Русские сочинения
-
Горький М.
-
Мать
-
Идейно-композиционная роль образа Ниловны в повести М. Горького "Мать"
Идейно-композиционная роль образа Ниловны в повести М. Горького "Мать"
В центре внимания русского писателя всегда был человек, поиски им своего места в жизни. Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, М. Горький в своих произведениях выступали как величайшие гуманисты, все их творчество — в защиту человека. XX век переместил акценты. «Идея человека» подменяется «человеком идеи». Вследствие этого, писатели, которые продолжали гуманистические традиции русской классики XIX века, оказались вне русла официальной литературы. По разные стороны баррикады встали А. Платонов и М. Шолохов, А. Фадеев и Б. Пильняк, А. Ахматова и Э. Багрицкий. В довольно сложном положении в этой ситуации оказался М. Горький.
Горький прошел трудный путь и писателя, и человека. После себя он оставил огромное литературное наследие — статьи, романы, повести, пьесы, рассказы, письма. Раннее творчество М. Горького — поиск героя, в котором бы «интеллект и инстинкт слились в гармонии стройной», романтическая идеализация человека. «Человек — это звучит гордо» или «Все — в человеке, все -для человека», — вот, по-моему, основные мотивы раннего творчества писателя.
В нашем представлении Горький прежде всего связан с повестью «Мать». Она — о становлении революционного сознания темных, забитых масс, представительницей которых была Пелагея Ниловна Власова. Написана повесть была затем, чтобы показать проникновение революционных идей в сознание людей, «очищение и обогащение» человеческой души в революции. В образе Ниловны воплощено светлое время начала революции, когда люди хотели верить, что уже близко счастливое будущее, когда падут цепи рабства и восторжествует свобода. Это был период надежд и веры в социализм. Повесть «Мать» стоит «зеркалом у истоков нашей трагедии в XX веке». Книга показывает, как народное сознание, подчиненное жизни, под влиянием таких людей, как Павел Власов, Андрей Находка пробуждается и восстает против «хозяев жизни». Своеобразно, это повесть-утопия, потому что в нем показано, как люди поддались очарованию иллюзий, как они поверили в чудесную сказку о земном рае (мы теперь знаем, какой ценой достигнут этот «рай»), их угнетенные души начали просыпаться навстречу будущему счастью.
Своей повестью Горький формировал людское сознание. Прочитав ее, увидев пробуждение души главной героини, сомневающиеся начинали верить в необходимость революции, в ее гуманную миссию. Сам М. Горький определил основную мысль повести, как «шествие детей к правде», и на этот подвиг их «благословляет» мать. Сын Ниловны — Павел Власов — носитель революционных идей, возглавляющий «шествие». Его идея — власть пролетариата. Пелагея же Ниловна — мать — представительница темной массы, но, в то же время, она Богоматерь, отдающая своего единственного сына революции во имя того, чтобы люди обрели земной рай. Ее сын — носитель новой веры, и, обратившись в нее, она, его мать, переживает обновление души.
уши. Вот что говорит сама Ниловна: "…раньше жила, — не с чем было сравнивать. В нашем быту — все живут одинаково. А теперь вижу, как другие живут; вспоминаю, как сама жила, и — горько, тяжело". Кажется, тысячи жизней «говорят ее устами» и ее история «принимает значение символа». Ниловна — Богоматерь, провожающая своих детей на Голгофу. Она знает, что провожает их в тюрьму, на смерть, но все же «отдает» их во имя новой веры, которая, как ей кажется, впитает в себя все лучшее и гуманное от веры старой и соединит Христа с богом Павла. За этим чувствуется стремление Горького соединить революционные идеи с общечеловеческими: концепция христианского социализма. В образе матери, отдающей своего сына на заклание, воплощаются все матери, готовящие своих детей к жертвенному подвигу во имя «всех людей». Вспоминается сон Ниловны: «Мать уронила ребенка на пол, под ноги людей, они обегали его стороной, боязливо оглядываясь на голое тельце, а она встала на колени и кричала им: „Не бросайте дитя! Возьмите его...“. Христос воскресе из мертвых...». Образ Ниловны — идейный и композиционный центр произведения. Не случайно Горький назвал свою повесть «Мать».
Рисуя образ Ниловны, Горький еще не знал, какой будет революция, не знал точно, к чему она приведет, но верил, что жизнь людей, таких, как Пелагея Ниловна, станет лучше. Он был готов к революции, но боялся крови и насилия.
Пришел 1917 год… У всех просвещенных людей он развеял надежды на светлое будущее. М. Горький дает определение революции: «Страшный научный эксперимент над живым телом России». Революция не оправдала надежд русской интеллигенции. То, о чем мечтал Горький в повести «Мать» — поставить во главе пролетариат, — сбылось. «Пролетариат — у власти, ныне он получил возможность свободного творчества», — писал Горький в «Несвоевременных мыслях». Но Горький, буревестник революции, увидел вместо искомого «рая» погубленную культуру, сотни тысяч загубленных жизней… Развеялась чудесная сказка, произошло то, что неотвратимо должно было случиться: «Человек оценивается так же дешево, как и раньше». Идея, ради которой Ниловна пожертвовала собой и своим сыном, обернулась на практике страшной, кошмарной, жестокой бойней. В «Матери» мы видим пробуждение души героини от власти «рабского, холопского». В «Несвоевременных мыслях» писатель с горечью говорит о том, что такими методами, которые применяются в Советской России, ничего не добиться: «Идеи не побеждают приемами физического насилия». Это главная мысль писателя-гуманиста, к которой еще тогда стоило бы прислушаться. Вот об этом меня сегодня заставил размышлять М. Горький.
