Русские сочинения
-
Горький М.
-
Мать
-
Ниловна обрисует весь мировой процесс. По роману Горькго «Мать»
Ниловна обрисует весь мировой процесс. По роману Горькго «Мать»
В начале ХХ века над писателем снова нависла опасность ареста. С целью предотвратить его и для раскрытия правды о русской революции, агитации против займов царскому правительству, для сбора средств в партийную кассу Горький был направлен за границу.
Из Финляндии, через Швецию, Германию, Швейцарию, Францию он отплыл в Америку в апреле 1906 года. Здесь началась его бурная общественная и творческая деятельность. Бесчисленные выступления на митингах и в печати. Создание первых очерков об Америке («Город желтого дьявола»), сатирических «Мои интервью», драмы «Враги», работа над романом «Мать». А с октября того же года писатель надолго (до 1913 г., в ожидании амнистии для себя) поселился на Капри, где примерно через месяц был завершен роман «Мать». Этот роман объединил в себе многие наблюдения, обретенные автором за годы его участия в революционном движении. Однако он пришел и к некоторым новым представлениям. Е. П. Пешковой Горький сообщил: Ниловна «обрисует весь мировой процесс, как шествие детей к правде. Детей, ты это пойми! В этом страшное усиление мировой трагедии» (курсив Горького).
Что же имел в виду писатель? Речь идет, видимо, о том, что текущая освободительная борьба не есть еще коренная перестройка человеческой души. Потому он и привел цитату из будущей речи героини (позже текст был уточнен): «…идут дети к новому солнцу. Дети наши, обрекшие себя на страдания за всех людей...» (курсив Горького). Уже нет спокойных свершений Синцова и Грекова во «Врагах». А есть страдания во имя будущего. Последовало поэтому и другое признание Горького — «о роковой разнице между реформатором и революционером», иначе, о разнице между изменением правового положения народа и переплавкой сознания людей — главной цели революции. Героиня романа Власова отождествляет нового человека со священным для женщины образом детей. Так подчеркивается детская чистота «идущих вперед», одновременно трудности их роста, испытания на этом пути (чему, собственно, и посвящено произведение). Отсюда же — волнующий мотив материнской жалости: «Всех жалко мне!..» Самая революция рисуется нелегким движением к нравственному очищению общества. Близкое автору, повторяющееся в романе предчувствие высказывает Находка: «Растет новое сердце…»
Тесно — через чувство матери — связаны понятия «революция», «социализм» с этическими: «любовь», «вера», «душа». В столь утонченную сферу и включаются острые, болевые вопросы действительности — как создать союз рабочих, крестьян, интеллигенции, выработать идеологические и нравственные принципы жизни. Процесс этот раскрыт в проекции на конечный его результат — победу «нового сердца». Но главная предпосылка будущего уже существует: борющиеся люди стали понимать себя и друг друга, слились в одно целое. В финальной сцене Ниловна видит себя в единстве со множеством «других глаз — они горели знакомым ей смелым огнем, острым огнем — родным ее сердцу огнем».
Горький не принял толстовской идеи «религиозно-нравственного совершенствования» отдельных личностей.
отдельных личностей. Ранее в «Заметках о мещанстве» (1905) и потом — всю жизнь — резко отрицательно относился к призывам, по его же определению, «двух величайших гениев» — Достоевского и Л. Толстого — к смирению и «непротивлению злу насилием». Представляется, однако, что писатель новой эпохи многое наследует от своих великих соотечественников. И не только изображая существующие противоречия, показывая влияние социальных пороков на человека. Уже в прозе Горького 90-х годов читается знакомая нам по творчеству Толстого и Достоевского взволнованная мысль о благотворном воздействии матери-природы на человека, о возрождающей силе любви. Был, правда, у Горького момент в жизни, когда он предполагал, что «совершенствоваться будем потом», но краткий. В романе «Мать» очищение, обогащение души стало ведущим мотивом. Достоевский и Толстой открыли миру ценность душевного единения, самоотвержения людей «для общего блага». Горький, несомненно, шел проторенной дорогой к пониманию этой высшей нравственности. Только он считал, что ее победа достижима в активной деятельности масс.
В. Воровский, литературный критик, выразил сомнение: «Образ Ниловны был необычен, идеализирован. Ниловна представляет тип надуманный, маловероятный». При создании своей героини Горький, как известно, опирался на реальный опыт матерей сормовского и уфимского революционеров — А. К. Заломовой, А. Ф. Кадомцевой. И все-таки в романе, действительно, выражена желанная перспектива, мечта о духовном возрождении всего мира. Однако как раз эта особенность «Матери» несла характерное для эпохи умонастроение. В «Открытом письме» Горькому рабочие приветствовали «Мать» как воплощение именно идеала, «который несет освобождение от оков жизни не только рабочему классу, но и всему человечеству.
Очень точно замечено: освобождение от оков мрачной жизни всего человечества. Не случайно Горький в конце 1906 года настойчиво повторяет одну фразу: «…каждый день все более убеждает меня в близости революции всемирной». Впечатление это укрепилось в Италии. И потому, что здесь были часты хорошо организованные забастовки. Но прежде всего потому, что итальянские рабочие оказались сознательными, дружными, чуткими к красоте и мудрости, накопленной веками.
