Бродячий философ Лука
(по пьесе М. Горького «На дне»)
Пьеса М. Горького «На дне» была написана в 1902 году. Это было тяжелое время для России. С одной стороны, быстрый рост капиталистического сектора в экономике. С другой — все более страшный контраст между социальным благополучием небольшого числа людей и безнадежной нищетой огромных трудящихся масс. Люди, потерявшие работу, дом, надежду, чтобы как-то изменить положение, пропадали в ночлежных домах, страшных «углах», спивались, воровали, попрошайничали. Литература не могла оставаться в стороне от общественного конфликта. Писатели задавали вопросы и пытались найти ответы на них — что нужно, чтобы изменить существующий порядок вещей, как помочь человеку, утратившему надежду. Горький, выходец из народа, знавший его не по книгам и отвлеченным теоретическим исследованиям, лучше многих представлял себе, какова жизнь бедноты, какие нравственные высоты и пороки таятся «на дне». В пьесе писатель задается вопросом: что есть подлинная любовь к человеку и в чем она должна проявляться.
Лука, странник «по святым местам», является характерным для Руси персонажем. Их много бродило по дорогам, они нигде не задерживались надолго, кормились «от людей». За то, что кормят и дают угол, они рассказывали разные истории о чудесах, святых угодниках, страшных грешниках, об исцелении верующих и наказании согрешивших. Многие из них бродяжничали вдохновенно, не умея и не желая жить по-другому. О таком бродяге, например, рассказал Н. Лесков в повести «Очарованный странник». Но Лука относится к другому типу. Это, по определению Горького, «профессиональный утешитель». Он появляется среди отверженных, несчастных, жалеет их, рассказывает утешительные байки и становится благодетелем для униженных, который единственный пожалел их и нашел доброе слово.
В пьесе Лука появляется в ночлежке и приветливо обращается к обитателям: «Доброго здоровья, народ честной!» Он сразу же показывает, что для него эти люди — не отребье, не «отходы» общества, идущего к счастливому будущему, они ничем не хуже других, только несчастнее. Лука ведет себя как человек, знающий твердо: нищета — это не позор, а несчастье.
В каждом он старается согреть и укрепить веру в то, что приговор, который вынесло общество, не окончательный, что все еще может измениться к лучшему. Он твердо знает, что человека нужно пожалеть. Вовремя пожалеть — иногда значит спасти, как он спас разбойников-грабителей. И героев пьесы он щедро оделяет жалостью и надеждой.
Почему же Горький так беспощаден к этому доброму человеку? Ведь даже Бубнов, который не верит никому и ничему, не может найти корыстных мотивов у Луки. Он видит, что странник все врет, но не понимает, какая ему в том выгода. А ведь выгода отсутствует. Лука считает, что все люди хотят лучшего, ищут лучшего, им нужно терпение. А терпение возможно, если человек верит, что это лучшее действительно существует и к нему можно стремиться. Лука для каждого находит такой маячок: то ли больница для алкоголиков, то ли любовь, то ли освобождение от мук и райская жизнь после смерти.
ждение от мук и райская жизнь после смерти… Он один увидел страх и одиночество умирающей Анны, один действительно утешил ее и помог забыть о смертном ужасе, нашел добрые слова, которых женщина не дождалась ни от кого, включая собственного мужа.
Лука лжет, сочиняет, но в этой лжи есть своя правда. Он пытается помочь человеку снова поверить в жизнь. Жестокая реальность, по его разумению, не то, что нужно слабому и нуждающемуся. Дай человеку веру, хоть и обманную, и он сможет вынести любую реальность. Но ни доброта Луки, ни его вера не приносят плодов. Они никого не согрели и не изменили, не помогли изменить жизнь. За теплой оболочкой — холод и пустота, на которую невозможно опереться. Поэтому так циничен по отношению к смерти Актера Сатин, так равнодушны к уходящему страннику остальные герои. Ужасно то, что единственный человек, поверивший в сказку Луки, Актер, мог бы подняться, мог бы, наверное, пойти искать свою «землю обетованную», пусть это только несуществующая лечебница. Надолго ли хватило бы этого порыва — неважно. Но все с каким-то наслаждением разрушает Бубнов, швыряя в лицо поверившему правду-матку. И все, что оставил после себя Добрый и кроткий «божий человек» — это смерть, крушение последних надежд, разочарование.
Но можно ли сказать, что Горький так однозначно осуждает своего героя? Писатель точно проводит границу между подлинным утешением и утешительной ложью, между реальной помощью и ложными надеждами. Любовь должна быть действенной, Не ограничивающейся словами, за которыми равнодушие к случайно встреченным людям, чьи судьбы не имеют для тебя никакого значения. Философия Луки — утешил, поговорил и иди своей Дорогой. Правда — помог, поддержал и иди, не жди награды. Горький знал цену дешевой жалости, но сам никогда не отказывал в помощи и не ждал, пока его попросят о ней. Своему герою он передал только малую часть знания о том, что нужно человеку для того, чтобы подняться над обстоятельствами. Луке нечего предложить обитателям дна, на самом деле его сказки — подмена правды, потому что странник не знает, что делать с этими несчастными. «Надейтесь», — вот все, что он может им предложить. Поэтому не утешает жалость и губит поддержка таких искренних проповедников дешевого гуманизма.
