнских объятий, полный романтических мечтаний и помыслов вступить в решительный бой со всем бездушным, расчетливым, гнусным. «Меня влекло какое-то неодолимое стремление, жажда благородной деятельности»,— восклицает он. Этот «желторотый птенец идеалист» вызвал на бой не кого-нибудь, а весь мир зла.Тонкая ирония Гончарова, с которой в начале романа он описывает юного героя — его отъезд из дома, клятвы в вечной любви Сонечке и другу Поспелову, первые робкие шаги в Петербурге,— именно этот насмешливый взгляд автора на своего героя делает Адуева-младшего милым нашему сердцу, но уже заранее предопределяет исход борьбы племянника и дяди. К истинным героям, способным на великие подвиги, писатели не относятся с иронией.Вот Адуев-старший — владелец фарфорового завода, чиновник особых поручений, человек трезвого ума и практического смысла, тридцатидевятилетний преуспевающий господин.Гончаров наделяет его юмором и даже сарказмом, сам же относится к нему серьезно. Это заставляет думать, что он истинный герой романа, которого автор берет за образец для подражания-Два этих характера были ярчайшими типами своего врем ни. Родоначальником первого явился В. Ленский, второго" Е. Онегин, хотя и в сильно преображенном виде.Г ячарову очень хочется взять себе в образец Петра Иваны-еловека «живого дела», и не только себе, но и предложитьЧ&' ниманию читателя именно в качестве образца.вГ С каким блеском написаны диалоги дядюшки и племянника!спокойно, уверенно, безапелляционно разбивает Петр Иванычого горячего, но не вооруженного логикой Александра! И каж-c00eiu r -. окритическая фраза дяди убийственна, неотразима оттого, чтоя говорит правду, тяжелую, обидную и беспощадную, но правду.Вот он высмеивает «вещественные знаки невещественных от-ошений» — колечко и локон, подаренные Сонечкой при прощании уезжающему в столицу Сашеньке… «И это ты вез за тысячу пятьсот верст?.. Лучше бы привез еще мешок сушеной малины»,— советует дядя и швыряет в окно бесценные для племянника символы вечной любви.Александр уверен, что он не забудет любимую никогда.Но оказался прав дядя. Прошло совсем немного времени, и Адуев-младший влюбился в Наденьку Любецкую со всем пылом молодого романтического сердца, безотчетно, бездумно! И Сонечка забыта, даже имени ее не произносит Александр. Любовь к Наденьке поглощает его целиком. Дядя твердит о работе, но как можно о ней думать, когда Александр все дни проводит за городом у Любецких. Ах, дядя, у него на уме одно дело! Как у него язык поворачивается учить племянника, что Наденька, это божество и совершенство, может его «надуть». «Она обманет! Этот ангел, эта олицетворенная искренность...»Тяжело!.. Но правда: Наденька обманула. Она влюбилась в графа, и Александр получил отставку.Адуев-младший терпит крах решительно во всем — в любви, в дружбе, в порывах к творчеству, в работе. Все, решительно все, чему учили его учителя и книги, все оказалось вздором и разлетелось под «железной поступью» трезвого рассудка и практического дела.В самой напряженной сцене романа, когда Александр, доведенный до отчаяния, запил, опустился, воля его подавлена,.исчез полностью интерес к жизни. Дядя парирует лепет племянника: «Чего я требовал от тебя — не я все это выдумал». «Кто спрашивает его жена.— Век».Вот где открылась главная мотивировка поведения Петра ва. Веление века! «Посмотри-ка,— взывает он,— на нынеш-молодежь: что за молодцы! Как все кипит умственною дея-ельностью, энергией, как ловко и легко расправляются они со ем этим вздором, что на вашем старом языке называется тре-°лнениями, страданиями… и черт знает что еще!»Вот это кульминационная точка романа! Интересно гово Адуев-старший и о чувствах, отвечая на реплику Александ Т «По-вашему, и чувством надо управлять, как паром, то вьщ тить немного, то вдруг остановить, открыть клапан или крыть...» «Да, этот клапан природа недаром дала человеку это рассудок», — отвечает Адуев-старший.На протяжении всего романа читатель следит за этими nBv мя способами проживания жизни — чувством и рассудком. По рою кажется, что Гончаров в самой категорической форме сове тует жить только разумом.В фигуре Адуева-старшего Иван Александрович чувствовал нового человека и возлагал на него надежды.Кто же такой Петр Иваныч Адуев, этот образец для подражания, человек трезвого ума? Он человек нового уклада — капиталист, ставящий во главу угла дело и расчет. Он постоянно произносит эти слова: расчет в деле, в дружбе, в любви. С чувством бесспорного превосходства, с высоты своего возраста и опыта, знания жизни, сокрушает дядя наивную и чистую душу племянника, его веру «в совершенство мира».