Русские сочинения
-
Горький М.
-
На дне
-
Что лучше – истина или сострадание? Что нужнее? Размышления над страницами пьесы М.Горького “На дне”
Что лучше – истина или сострадание? Что нужнее? Размышления над страницами пьесы М.Горького “На дне”
Что лучше – истина илисострадание? Что нужнее? Размышлениянад страницами пьесы М.Горького “На дне”
Что есть истина? Истина (в моём понимании) –это абсолютная правда, то есть такая правда,которая для всех случаев и для всех людейодинакова. Думаю, что такой правды быть неможет. Даже факт, казалось бы, очевиднооднозначное событие, разные людивоспринимают по-разному. Так, например,известие о смерти может быть понято какизвестие о другой, новой жизни. Часто правдане может быть абсолютной, для всех единой,потому что слова неоднозначны, потому чтосмысл одного и того же слова по-разномупонимается. Поэтому я бы стала говорить необ истине – понятии недостижимом, – а оправде, которая рассчитана на “среднего”человека.
Сопоставление истины и сострадания придаётслову “истина” некоторый оттенокжёсткости. Истина – это жёсткая и жестокаяправда. Души ранены истиной, а потомунуждаются в сострадании.
Нельзя сказать, что герои пьесы “На дне”представляют собой более или менееоднородную массу людей – безличных,бесхарактерных. Каждый из героев чувствует,мечтает, надеется или вспоминает. Точнее,носит внутри себя что-то драгоценное исокровенное, но поскольку мир, в котором ониживут, бессердечен и жесток, они вынужденыпрятать как можно дальше все свои мечты.Хотя мечта, которой было бы хоть какое-нибудьдоказательство в суровой реальной жизни,могла бы помочь слабым людям – Насте, Анне,Актёру. Они – эти слабые люди – подавленыбезысходностью реальной жизни. И им длятого, чтобы жить, только жить, необходимаспасительная и мудрая ложь о “праведнойземле”. До тех пор пока люди будут верить истремиться к лучшему, они будут находить всебе силы и желание жить. Даже самые жалкиеиз них, даже те, кто своё имя потерял,жалостью и состраданием могут бытьвылечены и даже отчасти воскрешены. Воттолько знали бы окружающие люди об этом!Может быть, тогда бы из самообмана дажеслабый человек построил себе лучшую,приемлемую для него жизнь? Но окружающие обэтом не задумываются, разоблачают мечту, ачеловек… “пошёл домой – и удавился!..”
Стоит ли обвинять во лжи старца, которыйединственный из обитателей ночлежки думаетне о себе, не о деньгах, не о выпивке, а олюдях? Он старается приласкать (“Человекаприласкать никогда не вредно”), он вселяетнадежды спокойствием ижалостью. Именно он, в конце концов, изменилвсех людей, всех обитателей ночлежки… Да,Актёр повесился. Но виновен в этом не толькоЛука, но и те, кто не жалел, а резал по сердцуправдой.
Есть некоторый стереотип в отношенииправды. Нередко считается,что правда всегда хороша. Конечно, ценно,если ты всегда живёшь правдой, реальностью,но тогда невозможны мечты, а вслед за ними –другое видение мира, поэзия в широкомсмысле этого слова. Именно особый взгляд нажизнь рождает прекрасное, служит основойискусства, которое в конце концов такжестановится частью жизни.
Как же сострадание воспринимают болеесильные люди? Вот Бубнов, например. Бубнов,на мой взгляд, наиболее жёсткий и циничныйиз всех обитателей ночлежки. Бубнов “бубнит”всё время, констатируя голые, тяжёлыеистины: “как себя ни раскрашивай – всёсотрётся”, совесть не нужна ему, он – “небогатый”… Василису Бубнов, не стесняясь,спокойно называет лютой бабой, а в серединуразговора вставляет, что нитки-де гнилые.Обычно с Бубновым никто специально неразговаривает, но он время от временивставляет свои замечания в самые разныедиалоги. И тот же самый Бубнов, главныйоппонент Луки, унылый и циничный, в финалеугощает всех водкой, рычит, кричит,предлагает “отвести душу”! И только пьяный,щедрый и разговорчивый Бубнов, по словамАлёшки, “похож на человека”. Видно, Лукадобротой задел и Бубнова, показал ему, чтоне в унынии повседневной тоски жизнь, а вчём-то более жизнерадостном,обнадёживающем — в мечтах. И Бубнов мечтает!
Появление Луки сплотило “сильных”обитателей ночлежки (Сатина, Клеща, Бубновав первую очередь), возник даже цельный общийразговор. Лука – человек, который сострадал,жалел и любил, сумел оказать влияние на всех.Даже Актёр вспомнил и любимыестихотворения, и имя.