Из Финляндии, через Швецию, Германию, Швейцарию, Францию он отплыл в Америку в апреле 1906 года. Здесь началась его бурная общественная и творческая деятельность. Бесчисленные выступления на митингах и в печати. Создание первых очерков об Америке («Город желтого дьявола»), сатирических «Мои интервью», драмы «Враги», работа над романом «Мать». А с октября того же года писатель надолго (до 1913 г., в ожидании амнистии для себя) поселился на Капри, где примерно через месяц был завершен роман «Мать». Этот роман объединил в себе многие наблюдения, обретенные автором за годы его участия в революционном движении. Однако он пришел и к некоторым новым представлениям. Е. П. Пешковой Горький сообщил: Ниловна «обрисует весь мировой процесс, как шествие детей к правде. Детей, ты это пойми! В этом страшное усиление мировой трагедии» (курсив Горького).
Что же имел в виду писатель? Речь идет, видимо, о том, что текущая освободительная борьба не есть еще коренная перестройка человеческой души. Потому он и привел цитату из будущей речи героини (позже текст был уточнен): «…идут дети к новому солнцу. Дети наши, обрекшие себя на страдания за всех людей...» (курсив Горького). Уже нет спокойных свершений Синцова и Грекова во «Врагах». А есть страдания во имя будущего. Последовало поэтому и другое признание Горького — «о роковой разнице между реформатором и революционером», иначе, о разнице между изменением правового положения народа и переплавкой сознания людей — главной цели революции. Героиня романа Власова отождествляет нового человека со священным для женщины образом детей. Так подчеркивается детская чистота «идущих вперед», одновременно трудности их роста, испытания на этом пути (чему, собственно, и посвящено произведение). Отсюда же — волнующий мотив материнской жалости: «Всех жалко мне!..» Самая революция рисуется нелегким движением к нравственному очищению общества. Близкое автору, повторяющееся в романе предчувствие высказывает Находка: «Растет новое сердце…»
Тесно — через чувство матери — связаны понятия «революция», «социализм» с этическими: «любовь», «вера», «душа». В столь утонченную сферу и включаются острые, болевые вопросы действительности — как создать союз рабочих, крестьян, интеллигенции, выработать идеологические и нравственные принципы жизни. Процесс этот раскрыт в проекции на конечный его результат — победу «нового сердца». Но главная предпосылка будущего уже существует: борющиеся люди стали понимать себя и друг друга, слились в одно целое. В финальной сцене Ниловна видит себя в единстве со множеством «других глаз — они горели знакомым ей смелым огнем, острым огнем — родным ее сердцу огнем».
Горький не принял толстовской идеи «религиозно-нравственного совершенствования» отдельных личностей.
отдельных личностей. Ранее в «Заметках о мещанстве» (1905) и потом — всю жизнь — резко отрицательно относился к призывам, по его же определению, «двух величайших гениев» — Достоевского и Л. Толстого — к смирению и «непротивлению злу насилием». Представляется, однако, что писатель новой эпохи многое наследует от своих великих соотечественников. И не только изображая существующие противоречия, показывая влияние социальных пороков на человека. Уже в прозе Горького 90-х годов читается знакомая нам по творчеству Толстого и Достоевского взволнованная мысль о благотворном воздействии матери-природы на человека, о возрождающей силе любви. Был, правда, у Горького момент в жизни, когда он предполагал, что «совершенствоваться будем потом», но краткий. В романе «Мать» очищение, обогащение души стало ведущим мотивом. Достоевский и Толстой открыли миру ценность душевного единения, самоотвержения людей «для общего блага». Горький, несомненно, шел проторенной дорогой к пониманию этой высшей нравственности. Только он считал, что ее победа достижима в активной деятельности масс.
В. Воровский, литературный критик, выразил сомнение: «Образ Ниловны был необычен, идеализирован. Ниловна представляет тип надуманный, маловероятный». При создании своей героини Горький, как известно, опирался на реальный опыт матерей сормовского и уфимского революционеров — А. К. Заломовой, А. Ф. Кадомцевой. И все-таки в романе, действительно, выражена желанная перспектива, мечта о духовном возрождении всего мира. Однако как раз эта особенность «Матери» несла характерное для эпохи умонастроение. В «Открытом письме» Горькому рабочие приветствовали «Мать» как воплощение именно идеала, «который несет освобождение от оков жизни не только рабочему классу, но и всему человечеству.
Очень точно замечено: освобождение от оков мрачной жизни всего человечества. Не случайно Горький в конце 1906 года настойчиво повторяет одну фразу: «…каждый день все более убеждает меня в близости революции всемирной». Впечатление это укрепилось в Италии. И потому, что здесь были часты хорошо организованные забастовки. Но прежде всего потому, что итальянские рабочие оказались сознательными, дружными, чуткими к красоте и мудрости, накопленной веками.