Адуев-младший опускается до самого жалкого состояния и доходит до попытки самоубийства. Гончаров не щадит своего героя — развенчивает полностью. Веришь писателю — именно так и бывает с разочаровавшимися в жизни людьми. Александр взывает о помощи, и дядя советует: «Что делать? Да… ехать в деревню».И проклиная город, где он похоронил лучшие чувства и мечты, Александр возвращается домой. Дядя одержал полную победу. Но напрасно Александр едет в деревню, надеясь на воскрешение, оно невозможно, теперь можно ждать только преображения. И оно происходит.Александр вдруг понимает, что «дядюшка ничем не лучше его», теперь он возвращается в Петербург делать «фортуну и карьеру».Что же произошло с Александром? Наивный, чистый провинциал-идеалист становится циником, но таков логический конец человека, входящего в жизнь с надуманными представлениями о ней. «Сначала он разбивает свой идеальный лоб о реальные острые углы жизни, потом этот лоб твердеет, и на нем вырастает твердый нарост, человек становится носорогом».А каковы же плоды победы Адуева-старшего, любимого героя автора?Человек реального взгляда на вещи сначала духовно уб# своего племянника, который по-своему был даже мил его серД" цу, и чуть не довел до чахотки любимую жену Лизавету Алекну. В конце романа он собирается продать завод, бро-и мечтает об одном — уехать в Италию, где, можетеМУ удастся продлить жизнь своей жене, я племянник поменялись ролями.ДядяГончаров, доказывающий нам преимущества трезвого ума,•а пасчета, «криком кричит» о том, что любовь к людям дела » f выше них.Писатель не видел в свое время выхода из этой драматичес-Й ситуации: возможность сочетать большое дело с истинно че-веческой сущностью. Мир предпринимательства жесток. Прочитав роман, поражаешься провидению автора, его произведение актуально и сейчас, спустя сто пятьдесят лет после написания. Вряд ли эта проблема решится легко и однозначно в дальнейшем. Жизнь, к сожалению, только подтверждает это правило.
В романе Ивана Александровича Гончарова «Обыкновенная история» показано своеобразное противостояние двух героев стоящих на одной социальной ступени, больше того, они род. ственники.Интересно наблюдать, как Петр Иваныч охлаждает романтизм и прекраснодушие племянника. Кажется, автор полностью на стороне здравомыслящего Адуева-старшего, почему же в конце романа герои поменялись местами? Что это, путаница мыслей автора или удачный художественный прием?Юный Александр является в Петербург прямо из теплых материнских объятий, полный романтических мечтаний и помыслов вступить в решительный бой со всем бездушным, расчетливым, гнусным. «Меня влекло какое-то неодолимое стремление, жажда благородной деятельности»,— восклицает он. Этот «желторотый птенец идеалист» вызвал на бой не кого-нибудь, а весь мир зла.Тонкая ирония Гончарова, с которой в начале романа он описывает юного героя — его отъезд из дома, клятвы в вечной любви Сонечке и другу Поспелову, первые робкие шаги в Петербурге,— именно этот насмешливый взгляд автора на своего героя делает Адуева-младшего милым нашему сердцу, но уже заранее предопределяет исход борьбы племянника и дяди. К истинным героям, способным на великие подвиги, писатели не относятся с иронией.Вот Адуев-старший — владелец фарфорового завода, чиновник особых поручений, человек трезвого ума и практического смысла, тридцатидевятилетний преуспевающий господин.Гончаров наделяет его юмором и даже сарказмом, сам же относится к нему серьезно. Это заставляет думать, что он истинный герой романа, которого автор берет за образец для подражания-Два этих характера были ярчайшими типами своего врем ни. Родоначальником первого явился В. Ленский, второго" Е. Онегин, хотя и в сильно преображенном виде.Г ячарову очень хочется взять себе в образец Петра Иваны-еловека «живого дела», и не только себе, но и предложитьЧ&' ниманию читателя именно в качестве образца.вГ С каким блеском написаны диалоги дядюшки и племянника!спокойно, уверенно, безапелляционно разбивает Петр Иванычого горячего, но не вооруженного логикой Александра! И каж-c00eiu r -. окритическая фраза дяди убийственна, неотразима оттого, чтоя говорит правду, тяжелую, обидную и беспощадную, но правду.Вот он высмеивает «вещественные знаки невещественных от-ошений» — колечко и локон, подаренные Сонечкой при прощании уезжающему в столицу Сашеньке… «И это ты вез за тысячу пятьсот верст?.. Лучше бы привез еще мешок сушеной малины»,— советует дядя и швыряет в окно бесценные для племянника символы вечной любви.