Русские сочинения
-
Горький М.
-
Челкаш
-
Своеобразие проблематики ранней прозы М. Горького (на примере одного из рассказов)
Своеобразие проблематики ранней прозы М. Горького (на примере одного из рассказов)
Мировоззренческая позиция Максима Горького на протяжении всей жизни писателя тяготела к революционному романтизму, предполагающему необходимость и неизбежность исправления мирового порядка путем внешнего воздействия. Общеизвестно, что Горький являлся гуманистом, следовательно, как и у гуманистов эпохи Возрождения, место Бога в его сознании занимал человек, но человек не обычный, а стоящий выше окружающих его людей, способный повести за собой толпу, способный на высшее самопожертвование, — Человек с большой буквы.
Мне кажется, что размышлять над вопросом, что есть человек, Горький начал уже в первом своем рассказе «Макар Чудра», где показал человека «красивого» и свободного, абсолютно не похожего на других. Затем, два года спустя, герои его рассказа «Старуха Изергиль» уже будут задаваться вопросом, зачем жить: для свободы от людей или для того, чтобы совершить подвиг во имя людей? В пьесе «На дне» автор поднимает вопрос, как жить человеку. И наконец, в повести «Мат! ь» Горький уже не только не задает никаких вопросов, но и создает образ, являющийся словно бы ответом на все эти вопросы, — человека настолько неординарного, «красивого», что создается ощущение, будто Павел и есть новый Мессия. Особое место в дооктябрьском творчестве Горького занимают так называемые «босяцкие» рассказы. Например, «Челкаш», «Коновалов», «Супруги Орловы». В этих «босяцких» рассказах романтизм приобретает реалистическую окраску. Тем не менее, думается, нельзя обвинить Горького в том, что здесь он отошел от романтического взгляда на своего героя: просто герои этих рассказов изображены в гуще жизни. Чтобы убедиться в этом, обратимся к рассказу «Челкаш», написанному в 1895 году. Это произведение можно условно разделить на три части: встреча героев, словесная дуэль и столкновение.
Великолепно дано Горьким и описание порта, который как будто бы «противоречит» морю — «свободной стихии». На фоне этого монстра люди — маленькие, суетливые, их голосов даже не слышно. Изумительна и звуковая инструментовка пейзажа. Только прислушайтесь: "…звон якорных цепей, грохот сцепления вагонов, металлический вопль железных листов, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат". Все детали создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская каторга. Пейзаж в рассказе не только фон, но и значимый элемент, раскрывающий авторский замысел. Пейзажное обрамление харктерно для ранних рассказов Горького. Это же мы видим и в «Челкаше». Если в начале рассказа море подавлено гранитными берегами, то в финале оно свободно: «Море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену». Все это тесно связано с образом главного героя рассказа — Челкаша. Итак, обратимся непосредственно к сюжету рассказа. Главных героев двое: Гришка Челкаш и Гаврила.
ишка Челкаш и Гаврила. Сначала автор создает портрет Челкаша. Для описания Гришки писатель трижды использует слово «хищный» («хищное лицо», «хищный нос» и даже «хищная худоба»), употребляет экспрессивные глаголы. Очевидно, что развернутая метафора «Челкаш — степной ястреб», с одной стороны, немедленно вызывает чувство отторжения от героя, а с другой стороны — подчеркивает его понимание свободы. Основные черты его характера: хищничество и свободолюбие. Рядом появляется описание Гаврилы. В его портрете нет динамики, и представляет его автор сидящим, в то время, как Гришка «медленно шагает». «Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонившись спиной к тумбочке, сидел молодой парень,
Мне кажется, что размышлять над вопросом, что есть человек, Горький начал уже в первом своем рассказе «Макар Чудра», где показал человека «красивого» и свободного, абсолютно не похожего на других. Затем, два года спустя, герои его рассказа «Старуха Изергиль» уже будут задаваться вопросом, зачем жить: для свободы от людей или для того, чтобы совершить подвиг во имя людей? В пьесе «На дне» автор поднимает вопрос, как жить человеку. И наконец, в повести «Мат! ь» Горький уже не только не задает никаких вопросов, но и создает образ, являющийся словно бы ответом на все эти вопросы, — человека настолько неординарного, «красивого», что создается ощущение, будто Павел и есть новый Мессия. Особое место в дооктябрьском творчестве Горького занимают так называемые «босяцкие» рассказы. Например, «Челкаш», «Коновалов», «Супруги Орловы». В этих «босяцких» рассказах романтизм приобретает реалистическую окраску. Тем не менее, думается, нельзя обвинить Горького в том, что здесь он отошел от романтического взгляда на своего героя: просто герои этих рассказов изображены в гуще жизни. Чтобы убедиться в этом, обратимся к рассказу «Челкаш», написанному в 1895 году. Это произведение можно условно разделить на три части: встреча героев, словесная дуэль и столкновение.
Великолепно дано Горьким и описание порта, который как будто бы «противоречит» морю — «свободной стихии». На фоне этого монстра люди — маленькие, суетливые, их голосов даже не слышно. Изумительна и звуковая инструментовка пейзажа. Только прислушайтесь: "…звон якорных цепей, грохот сцепления вагонов, металлический вопль железных листов, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат". Все детали создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская каторга. Пейзаж в рассказе не только фон, но и значимый элемент, раскрывающий авторский замысел. Пейзажное обрамление харктерно для ранних рассказов Горького. Это же мы видим и в «Челкаше». Если в начале рассказа море подавлено гранитными берегами, то в финале оно свободно: «Море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену». Все это тесно связано с образом главного героя рассказа — Челкаша. Итак, обратимся непосредственно к сюжету рассказа. Главных героев двое: Гришка Челкаш и Гаврила.
ишка Челкаш и Гаврила. Сначала автор создает портрет Челкаша. Для описания Гришки писатель трижды использует слово «хищный» («хищное лицо», «хищный нос» и даже «хищная худоба»), употребляет экспрессивные глаголы. Очевидно, что развернутая метафора «Челкаш — степной ястреб», с одной стороны, немедленно вызывает чувство отторжения от героя, а с другой стороны — подчеркивает его понимание свободы. Основные черты его характера: хищничество и свободолюбие. Рядом появляется описание Гаврилы. В его портрете нет динамики, и представляет его автор сидящим, в то время, как Гришка «медленно шагает». «Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонившись спиной к тумбочке, сидел молодой парень,