Миронова Н. 11 класс, школа 196 С.-Петербург
Горький прошел трудный путь и писателя, и человека. После себя он оставил огромное литературное наследие — статьи, романы, повести, пьесы, рассказы, письма. Раннее творчество М. Горького — поиск героя, в котором бы «интеллект и инстинкт слились в гармонии стройной», романтическая идеализация человека. «Человек — это звучит гордо» или «Все — в человеке, все -для человека», — вот, по-моему, основные мотивы раннего творчества писателя.
В нашем представлении Горький прежде всего связан с повестью «Мать». Она — о становлении революционного сознания темных, забитых масс, представительницей которых была Пелагея Ниловна Власова. Написана повесть была затем, чтобы показать проникновение революционных идей в сознание людей, «очищение и обогащение» человеческой души в революции. В образе Ниловны воплощено светлое время начала революции, когда люди хотели верить, что уже близко счастливое будущее, когда падут цепи рабства и восторжествует свобода. Это был период надежд и веры в социализм. Повесть «Мать» стоит «зеркалом у истоков нашей трагедии в XX веке». Книга показывает, как народное сознание, подчиненное жизни, под влиянием таких людей, как Павел Власов, Андрей Находка пробуждается и восстает против «хозяев жизни». Своеобразно, это повесть-утопия, потому что в нем показано, как люди поддались очарованию иллюзий, как они поверили в чудесную сказку о земном рае (мы теперь знаем, какой ценой достигнут этот «рай»), их угнетенные души начали просыпаться навстречу будущему счастью.
Своей повестью Горький формировал людское сознание. Прочитав ее, увидев пробуждение души главной героини, сомневающиеся начинали верить в необходимость революции, в ее гуманную миссию. Сам М. Горький определил основную мысль повести, как «шествие детей к правде», и на этот подвиг их «благословляет» мать. Сын Ниловны — Павел Власов — носитель революционных идей, возглавляющий «шествие». Его идея — власть пролетариата. Пелагея же Ниловна — мать — представительница темной массы, но, в то же время, она Богоматерь, отдающая своего единственного сына революции во имя того, чтобы люди обрели земной рай. Ее сын — носитель новой веры, и, обратившись в нее, она, его мать, переживает обновление души.
уши. Вот что говорит сама Ниловна: "…раньше жила, — не с чем было сравнивать. В нашем быту — все живут одинаково. А теперь вижу, как другие живут; вспоминаю, как сама жила, и — горько, тяжело". Кажется, тысячи жизней «говорят ее устами» и ее история «принимает значение символа». Ниловна — Богоматерь, провожающая своих детей на Голгофу. Она знает, что провожает их в тюрьму, на смерть, но все же «отдает» их во имя новой веры, которая, как ей кажется, впитает в себя все лучшее и гуманное от веры старой и соединит Христа с богом Павла. За этим чувствуется стремление Горького соединить революционные идеи с общечеловеческими: концепция христианского социализма. В образе матери, отдающей своего сына на заклание, воплощаются все матери, готовящие своих детей к жертвенному подвигу во имя «всех людей». Вспоминается сон Ниловны: «Мать уронила ребенка на пол, под ноги людей, они обегали его стороной, боязливо оглядываясь на голое тельце, а она встала на колени и кричала им: „Не бросайте дитя! Возьмите его...“. Христос воскресе из мертвых...». Образ Ниловны — идейный и композиционный центр произведения. Не случайно Горький назвал свою повесть «Мать».
Рисуя образ Ниловны, Горький еще не знал, какой будет революция, не знал точно, к чему она приведет, но верил, что жизнь людей, таких, как Пелагея Ниловна, станет лучше. Он был готов к революции, но боялся крови и насилия.
Пришел 1917 год… У всех просвещенных людей он развеял надежды на светлое будущее. М. Горький дает определение революции: «Страшный научный эксперимент над живым телом России». Революция не оправдала надежд русской интеллигенции. То, о чем мечтал Горький в повести «Мать» — поставить во главе пролетариат, — сбылось. «Пролетариат — у власти, ныне он получил возможность свободного творчества», — писал Горький в «Несвоевременных мыслях». Но Горький, буревестник революции, увидел вместо искомого «рая» погубленную культуру, сотни тысяч загубленных жизней… Развеялась чудесная сказка, произошло то, что неотвратимо должно было случиться: «Человек оценивается так же дешево, как и раньше». Идея, ради которой Ниловна пожертвовала собой и своим сыном, обернулась на практике страшной, кошмарной, жестокой бойней. В «Матери» мы видим пробуждение души героини от власти «рабского, холопского». В «Несвоевременных мыслях» писатель с горечью говорит о том, что такими методами, которые применяются в Советской России, ничего не добиться: «Идеи не побеждают приемами физического насилия». Это главная мысль писателя-гуманиста, к которой еще тогда стоило бы прислушаться. Вот об этом меня сегодня заставил размышлять М. Горький.
Миронова Н. 11 класс, школа 196 С.-Петербург