Человеческие чувства и мечты, еговнутренний мир дороже всего и ценнее всего,потому что мечта не ограничивает, мечтаразвивает. Правда не дарит надежд, правда неверит в Бога, а без веры в Бога, без надежднет будущего.
Что есть истина? Истина (в моём понимании) –это абсолютная правда, то есть такая правда,которая для всех случаев и для всех людейодинакова. Думаю, что такой правды быть неможет. Даже факт, казалось бы, очевиднооднозначное событие, разные людивоспринимают по-разному. Так, например,известие о смерти может быть понято какизвестие о другой, новой жизни. Часто правдане может быть абсолютной, для всех единой,потому что слова неоднозначны, потому чтосмысл одного и того же слова по-разномупонимается. Поэтому я бы стала говорить необ истине – понятии недостижимом, – а оправде, которая рассчитана на “среднего”человека.
Сопоставление истины и сострадания придаётслову “истина” некоторый оттенокжёсткости. Истина – это жёсткая и жестокаяправда. Души ранены истиной, а потомунуждаются в сострадании.
Нельзя сказать, что герои пьесы “На дне”представляют собой более или менееоднородную массу людей – безличных,бесхарактерных. Каждый из героев чувствует,мечтает, надеется или вспоминает. Точнее,носит внутри себя что-то драгоценное исокровенное, но поскольку мир, в котором ониживут, бессердечен и жесток, они вынужденыпрятать как можно дальше все свои мечты.Хотя мечта, которой было бы хоть какое-нибудьдоказательство в суровой реальной жизни,могла бы помочь слабым людям – Насте, Анне,Актёру. Они – эти слабые люди – подавленыбезысходностью реальной жизни. И им длятого, чтобы жить, только жить, необходимаспасительная и мудрая ложь о “праведнойземле”. До тех пор пока люди будут верить истремиться к лучшему, они будут находить всебе силы и желание жить. Даже самые жалкиеиз них, даже те, кто своё имя потерял,жалостью и состраданием могут бытьвылечены и даже отчасти воскрешены. Воттолько знали бы окружающие люди об этом!Может быть, тогда бы из самообмана дажеслабый человек построил себе лучшую,приемлемую для него жизнь? Но окружающие обэтом не задумываются, разоблачают мечту, ачеловек… “пошёл домой – и удавился!..”
Стоит ли обвинять во лжи старца, которыйединственный из обитателей ночлежки думаетне о себе, не о деньгах, не о выпивке, а олюдях? Он старается приласкать (“Человекаприласкать никогда не вредно”), он вселяетнадежды спокойствием ижалостью. Именно он, в конце концов, изменилвсех людей, всех обитателей ночлежки… Да,Актёр повесился. Но виновен в этом не толькоЛука, но и те, кто не жалел, а резал по сердцуправдой.
Есть некоторый стереотип в отношенииправды. Нередко считается,что правда всегда хороша. Конечно, ценно,если ты всегда живёшь правдой, реальностью,но тогда невозможны мечты, а вслед за ними –другое видение мира, поэзия в широкомсмысле этого слова. Именно особый взгляд нажизнь рождает прекрасное, служит основойискусства, которое в конце концов такжестановится частью жизни.
Как же сострадание воспринимают болеесильные люди? Вот Бубнов, например. Бубнов,на мой взгляд, наиболее жёсткий и циничныйиз всех обитателей ночлежки. Бубнов “бубнит”всё время, констатируя голые, тяжёлыеистины: “как себя ни раскрашивай – всёсотрётся”, совесть не нужна ему, он – “небогатый”… Василису Бубнов, не стесняясь,спокойно называет лютой бабой, а в серединуразговора вставляет, что нитки-де гнилые.Обычно с Бубновым никто специально неразговаривает, но он время от временивставляет свои замечания в самые разныедиалоги. И тот же самый Бубнов, главныйоппонент Луки, унылый и циничный, в финалеугощает всех водкой, рычит, кричит,предлагает “отвести душу”! И только пьяный,щедрый и разговорчивый Бубнов, по словамАлёшки, “похож на человека”. Видно, Лукадобротой задел и Бубнова, показал ему, чтоне в унынии повседневной тоски жизнь, а вчём-то более жизнерадостном,обнадёживающем — в мечтах. И Бубнов мечтает!
Появление Луки сплотило “сильных”обитателей ночлежки (Сатина, Клеща, Бубновав первую очередь), возник даже цельный общийразговор. Лука – человек, который сострадал,жалел и любил, сумел оказать влияние на всех.Даже Актёр вспомнил и любимыестихотворения, и имя.
Человеческие чувства и мечты, еговнутренний мир дороже всего и ценнее всего,потому что мечта не ограничивает, мечтаразвивает. Правда не дарит надежд, правда неверит в Бога, а без веры в Бога, без надежднет будущего.