Александр уверен, что он не забудет любимую никогда.Но оказался прав дядя. Прошло совсем немного времени, и Адуев-младший влюбился в Наденьку Любецкую со всем пылом молодого романтического сердца, безотчетно, бездумно! И Сонечка забыта, даже имени ее не произносит Александр. Любовь к Наденьке поглощает его целиком. Дядя твердит о работе, но как можно о ней думать, когда Александр все дни проводит за городом у Любецких. Ах, дядя, у него на уме одно дело! Как у него язык поворачивается учить племянника, что Наденька, это божество и совершенство, может его «надуть». «Она обманет! Этот ангел, эта олицетворенная искренность...»Тяжело!.. Но правда: Наденька обманула. Она влюбилась в графа, и Александр получил отставку.Адуев-младший терпит крах решительно во всем — в любви, в дружбе, в порывах к творчеству, в работе. Все, решительно все, чему учили его учителя и книги, все оказалось вздором и разлетелось под «железной поступью» трезвого рассудка и практического дела.В самой напряженной сцене романа, когда Александр, доведенный до отчаяния, запил, опустился, воля его подавлена,.исчез полностью интерес к жизни. Дядя парирует лепет племянника: «Чего я требовал от тебя — не я все это выдумал». «Кто спрашивает его жена.— Век».Вот где открылась главная мотивировка поведения Петра ва. Веление века! «Посмотри-ка,— взывает он,— на нынеш-молодежь: что за молодцы! Как все кипит умственною дея-ельностью, энергией, как ловко и легко расправляются они со ем этим вздором, что на вашем старом языке называется тре-°лнениями, страданиями… и черт знает что еще!»Вот это кульминационная точка романа! Интересно гово Адуев-старший и о чувствах, отвечая на реплику Александ Т «По-вашему, и чувством надо управлять, как паром, то вьщ тить немного, то вдруг остановить, открыть клапан или крыть...» «Да, этот клапан природа недаром дала человеку это рассудок», — отвечает Адуев-старший.На протяжении всего романа читатель следит за этими nBv мя способами проживания жизни — чувством и рассудком. По рою кажется, что Гончаров в самой категорической форме сове тует жить только разумом.В фигуре Адуева-старшего Иван Александрович чувствовал нового человека и возлагал на него надежды.Кто же такой Петр Иваныч Адуев, этот образец для подражания, человек трезвого ума? Он человек нового уклада — капиталист, ставящий во главу угла дело и расчет. Он постоянно произносит эти слова: расчет в деле, в дружбе, в любви. С чувством бесспорного превосходства, с высоты своего возраста и опыта, знания жизни, сокрушает дядя наивную и чистую душу племянника, его веру «в совершенство мира».Адуев-младший опускается до самого жалкого состояния и доходит до попытки самоубийства. Гончаров не щадит своего героя — развенчивает полностью. Веришь писателю — именно так и бывает с разочаровавшимися в жизни людьми. Александр взывает о помощи, и дядя советует: «Что делать? Да… ехать в деревню».И проклиная город, где он похоронил лучшие чувства и мечты, Александр возвращается домой. Дядя одержал полную победу. Но напрасно Александр едет в деревню, надеясь на воскрешение, оно невозможно, теперь можно ждать только преображения. И оно происходит.Александр вдруг понимает, что «дядюшка ничем не лучше его», теперь он возвращается в Петербург делать «фортуну и карьеру».Что же произошло с Александром? Наивный, чистый провинциал-идеалист становится циником, но таков логический конец человека, входящего в жизнь с надуманными представлениями о ней. «Сначала он разбивает свой идеальный лоб о реальные острые углы жизни, потом этот лоб твердеет, и на нем вырастает твердый нарост, человек становится носорогом».А каковы же плоды победы Адуева-старшего, любимого героя автора?Человек реального взгляда на вещи сначала духовно уб# своего племянника, который по-своему был даже мил его серД" цу, и чуть не довел до чахотки любимую жену Лизавету Алекну. В конце романа он собирается продать завод, бро-и мечтает об одном — уехать в Италию, где, можетеМУ удастся продлить жизнь своей жене, я племянник поменялись ролями.ДядяГончаров, доказывающий нам преимущества трезвого ума,•а пасчета, «криком кричит» о том, что любовь к людям дела » f выше них.Писатель не видел в свое время выхода из этой драматичес-Й ситуации: возможность сочетать большое дело с истинно че-веческой сущностью. Мир предпринимательства жесток. Прочитав роман, поражаешься провидению автора, его произведение актуально и сейчас, спустя сто пятьдесят лет после написания. Вряд ли эта проблема решится легко и однозначно в дальнейшем. Жизнь, к сожалению, только подтверждает это правило.