Пьеса М. Горького «На дне» была написана в 1902 году. Это было тяжелое время для России. С одной стороны, быстрый рост капиталистического сектора в экономике. С другой — все более страшный контраст между социальным благополучием небольшого числа людей и безнадежной нищетой огромных трудящихся масс. Люди, потерявшие работу, дом, надежду, чтобы как-то изменить положение, пропадали в ночлежных домах, страшных «углах», спивались, воровали, попрошайничали. Литература не могла оставаться в стороне от общественного конфликта. Писатели задавали вопросы и пытались найти ответы на них — что нужно, чтобы изменить существующий порядок вещей, как помочь человеку, утратившему надежду. Горький, выходец из народа, знавший его не по книгам и отвлеченным теоретическим исследованиям, лучше многих представлял себе, какова жизнь бедноты, какие нравственные высоты и пороки таятся «на дне». В пьесе писатель задается вопросом: что есть подлинная любовь к человеку и в чем она должна проявляться.
Лука, странник «по святым местам», является характерным для Руси персонажем. Их много бродило по дорогам, они нигде не задерживались надолго, кормились «от людей». За то, что кормят и дают угол, они рассказывали разные истории о чудесах, святых угодниках, страшных грешниках, об исцелении верующих и наказании согрешивших. Многие из них бродяжничали вдохновенно, не умея и не желая жить по-другому. О таком бродяге, например, рассказал Н. Лесков в повести «Очарованный странник». Но Лука относится к другому типу. Это, по определению Горького, «профессиональный утешитель». Он появляется среди отверженных, несчастных, жалеет их, рассказывает утешительные байки и становится благодетелем для униженных, который единственный пожалел их и нашел доброе слово.
В пьесе Лука появляется в ночлежке и приветливо обращается к обитателям: «Доброго здоровья, народ честной!» Он сразу же показывает, что для него эти люди — не отребье, не «отходы» общества, идущего к счастливому будущему, они ничем не хуже других, только несчастнее. Лука ведет себя как человек, знающий твердо: нищета — это не позор, а несчастье.
В каждом он старается согреть и укрепить веру в то, что приговор, который вынесло общество, не окончательный, что все еще может измениться к лучшему. Он твердо знает, что человека нужно пожалеть. Вовремя пожалеть — иногда значит спасти, как он спас разбойников-грабителей. И героев пьесы он щедро оделяет жалостью и надеждой.
Почему же Горький так беспощаден к этому доброму человеку? Ведь даже Бубнов, который не верит никому и ничему, не может найти корыстных мотивов у Луки. Он видит, что странник все врет, но не понимает, какая ему в том выгода. А ведь выгода отсутствует. Лука считает, что все люди хотят лучшего, ищут лучшего, им нужно терпение. А терпение возможно, если человек верит, что это лучшее действительно существует и к нему можно стремиться. Лука для каждого находит такой маячок: то ли больница для алкоголиков, то ли любовь, то ли освобождение от мук и райская жизнь после смерти.
ждение от мук и райская жизнь после смерти… Он один увидел страх и одиночество умирающей Анны, один действительно утешил ее и помог забыть о смертном ужасе, нашел добрые слова, которых женщина не дождалась ни от кого, включая собственного мужа.
Лука лжет, сочиняет, но в этой лжи есть своя правда. Он пытается помочь человеку снова поверить в жизнь. Жестокая реальность, по его разумению, не то, что нужно слабому и нуждающемуся. Дай человеку веру, хоть и обманную, и он сможет вынести любую реальность. Но ни доброта Луки, ни его вера не приносят плодов. Они никого не согрели и не изменили, не помогли изменить жизнь. За теплой оболочкой — холод и пустота, на которую невозможно опереться. Поэтому так циничен по отношению к смерти Актера Сатин, так равнодушны к уходящему страннику остальные герои. Ужасно то, что единственный человек, поверивший в сказку Луки, Актер, мог бы подняться, мог бы, наверное, пойти искать свою «землю обетованную», пусть это только несуществующая лечебница. Надолго ли хватило бы этого порыва — неважно. Но все с каким-то наслаждением разрушает Бубнов, швыряя в лицо поверившему правду-матку. И все, что оставил после себя Добрый и кроткий «божий человек» — это смерть, крушение последних надежд, разочарование.
Но можно ли сказать, что Горький так однозначно осуждает своего героя? Писатель точно проводит границу между подлинным утешением и утешительной ложью, между реальной помощью и ложными надеждами. Любовь должна быть действенной, Не ограничивающейся словами, за которыми равнодушие к случайно встреченным людям, чьи судьбы не имеют для тебя никакого значения. Философия Луки — утешил, поговорил и иди своей Дорогой. Правда — помог, поддержал и иди, не жди награды. Горький знал цену дешевой жалости, но сам никогда не отказывал в помощи и не ждал, пока его попросят о ней. Своему герою он передал только малую часть знания о том, что нужно человеку для того, чтобы подняться над обстоятельствами. Луке нечего предложить обитателям дна, на самом деле его сказки — подмена правды, потому что странник не знает, что делать с этими несчастными. «Надейтесь», — вот все, что он может им предложить. Поэтому не утешает жалость и губит поддержка таких искренних проповедников дешевого гуманизма.