Русские сочинения - Гончаров И.А. - Разное - Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XIX века)

Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XIX века)

Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XIX века)

… в основании натуры Обломова лежало чистое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что
только отверзалось и откликалось на зов этого… сердца.
И. А. Гончаров
… я окончательно постиг поэзию лени, и это единственная поэзия, которой я буду верен до гроба.
И. А. Гончаров
И. А. Гончаров – талантливейший писатель XIX в., который, прежде всего, является художником, умеющим в своих
произведениях выразить всю полноту явлений жизни. В литературу этот непревзойденный мастер слова вошел в середине XIX
в., когда в существующем укладе жизни в России происходили большие перемены: патриархальный уклад с его дворянством,
несшим в свет науку и просвещение, сменялся буржуазным, который в то время начал процветать.
Писатель относился к этим переменам с большим подозрением и недоверчивостью. И недаром: ведь он был глубоко взволнован
нравственными потерями патриархальной России. Эта тема – конфликт между старой и новой Россией – позже была заложена
Гончаровым в основе всех трех его романов: «Обыкновенная история», «Обрыв» и «Обломов».
Роман «Обломов» — центральное место в романной трилогии Гончарова – увидел свет в первых четырех номерах журнала
«Отечественные записки» за 1859 г. Новое, давно ожидаемое в публике произведение автора «Обыкновенной истории» было
практически единодушно признано выдающимся художественным явлением. «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а
здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике», — писал Л. Н. Толстой.
Реальным прототипом главного героя романа, Обломова, являлся сам Гончаров, и поэтому в характере Ильи Ильича писатель
мастерски выразил свою приверженность к старому укладу жизни. Илья Ильич – весьма своеобразный человек по своей натуре.
Читая первую часть романа, мы узнаем, что он был «32 — 33 лет от роду, среднего роста, приятной наружности». Поражало
отсутствие определенной идеи, всякой сосредоточенности в его лице. «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в
глазах… потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности». Обломов был ленив, и его
нормальным состоянием было лежание. В молодости он еще к чему-то стремился, «и если нельзя сказать, что он был жив, то,
по крайней мере, живее, чем теперь». «Однако… любопытно бы знать… отчего я… такой», — спрашивает сам себя Обломов.
Ясный и исчерпывающий ответ на этот вопрос дает картина детства, которую Гончаров доносит до нас через «Сон Обломова».
Воспитание и атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формировании его характера и
мировоззрения. Во «Сне…» маленький Илья «робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где…
все совершают чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает». Именно в Обломовке, в
далекие детские времена сложилась важная и во многом определяющая черта его характера – поэтическая мечтательность. Но в
то же время здесь в Обломове воспитали такие качества, как лень, барство, презрение к крепостным слугам и загубили живой
ум, правдивость, кротость и гуманность к нижестоящим. Таким образом, окружение Обломова способствовало заложению основы
«обломовщины» — праздного и порочного барского образа жизни. И мне кажется, что в глубине своей души Гончаров уже
склонен осудить размеренность и леность старой жизни, уклад, которому он ностальгически верен, но не хочет и не может
принять новые перемены.
Трудно недооценить мастерство Гончарова и в создании имени и фамилии своего героя. Фамилия «Обломов» означает, что
герой сломлен жизнью, пасует перед её трудностями и проблемами. Имя «Илья Ильич» самозамкнуто, так как бездеятельный и
бесплодный способ существования предков Обломова находит в нем конечное завершение. Поэтому образ Обломова стал
нарицательным для обозначения лени, безволия и равнодушия к жизни. Тип, созданный Гончаровым, кроме того, обнаруживает
черты ярко выраженной ассоциальности, пассивности и эскапизма, то есть стремление уйти от действительности в мир иллюзий
в ситуации кризиса, бессилия и отчуждения. Вообще, принято считать, что образ Обломова сугубо отрицательный, однако Илья
Ильич рисуется Гончаровым симпатичным, душевным и нравственно чистым: «в основании натуры Обломова лежало чистое,
светлое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на
зов этого простого… сердца».
До сих пор не утихают споры вокруг фигуры Обломова. Одни видят в нем мудреца и созерцателя, человека с добрым
“голубиным” сердцем. Другие отмечают “лень и апатию” Ильи Ильича, его общественную бесполезность и никчемность. Однако
Гончаров хотел показать совсем не это. Прямо и смело глядя в глаза исторической истине, не скрывая жестокой правды о
губительном воздействии «обломовщины» на личность незаурядного человека, писатель сумел показать поэзию и правду
нравственного противостояния общественному злу, создав национально-конкретный, социально обусловленный и вместе с тем
общечеловечески значимый характер Ильи Ильича Обломова. Такова нравственная доминанта образа и его
философско-психологический смысл.